"Литер" Страну заполонили многочисленные секты Генеральная прокуратура выявила источник угрозы национальной безопасности и общественной стабильности. Это две церкви – «Сайентология» и «Новая жизнь». Однако черный список еще может пополниться, поскольку, по словам сотрудника Генпрокуратуры Сапарбека Нурпейсова, в республике еще хватает религиозных организаций, ведущих деструктивную деятельность. Как правило, под ними подразумеваются иностранные миссионеры, проповедующие казахстанцам нетрадиционные верования и течения. Однако за время религиозного возрождения в родном отечестве выросли свои «мусульманские мессии», которые уже сами претендуют на международное признание. Правда, официальное духовенство считает их раскольниками, ибо они слишком вольно трактуют нормы ислама. «Литер», в свою очередь, решил описать деятельность каждой «культовой общины» по порядку – алфавитному. Итак, начинаем с «Ата жолы», поскольку автор этих строк уже ознакомился с «канонами» этой религиозной организованной группировки. Генпрокуратура выявила источник угрозы национальной безопасности в головах казахстанцев. Это две церкви – «Сайентология» и «Новая жизнь». Однако черный список остается открытым: по словам сотрудника Генпрокуратуры Сапарбека Нурпейсова, в республике еще хватает религиозных организаций, ведущих деструктивную деятельность. «Литер» в свою очередь решил описать деятельность каждой «культовой общины», действующей сегодня в стране, по порядку – алфавитному. Начнем с «Ата жолы», поскольку автор этих строк уже ознакомился с «канонами» данной религиозной организованной группировки. Каждое лето в Кокшетау съезжаются паломники совершить зиарат к могиле Карасай батыра и получить его личное благословение. Подобные туры – не редкость для юга и запада страны. Но ничего подобного на севере раньше не было. Пока секта «Ата жолы» не проложила этот новый религиозный маршрут. Среди пилигримов оказался и автор этих строк, чисто из профессионального интереса. 10 часов утра. В обычной алматинской «двушке» полно народу. Женщины в платках, некоторые с детьми, мужчины разного возраста, примерно от 20 до 50 лет. Хозяйка квартиры Балсара инструктирует собравшихся, как правильно вести себя во время паломничества. И по ходу объясняет мне: это святая орда Ералы-ата, ибо создана непосредственно самим Кадырали Тарыбаевым. Пока соображаю, как бы деликатнее спросить, кто это, Балсара начинает живописать: оказывается, на этого человека духи предков возложили миссию по спасению казахов, затем и остального человечества. Произошло сие событие в январе 1997 года. Простому целителю (с шумом выдворенному с поста помощника еще одной целительницы Ак Ана) во сне явился Карасай батыр и приказал очистить мир от скверны. Программа-минимум – избавить казахов от пьянства и курения, на оздоровление нации отведено не более 15 лет. Программа-максимум – привести весь мир к исламу, таково знамение. Ошарашенный этим «откровением», оглядываюсь по сторонам, но ни у кого из присутствующих на лице нет даже и тени сомнения. Для осуществления своей миссии новый пророк зарегистрировал в органах юстиции ТОО «Ата жолы». Основная деятельность – организация туров по святым местам Казахстана, которых становится все больше и больше. Предварительно помолившись, паломники выезжают на двух стареньких «пазиках». За городом к нам присоединяются все новые и новые автобусы, на всех машинах полощутся небольшие белые флаги. Это не просто отличительные знаки, а символ чистоты веры. И вскоре автокараван примерно из 40, а то и больше, «голов» мчится по трассе Алматы – Астана, развевая белые «знамена» ислама. Первая остановка где-то в двухстах километрах от Алматы. На ветру покачивается деревянная дощечка, прибитая к палке. На «указателе» еще можно прочитать «Жусуп ата». Организаторы зиарата уверяют что, это безгрешный старец и космический покровитель казахов. Однако, глядя на могилу, трудно поверить, что здесь нашел последнее пристанище всеми почитаемый святой. «Небесная» обитель неухожена, местами глиняные стены обваливаются. Впрочем сомнения возникают только у меня. Прочитав молитву и оставив щедрые пожертвования, процессия двигается дальше. Едем медленно – регион буквально усыпан аулие, а почтить надо каждого. Через час езды захоронение Кордай батыра, причем второе. Первое находится на одноименном перевале. То, что у одного человека (чье историческое существование само сомнительно) две могилы, никого не смущает. Поток паломников не иссякает, воздаяния тоже. Также обильно усыпана священная земля арбузными корками и пластиковыми бутылками. На второй день алматинская делегация добирается до пункта назначения – местности Кулшынбай тобе в Айртауском районе СКО. Первым делом пилигримы спешат к могиле Карасая. Как уроженец Семиречья оказался в Северном Казахстане, за полторы тысячи километров от родных мест, раньше было загадкой. Теперь свежая легенда гласит – Карасай из рода шапрашты похоронен рядом с боевым товарищем, аргынским батыром Агынтаем. Акимат СКО еще в 1999 году возвел над их прахом мемориальный комплекс. Сегодня мавзолей приносит стабильный доход, но не казне, а ТОО «Ата жолы». По данным самого религиозного товарищества с ограниченной ответственностью, в год сюда приезжают до двенадцати тысяч человек. Тут целый палаточный городок. Идет бойкая торговля портретами святых аулие и батыров. Хотя при жизни они вряд ли позировали художникам, фотоаппаратов же тогда просто не было. Местное население тоже как может зарабатывает на гостях. Кто-то сдает в аренду юрту, кто-то моет посуду. Мурзабеку Галиакпарулы повезло – ТОО «Ата жолы» обеспечило его постоянной работой, он штатный водитель. Пенсионер доволен, и хотя раньше никогда не слышал про Карасая, теперь убежден: царская, а затем и советская власть умышленно скрывали его подвиги и даже само существование героя. Правда, не может объяснить почему. Новая Мекка республиканского значения пока не может обеспечить жаждущих благословения – бата – с того света хотя бы минимальным сервисом. Из инфраструктуры – импровизированная кухня под открытым небом и грязный сарай для забоя жертвенных животных. За день паломники съедают до 50 баранов. Аскар Жусупов после вступления в «Ата жолы» бросил пить и курить. Избавление от вредных привычек парень считает заслугой предков. Благодарный потомок теперь каждое лето обслуживает «единоверцев» из других регионов. Бесплатно. – Это наш долг перед аруахами, мы не считаем деньги, – сверкает он глазами, разделывая овечью тушу. Проезд и проживание в степи, без всяких удобств каждому атажоловцу обходится примерно в 20–30 тысяч тенге. Еще надо скинуться на агнца, муллу после молитвы тоже надо стимулировать. Зато какие перспективы ждут смиренных и неприхотливых! Асель Нысанову из Усть-Каменогорска после вступления на «путь предков» пригласили в преуспевающую компанию заместителем директора. Продвижение по службе и вообще вся жизнь, по ее мнению, зависит от пращуров во главе с Карасаем. В этот раз девушка в дороге заболела, но не расстраивается. Это ее испытывают духи – объяснили «послушнице» старшие товарищи. Все, кто разделяют цели «Ата жолы», обязаны совершать зиарат. География религиозного туризма обширна, следовательно, доходы от него растут. Спасение тоже не за горами – уверяет Кожахмет-ата, главный имам «Ата жолы», организации, обещающей своим прихожанам избавление от недугов и успешную карьеру за поездку к святым местам. – Наш президент, говоря вашим языком, Кыдырали Ак ул, сын народа, который рождается раз в тысячу лет, – степенно разглаживает бороду мой собеседник. Через полчаса наступает время последнего и главного ритуала. Орда имени Ералы-ата собирается отдельно, полукругом. В центр выходит одна из паломниц. Неожиданно она начинает страшным голосом что-то читать нараспев. Это, отказывается, в женщину вселился дух Карасай батыра, и теперь он дает «личное» благословение послушникам «Ата жолы». Происходящее вокруг настолько шокирующе, что кажется, в Казахстане наступило средневековье – нет ни Астаны, ни Конгресс-холла, ни заводов, ни театров. Только «Ата жол», ведущий назад, в прошлое. Кайрат БАЛТАБАЙ, Алматы 15.04.2008
|