Главная » Статьи » Дайджест прессы |
"Литературная газета", 2-8 апреля 2008 г. Молитва для атеиста Без преподавания мировых религий невозможно воспитать образованных граждан Статьёй протоиерея Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», 2008, № 1) и полемической репликой доктора философских наук Владимира Гончарова «Нам нужен культ разума» («ЛГ», 2008, № 2) мы начали разговор о том, необходимо ли включать Основы православной культуры в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Ввиду того, что пока в нашем обществе не сформировалось единого мнения на этот счёт, мы решили обратиться к зарубежному опыту. Собкоры «ЛГ» Аркадий Ваксберг (в Париже) и Алексей Славин (в Берлине) рассказали (в № 6, 7) о том, как решается проблема религиозного просвещения во Франции и в Германии. Сегодня тему продолжает собкор «ЛГ» в Лондоне. «Религиозное просвещение – установленный законом предмет, который обязательно изучают во всех школах Соединённого Королевства». Таков здесь официальный постулат. Он определён Законом о реформе образования от 1988 года и подтверждён ещё двумя законами об образовании: от 1996 и 1998 годов… А что на самом деле? Многие британские школьники не осведомлены даже об основах христианства (как и других религий). Они не знают Евангелие, не могут прочесть наизусть ни одну молитву. Ребята порой не имеют представления о том, что означает Рождество или Пасха, хотя с удовольствием проводят долгие каникулы по случаю этих праздников. «В светских школах на глазах падает значение религиозного просвещения, – пишет в «Таймс» известный британский учёный Брайен Уильсон. – Этот предмет становится всё более второстепенным. Его часто преподают лишь для галочки – ради того, чтобы ученики сдали экзамен. На уроке религии предпочитают обсуждать... разные житейские, мирские проблемы». Недавний широкомасштабный опрос британских школьников показал, что большинство из них (53%) считают уроки религии скучными и ненужными. Лишь 29% ребят с интересом занимаются этой дисциплиной. На вопрос «Улучшает ли религиозное образование твою жизнь?» только 9% дали положительный ответ, а 68% – отрицательный. Симптоматична и реакция на вопрос «Хочешь ли ты знать много о боге?» (10% сказали «да», а 67% – «нет»). Что можно и нужно сделать для позитивных перемен? Об этом я подробно говорил с профессором социологии Оксфордского университета Вексеном Крэбтри. Он – автор нашумевшей книги «Британия: незнание религии». – Прежде всего необходимо изменить отношение к этому предмету, – сказал профессор. – Многие родители не хотят, чтобы их дети изучали религию. Она, мол, отвлекает от реальных сегодняшних задач, направляет мышление не в ту сторону. В действительности же эта дисциплина не менее важна, чем другие. Историю религии следует изучать так же глубоко и серьёзно, как светскую историю. Разве детям во вред знания, например, об ужасах фашизма? Точно так же они должны быть в курсе религиозных ужасов Средневековья. Никому не нанесёт ущерба и знакомство с другими религиями. – По вашему мнению, в школе хватит времени для изучения нескольких религий? – интересуюсь я. Речь заходит о специальных религиозных школах. Они составляют примерно пятую часть начальных учебных заведений в Великобритании. По мнению профессора, «хотя в них внимательно относятся к религиозному образованию, остальные предметы – от гуманитарных до спорта – запущенны». – Ещё опаснее другой момент: эти школы усиливают обособление подрастающего поколения по расовому и религиозному признакам, обостряя первоочередную проблему в нашей стране – национальную, – говорит учёный. В последнее время Британию накрыла гигантская волна иммиграции. Ежегодно 60-миллионное государство пополняют около полутора миллионов (!) гастарбайтеров. Многие приезжают из Восточной Европы, особенно Польши, однако большинство – мусульмане. Сейчас их – около 6,5% всего населения Соединённого Королевства. В здешней прессе некоторые города называют «мусульманскими вотчинами»: там собственные, отнюдь не английские законы и порядки, огромное количество мечетей. Даже своя «униформа»: женщины сплошь закрывают лица. Кое-где проходят шариатские суды для разбора споров. Обитатели таких анклавов чаще всего пополняют отряды террористов. Взрывы в центре Лондона в июле 2005 года (тогда погибло около 80 человек) устроили пакистанцы из окрестностей Лидса. Этот полуторамиллионный город, на 70% заселённый выходцами из Азии, стал рекордсменом по безработице, преступности, наркомании. Что касается столицы, то она превратилась в сегодняшний Вавилон: 300 языков, Подобных взглядов придерживается и профессор Крэбтри: – Почему вы так считаете? – спрашиваю я. 1 | |
Просмотров: 861 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|