Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Горе от ума
http://www.liter.kz/
Группа казахстанских авторов из меркантильных интересов дошла до администрации президента
С 2005 года авторы учебников по математике, чьи «труды» в силу низкого качества отказываются тиражировать издательства «Атамура», «Мектеп» и «Жазушы», успели написать письма не только президенту, но и в правительство и Министерство образования и науки РК. И на достигнутом, судя по всему, останавливаться не собираются. А поскольку недовольство учебниками нового поколения в Казахстане растет, издательства готовы формировать авторские коллективы из российских и кыргызских опытных методистов.

На сегодняшний день тиражируются учебники только одного из пяти авторов, ходящих по инстанциям – Абдугали Шыныбекова, а творения Камилы Букубаевой, Нурдаулета Майкотова, Курмангали Канлыбаева и Турсынкуль Алдамуратовой практически сразу после создания были отвергнуты экспертами, поэтому не пошли в школьные массы.
В своих обращениях к власть имущим методисты убеждают в несправедливости оценки их трудов и ссылаются на то, что учебники успешно прошли апробацию как экспериментальные и даже выиграли тендер. Однако результаты многочисленных экспертиз, проведенных Республиканским научно-практическим центром (РНПЦ) «Учебник», свидетельствуют о том, что учиться по такой литературе нельзя, и она не соответствует формулировке «учебники нового поколения».
Автор Камила Букубаева пытается убедить как РНПЦ «Учебник», так и издательства в том, что оценки экспертов на ее учебник по геометрии для 7 класса необъективны.
По словам заместителя директора центра Мариям Мукатовой, экспертиза учебника «Геометрия» для 7 класса проводилась дважды. В общей сложности на один учебник было дано 7 экспертных заключений. И в них, помимо многочисленных серьезных недостатков учебника, было отмечено, что отдельные главы совпадают с материалом учебника «Геометрия» для 7–9 классов Л. Атанесяна, изданного в Москве в 1994 году.
В начале 2007 года, когда Камила Букубаева в очередной раз обратилась со своим заявлением в министерство образования после доработки учебника, те же самые эксперты снова подтвердили отрицательную оценку «детища».
Издательство «Атамура» приняло решение о приостановлении работ над переизданием, так как кардинальная доработка учебного пособия самим автором представлялась невозможной. Президент «Атамуры» Умит Бейсембаева в апреле прошлого года направила в министерство образования письмо, в котором полностью изложила позицию издательства относительно творения Камилы Букубаевой. Так, из документа следует, что «Учебник «Геометрия» для 7 класса общеобразовательной школы автора Камилы Букубаевой был издан корпорацией в 2003 году. Поскольку в свое время это был единственный предлагаемый учебник по данному предмету, кое-какие заказы на него были, но в последующие годы учебник не заказывался Департаментами образования и школами из-за невостребованности». Издательство признало «труд» примитивным по содержанию, не самым лучшим подражанием бывшим советским учебникам.
Более того, как отметила представитель РНПЦ Мариям Мукатова, учебники «Геометрия» для 8 и 9 классов автора Камилы Букубаевой, выпускаемые издательством «Жазушы» вместе с учебно-методическим комплексом (УМК), без предварительной экспертизы были включены в Перечень учебников и УМК, разрешенных Министерством образования и науки РК к использованию в учебном процессе в 2007–2008 учебном году. Но в середине прошлого года ввиду отсутствия спроса и заказов на эти учебники издательство письменно уведомило министерство образования о невозможности тиражирования творений Камилы Букубаевой.
С учебным пособием по геометрии для 10 класса того же автора произошел вообще нонсенс. Еще в 2000 году во время проведения тендера учебник получил статус лучшего, а спустя пять лет началась его апробация в экспериментальных школах, которая закончилась негативными отзывами со стороны учителей. Педагогов возмутили не только математические ошибки, но и несоответствие государственной программе и плагиат из российских аналогов.
– Первая экспертиза этого учебника продемонстрировала, что половина имеющегося материала посвящена одной теме «Векторы в пространстве», тогда как по программе этому разделу отводится всего 8 часов, – прокомментировала ситуацию замдиректора РНПЦ «Учебник» Мариям Мукатова. – Доказательства теорем не доведены до конца, и обнаружены понятия, которые еще не изучались. Масса информации в учебнике не понятна школьникам, поэтому эксперты дали учебнику отрицательную оценку. У Камилы Букубаевой была возможность доработать свой «труд», однако повторная экспертиза показала, что содержание учебника в лучшую сторону не изменилось. Эксперты рекомендовали не использовать «Геометрию» для 10 класса Камилы Букубаевой в учебном процессе.
Принятое решение госпожу Букубаеву не успокоило, и она продолжала настаивать на тиражировании учебника издательством «Мектеп», которое в свое время выпустило некоторое количество экземпляров для апробации в экспериментальных школах. Неутешительные результаты апробации и настойчивость автора учебников вынудили президента «Мектепа» Ерлана Сатыбалдиева направить в министерство образования письмо, в котором была изложена позиция издательства – дальнейшая работа над учебником Камилы Букубаевой прекращена.
Но и это еще не все. Многие учебники, созданные методистом Букубаевой, были подготовлены в соавторстве с доцентом Кундуз Аганиной. Тандем этих методистов только усилил негативное отношение к созданным ими детищам, поскольку госпожа Аганина в числе других методистов в свое время фигурировала в одной нелицеприятной истории.
По словам Мариям Мукатовой, Кундуз Аганина участвовала в подготовке учебных программ по математике для 1–12 классов 12-летней школы, которую осуществлял республиканский центр проблем 12-летнего образования.
– Проведенная центром «Учебник» экспертиза данных программ выявила случаи подлога, на который пошли многие авторы программ, в том числе и Кундуз Аганина, – говорит Мариям Мукатова. – Была разработана одна «программа», и ее без изменений перенесли в другие, поменяв только обложку. Идентичны по содержанию учебные «программы» по «Математике» на казахском языке в 6, 7 классах и программы «Алгебра и начало анализа» для 11, 12 классов технологического направления. Авторами являлись доцент Кундуз Аганина, учитель математики республиканской физико-математической школы Б. Саякова и другие методисты. Одна и та же программа дается по «Алгебре и началу анализа» для 11, 12 классов естественно-математического и социально-гуманитарного направлений под авторством К. Аганиной и Б. Саяковой, тогда как для каждого из направлений должна действовать своя программа. Такая же история наблюдалась и с программами по «Геометрии» для 11 класса технологического направления и 11, 12 классов социально-гуманитарного направления на казахском языке. Причем авторами оказались все те же К. Аганина и Б. Саякова.
Дважды проходила экспертизу в центре «Учебник» и учебная литература по алгебре и геометрии для 7 класса Абдугали Шыныбекова. Ни одно из 5 имеющихся экспертных заключений не содержит положительных отзывов, во всех есть претензии к устаревшим методам изложения материала и несоответствию возрастным особенностям учащихся.
Первое издание учебника по «Алгебре» для 7 класса Абдугали Шыныбекова вызвало негативную реакцию на него со стороны общественности. Об анализе пособия самым обычным дедушкой самой обычной алматинской ученицы мы подробно писали в «Литере». Борис Плужник насчитал тогда 121 математическую и грамматическую ошибку, часть которых признало и издательство «Атамура», тиражирующее данное пособие. Повторная экспертиза учебника уже в самом РНПЦ «Учебник» показала, что из 121 замечания Б. Плужника при переиздании было учтено 94, но после исправления одних ошибок в учебном пособии появились другие, и их оказалось значительно больше предыдущих.
В марте этого года эксперты министерства образования исследовали на соответствие требованиям «Геометрию» для 7 класса того же автора и обнаружили, что задачи скопированы с детища российского автора А. Погорелова, которое было выпущено гораздо раньше.
Вердикты относительно учебника по «Алгебре» для 9 класса в соавторстве Нурдаулета Майкотова и Курмангали Канлыбаева были вынесены еще в 2006 году. По результатам апробации в школах пособие было заменено на более усовершенствованный учебник решением издательства «Мектеп», о чем министерство образования было поставлено в известность. Поэтому настойчивость Нурдаулета Майкотова и Курмангали Канлыбаева, с которой авторы обивают пороги госведомств, не только удивляет, но и настораживает. Еще при министре Айтимовой математики написали к ней обращение, и умудрились наделать на 20 строках 16 ошибок, что свидетельствует о «грамотности» методистов. В РНПЦ «Учебник» эту историю хорошо помнят.
Автор-математик Турсынкуль Алдамуратова, вернее разработанные ею учебники по «Математике» для 5–6 классов на казахском и русском языках еще в 2005 году были подвергнуты тщательной экспертизе министерства. Пристальное внимание ко всей учебной литературе для 1–8 классов в то время было связано с негативной оценкой качества учебников нового поколения, высказанных главой государства в Послании народу Казахстана 19 марта 2004 года. По итогам проведенной экспертизы труды Турсынкуль Алдамуратовой были отправлены на доработку.
Сложившаяся ситуация определенно наталкивает на мысли, чем все-таки озабочены непризнанные авторы – заботой о школьниках, нуждающихся в хороших учебниках, или собственных гонорарах за их тиражирование.

Александра АЛЕХОВА, фото Сергея Ходанова, Алматы
27.03.2008
Комментарии:

Татьяна: Ерунда, а не учебники! Пока дети не учились просто слышала от др.родителей что дебильные, не интересные для малышей, все скомкано, да такие задания, что бывает и родитель не дотуается. А что мы хотим от детей? Короче надо что то делать с учебниками... и срочно!
Неизвестный: Не одно поколение выучилось на российских учебниках! Ну если нет у нас грамотных математиков, так учите по российским, или не учите вообще! Большей бредятины, чем сегодняшние, еще не было!
Ольга: Вот кому мы должны сказать «спасибо» за всю ту нервотрепку, которая связана с обучением наших детей. Этот процесс для меня - мамы двоих детей превратился в самообучение, т.е. в обучение на дому. "Авторы учебников, - обращаюсь сейчас к вам, - Вы должны заботиться не о получении гонорара, а о своем добром имени. Ведь на обложке, ваша фамилия. Каждый день, когда я помогаю своим детям делать ДЗ я невольно горю: «Какой дебил написал этот бред. Гореть ему в синем огне!!!» Я вам не завидую - ведь вся страна тепер
Ольга: Вот кому мы должны сказать «спасибо» за всю ту нервотрепку, которая связана с обучением наших детей. Этот процесс для меня - мамы двоих детей превратился в самообучение, т.е. в обучение на дому. "Авторы учебников, - обращаюсь сейчас к вам, - Вы должны заботиться не о получении гонорара, а о своем добром имени. Ведь на обложке, ваша фамилия. Каждый день, когда я помогаю своим детям делать ДЗ я невольно горю: «Какой дебил написал этот бред. Гореть ему в синем огне!!!» Я вам не завидую - ведь вся страна тепер
продолжение: Я вам не завидую - ведь вся страна теперь знает, что вы дебилы, дипломы и степени свои наверняка за деньги получали. Но какова самоуверенность, считать себя настолько компетентным с такими-то способностями, что бы взяться для детей учебники писать. «О чем вы думали? Уж точно не о детях». У меня предложение: оставить советские учебники, изменить их минимально, как того требует время, во всяком случае, учебники для начальной школы и по точным наукам. Историю и литературу меняйте сколько хотите. Прекратите изд
окончание: Прекратите издеваться над детьми и их родителями. Я заканчивала школу в советское время, причем отличницей не была и уверяю вас сегодняшние выпускники (даже самые выдающиеся из них) по уровню знаний точных наук и эрудиции со мной тогдашней рядом не стоят. Зато амбиций, причем совершенно беспочвенных, хоть отбавляй. Образование - это основа любого государства, его будущее и потенциал. Сегодня оно превратилось в фарс. Выпускников просто натаскивают на сдачу тестов, а не на получение глубоких качественных знан
Неизвестный: Выпускников просто натаскивают на сдачу тестов, а не на получение глубоких качественных знаний, которые в будущем им позволят анализировать, творить и созидать, а может и делать научные открытия.
Учитель: Долой учебники по истории!!! Написанные при полном игнорировании науки "Учебниковедение"!!! Позор стране! А еще говорим о 50-ти конкурентоспособных странах!
Неизвестный: Учебники по истории полное г... Скучные, мало иллюстраций, карт, много займных терминов, ненужной информации. Зачем ученику 6 класса изучать материал, который студенты-историки изучают на 1 курсе, в рамках дисциплины археология? А имена - каждый год пишутся по новому, тут учителям то не запомнить не то, что детям. Учебники по Истории Казахстана не совпадают с учебниками Всемирной истории. Что в Истории Казхстана упоминается как свершившийся факт, еще не изучалось по всемирной истории и наоборот. Масса факти
ваке: Какчество учебников - это не просто отстой - это полное дерьмо. Особенно пострадали учебники для начальных классов, по равзвитию культуры, а литература и история (всемирная) это вообще чтиво не для слабонервных. Чего, спршивается, надо было отличные советские учебники переписывать, ну убрали бы из них советскую риторику - и все дела. Так нет, сами полезли туда, в чем ничего не понимаем. Деньги выкинули на ветер, а енормальных учебников у детей в школах - как не было, так и нет. не говоря уже о наукообразном
ваке: продолжаю. Несмотря даже на наукообразную терминологию, сомнительную с научной точки зрения. В общем, получилось как всегда - обоср...сь, тонко и жидко. учеников вот только жальче всего...

Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-03-28)
Просмотров: 1474 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru