http://www.liter.kz/ Группа казахстанских авторов из меркантильных интересов дошла до администрации президента С 2005 года авторы учебников по математике, чьи «труды» в силу низкого качества отказываются тиражировать издательства «Атамура», «Мектеп» и «Жазушы», успели написать письма не только президенту, но и в правительство и Министерство образования и науки РК. И на достигнутом, судя по всему, останавливаться не собираются. А поскольку недовольство учебниками нового поколения в Казахстане растет, издательства готовы формировать авторские коллективы из российских и кыргызских опытных методистов. На сегодняшний день тиражируются учебники только одного из пяти авторов, ходящих по инстанциям – Абдугали Шыныбекова, а творения Камилы Букубаевой, Нурдаулета Майкотова, Курмангали Канлыбаева и Турсынкуль Алдамуратовой практически сразу после создания были отвергнуты экспертами, поэтому не пошли в школьные массы. В своих обращениях к власть имущим методисты убеждают в несправедливости оценки их трудов и ссылаются на то, что учебники успешно прошли апробацию как экспериментальные и даже выиграли тендер. Однако результаты многочисленных экспертиз, проведенных Республиканским научно-практическим центром (РНПЦ) «Учебник», свидетельствуют о том, что учиться по такой литературе нельзя, и она не соответствует формулировке «учебники нового поколения». Автор Камила Букубаева пытается убедить как РНПЦ «Учебник», так и издательства в том, что оценки экспертов на ее учебник по геометрии для 7 класса необъективны. По словам заместителя директора центра Мариям Мукатовой, экспертиза учебника «Геометрия» для 7 класса проводилась дважды. В общей сложности на один учебник было дано 7 экспертных заключений. И в них, помимо многочисленных серьезных недостатков учебника, было отмечено, что отдельные главы совпадают с материалом учебника «Геометрия» для 7–9 классов Л. Атанесяна, изданного в Москве в 1994 году. В начале 2007 года, когда Камила Букубаева в очередной раз обратилась со своим заявлением в министерство образования после доработки учебника, те же самые эксперты снова подтвердили отрицательную оценку «детища». Издательство «Атамура» приняло решение о приостановлении работ над переизданием, так как кардинальная доработка учебного пособия самим автором представлялась невозможной. Президент «Атамуры» Умит Бейсембаева в апреле прошлого года направила в министерство образования письмо, в котором полностью изложила позицию издательства относительно творения Камилы Букубаевой. Так, из документа следует, что «Учебник «Геометрия» для 7 класса общеобразовательной школы автора Камилы Букубаевой был издан корпорацией в 2003 году. Поскольку в свое время это был единственный предлагаемый учебник по данному предмету, кое-какие заказы на него были, но в последующие годы учебник не заказывался Департаментами образования и школами из-за невостребованности». Издательство признало «труд» примитивным по содержанию, не самым лучшим подражанием бывшим советским учебникам. Более того, как отметила представитель РНПЦ Мариям Мукатова, учебники «Геометрия» для 8 и 9 классов автора Камилы Букубаевой, выпускаемые издательством «Жазушы» вместе с учебно-методическим комплексом (УМК), без предварительной экспертизы были включены в Перечень учебников и УМК, разрешенных Министерством образования и науки РК к использованию в учебном процессе в 2007–2008 учебном году. Но в середине прошлого года ввиду отсутствия спроса и заказов на эти учебники издательство письменно уведомило министерство образования о невозможности тиражирования творений Камилы Букубаевой. С учебным пособием по геометрии для 10 класса того же автора произошел вообще нонсенс. Еще в 2000 году во время проведения тендера учебник получил статус лучшего, а спустя пять лет началась его апробация в экспериментальных школах, которая закончилась негативными отзывами со стороны учителей. Педагогов возмутили не только математические ошибки, но и несоответствие государственной программе и плагиат из российских аналогов. – Первая экспертиза этого учебника продемонстрировала, что половина имеющегося материала посвящена одной теме «Векторы в пространстве», тогда как по программе этому разделу отводится всего 8 часов, – прокомментировала ситуацию замдиректора РНПЦ «Учебник» Мариям Мукатова. – Доказательства теорем не доведены до конца, и обнаружены понятия, которые еще не изучались. Масса информации в учебнике не понятна школьникам, поэтому эксперты дали учебнику отрицательную оценку. У Камилы Букубаевой была возможность доработать свой «труд», однако повторная экспертиза показала, что содержание учебника в лучшую сторону не изменилось. Эксперты рекомендовали не использовать «Геометрию» для 10 класса Камилы Букубаевой в учебном процессе. Принятое решение госпожу Букубаеву не успокоило, и она продолжала настаивать на тиражировании учебника издательством «Мектеп», которое в свое время выпустило некоторое количество экземпляров для апробации в экспериментальных школах. Неутешительные результаты апробации и настойчивость автора учебников вынудили президента «Мектепа» Ерлана Сатыбалдиева направить в министерство образования письмо, в котором была изложена позиция издательства – дальнейшая работа над учебником Камилы Букубаевой прекращена. Но и это еще не все. Многие учебники, созданные методистом Букубаевой, были подготовлены в соавторстве с доцентом Кундуз Аганиной. Тандем этих методистов только усилил негативное отношение к созданным ими детищам, поскольку госпожа Аганина в числе других методистов в свое время фигурировала в одной нелицеприятной истории. По словам Мариям Мукатовой, Кундуз Аганина участвовала в подготовке учебных программ по математике для 1–12 классов 12-летней школы, которую осуществлял республиканский центр проблем 12-летнего образования. – Проведенная центром «Учебник» экспертиза данных программ выявила случаи подлога, на который пошли многие авторы программ, в том числе и Кундуз Аганина, – говорит Мариям Мукатова. – Была разработана одна «программа», и ее без изменений перенесли в другие, поменяв только обложку. Идентичны по содержанию учебные «программы» по «Математике» на казахском языке в 6, 7 классах и программы «Алгебра и начало анализа» для 11, 12 классов технологического направления. Авторами являлись доцент Кундуз Аганина, учитель математики республиканской физико-математической школы Б. Саякова и другие методисты. Одна и та же программа дается по «Алгебре и началу анализа» для 11, 12 классов естественно-математического и социально-гуманитарного направлений под авторством К. Аганиной и Б. Саяковой, тогда как для каждого из направлений должна действовать своя программа. Такая же история наблюдалась и с программами по «Геометрии» для 11 класса технологического направления и 11, 12 классов социально-гуманитарного направления на казахском языке. Причем авторами оказались все те же К. Аганина и Б. Саякова. Дважды проходила экспертизу в центре «Учебник» и учебная литература по алгебре и геометрии для 7 класса Абдугали Шыныбекова. Ни одно из 5 имеющихся экспертных заключений не содержит положительных отзывов, во всех есть претензии к устаревшим методам изложения материала и несоответствию возрастным особенностям учащихся. Первое издание учебника по «Алгебре» для 7 класса Абдугали Шыныбекова вызвало негативную реакцию на него со стороны общественности. Об анализе пособия самым обычным дедушкой самой обычной алматинской ученицы мы подробно писали в «Литере». Борис Плужник насчитал тогда 121 математическую и грамматическую ошибку, часть которых признало и издательство «Атамура», тиражирующее данное пособие. Повторная экспертиза учебника уже в самом РНПЦ «Учебник» показала, что из 121 замечания Б. Плужника при переиздании было учтено 94, но после исправления одних ошибок в учебном пособии появились другие, и их оказалось значительно больше предыдущих. В марте этого года эксперты министерства образования исследовали на соответствие требованиям «Геометрию» для 7 класса того же автора и обнаружили, что задачи скопированы с детища российского автора А. Погорелова, которое было выпущено гораздо раньше. Вердикты относительно учебника по «Алгебре» для 9 класса в соавторстве Нурдаулета Майкотова и Курмангали Канлыбаева были вынесены еще в 2006 году. По результатам апробации в школах пособие было заменено на более усовершенствованный учебник решением издательства «Мектеп», о чем министерство образования было поставлено в известность. Поэтому настойчивость Нурдаулета Майкотова и Курмангали Канлыбаева, с которой авторы обивают пороги госведомств, не только удивляет, но и настораживает. Еще при министре Айтимовой математики написали к ней обращение, и умудрились наделать на 20 строках 16 ошибок, что свидетельствует о «грамотности» методистов. В РНПЦ «Учебник» эту историю хорошо помнят. Автор-математик Турсынкуль Алдамуратова, вернее разработанные ею учебники по «Математике» для 5–6 классов на казахском и русском языках еще в 2005 году были подвергнуты тщательной экспертизе министерства. Пристальное внимание ко всей учебной литературе для 1–8 классов в то время было связано с негативной оценкой качества учебников нового поколения, высказанных главой государства в Послании народу Казахстана 19 марта 2004 года. По итогам проведенной экспертизы труды Турсынкуль Алдамуратовой были отправлены на доработку. Сложившаяся ситуация определенно наталкивает на мысли, чем все-таки озабочены непризнанные авторы – заботой о школьниках, нуждающихся в хороших учебниках, или собственных гонорарах за их тиражирование. Александра АЛЕХОВА, фото Сергея Ходанова, Алматы 27.03.2008 Комментарии: Татьяна: Ерунда, а не учебники! Пока дети не учились просто слышала от др.родителей что дебильные, не интересные для малышей, все скомкано, да такие задания, что бывает и родитель не дотуается. А что мы хотим от детей? Короче надо что то делать с учебниками... и срочно! Неизвестный: Не одно поколение выучилось на российских учебниках! Ну если нет у нас грамотных математиков, так учите по российским, или не учите вообще! Большей бредятины, чем сегодняшние, еще не было! Ольга: Вот кому мы должны сказать «спасибо» за всю ту нервотрепку, которая связана с обучением наших детей. Этот процесс для меня - мамы двоих детей превратился в самообучение, т.е. в обучение на дому. "Авторы учебников, - обращаюсь сейчас к вам, - Вы должны заботиться не о получении гонорара, а о своем добром имени. Ведь на обложке, ваша фамилия. Каждый день, когда я помогаю своим детям делать ДЗ я невольно горю: «Какой дебил написал этот бред. Гореть ему в синем огне!!!» Я вам не завидую - ведь вся страна тепер Ольга: Вот кому мы должны сказать «спасибо» за всю ту нервотрепку, которая связана с обучением наших детей. Этот процесс для меня - мамы двоих детей превратился в самообучение, т.е. в обучение на дому. "Авторы учебников, - обращаюсь сейчас к вам, - Вы должны заботиться не о получении гонорара, а о своем добром имени. Ведь на обложке, ваша фамилия. Каждый день, когда я помогаю своим детям делать ДЗ я невольно горю: «Какой дебил написал этот бред. Гореть ему в синем огне!!!» Я вам не завидую - ведь вся страна тепер продолжение: Я вам не завидую - ведь вся страна теперь знает, что вы дебилы, дипломы и степени свои наверняка за деньги получали. Но какова самоуверенность, считать себя настолько компетентным с такими-то способностями, что бы взяться для детей учебники писать. «О чем вы думали? Уж точно не о детях». У меня предложение: оставить советские учебники, изменить их минимально, как того требует время, во всяком случае, учебники для начальной школы и по точным наукам. Историю и литературу меняйте сколько хотите. Прекратите изд окончание: Прекратите издеваться над детьми и их родителями. Я заканчивала школу в советское время, причем отличницей не была и уверяю вас сегодняшние выпускники (даже самые выдающиеся из них) по уровню знаний точных наук и эрудиции со мной тогдашней рядом не стоят. Зато амбиций, причем совершенно беспочвенных, хоть отбавляй. Образование - это основа любого государства, его будущее и потенциал. Сегодня оно превратилось в фарс. Выпускников просто натаскивают на сдачу тестов, а не на получение глубоких качественных знан Неизвестный: Выпускников просто натаскивают на сдачу тестов, а не на получение глубоких качественных знаний, которые в будущем им позволят анализировать, творить и созидать, а может и делать научные открытия. Учитель: Долой учебники по истории!!! Написанные при полном игнорировании науки "Учебниковедение"!!! Позор стране! А еще говорим о 50-ти конкурентоспособных странах! Неизвестный: Учебники по истории полное г... Скучные, мало иллюстраций, карт, много займных терминов, ненужной информации. Зачем ученику 6 класса изучать материал, который студенты-историки изучают на 1 курсе, в рамках дисциплины археология? А имена - каждый год пишутся по новому, тут учителям то не запомнить не то, что детям. Учебники по Истории Казахстана не совпадают с учебниками Всемирной истории. Что в Истории Казхстана упоминается как свершившийся факт, еще не изучалось по всемирной истории и наоборот. Масса факти ваке: Какчество учебников - это не просто отстой - это полное дерьмо. Особенно пострадали учебники для начальных классов, по равзвитию культуры, а литература и история (всемирная) это вообще чтиво не для слабонервных. Чего, спршивается, надо было отличные советские учебники переписывать, ну убрали бы из них советскую риторику - и все дела. Так нет, сами полезли туда, в чем ничего не понимаем. Деньги выкинули на ветер, а енормальных учебников у детей в школах - как не было, так и нет. не говоря уже о наукообразном ваке: продолжаю. Несмотря даже на наукообразную терминологию, сомнительную с научной точки зрения. В общем, получилось как всегда - обоср...сь, тонко и жидко. учеников вот только жальче всего...
|