Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Старое, доброе, вечное…
Литер
Дэвид Лал: «Для большинства университетов будет полезна диктатура со стороны индустрии»

Как известно, стандарты образования и само образование в Великобритании на протяжении веков признаются в мире, как наиболее основательные и качественные. И тому есть весьма простое объяснение. Островное государство в свое время распространило свое влияние почти по всему свету. Множество колоний нуждались в грамотном управлении, в своевременном поступлении технологий и в людях, которые смогут всем этим грамотно управлять. И даже сегодня, когда с колониальным режимом покончено, эта система образования пользуется спросом во всем мире.О том, что может взять Казахстан из богатого британского опыта, мы попытались узнать у профессора Дэвида Лала, который в данное время преподает и работает деканом магистратуры Казахстанско-Британского технического университета (КБТУ).

– Для начала расскажите немного о себе, как вы пришли в науку?

– Я родился в Шотландии и с детства мечтал стать «электронным инженером» – робототехником. У меня была мечта, и я никогда не гнался за деньгами. Первое образование получил в Открытом университете Великобритании по специальности «прикладная математика и электроника». Затем решил расширить и углубить знания и поступил на МВА в университет Страт Клайд, который тогда был лучшим в Шотландии. Я еще не закончил магистратуру, когда мне уже предложили работу в самом университете. После получения МВА, работая, приступил к своей докторской диссертации (PhD). Было достаточно тяжело, но, думаю, мне помогла хорошая спортивная форма. В итоге в 1995 году я получил докторскую степень и перешел преподавать в университет Роберта Гордона (RGU) – лидера в области подготовки инженеров-нефтяников.

– Казахстан для британского профессора не совсем обычное место, что привело вас сюда?

– Мой университет (RGU) стал партнером КБТУ в 2002 году. Мы начали здесь магистерские программы. Я один из первых иностранцев, которые начали здесь преподавать. И здесь для себя я открыл нечто новое, что, в свою очередь, заставило меня пересмотреть некоторые свои взгляды на жизнь и вспомнить о той миссии британского образования, которое изначально было ему присуще – нести новые знания тем, кто в них больше всего нуждается. Стоит отметить, что средний уровень студентов в Англии, Америке, а также во Франции достаточно высок, однако аналитические способности у студентов в Казахстане гораздо выше. Студенты здесь учатся иначе, чем в Европе. Они более сфокусированы, у них как бы больше желания, они нацелены на результат. Я сравниваю их с европейцами и когда вижу здешних студентов, которые оплачивают за обучение достаточно высокую по местным меркам сумму, вижу, как они учатся, как они целеустремленны, это вызывает глубокое уважение. Чего им не хватало – это хорошей системы, поскольку сама система образования здесь была старого образца: услышал – записал. В Великобритании методика преподавания совсем иная. Один курс ведут 2–3 иногда 4–5 профессоров, а еще люди из индустрии, причем не кто попало.

– Казахстанская система образования сильно отличается от европейской?

– Да, в начале это было. Но это не означает, что здесь плохие профессора. Просто практиковалась и, возможно, еще остается, поскольку я не могу говорить о всей стране в целом, старая, советская методика образования. Я не говорю что она плохая, она просто другая. Допустим, возьмем экономику. Да, есть много общего, но профессора, которые приезжают из Европы, у них методы преподавания наиболее приближены к практике. Они берут примеры из реального опыта и жизни. Конечно же, знания европейских преподавателей и их опыт отличаются от принятых в Казахстане. Их навыки другие и их методика тоже другая. Профессора в Европе занимаются больше изыскательской работой, в Казахстане же наоборот, профессора только и делают что преподают. У них просто не остается времени на то, чтобы заниматься научной работой, а это не очень хорошо. Опять же, отношение к научным работникам здесь находится на недопустимом уровне.

– В чем еще вы видите проблемы местной системы образования?

– В Казахстане система образования меняется, стремясь к высоким стандартам, но невозможно просто взять европейские стандарты, привезти их сюда и сказать, давайте будем по ним обучать студентов. Их нужно, по крайней мере, адаптировать к данным конкретным условиям, а это, конечно же, требует как времени, так и денег. Это вовсе не так просто переобучить персонал, и не только в университетах, а даже в школе. По этой причине и правильно, что создали КБТУ. Сами студенты хотят того же, я же вижу, как они реагируют на образование. Нам нужен другой тип тренинга и другой тип оценивания. Даже экзамены должны стать не просто теоретическим тестом.

– В чем вы лично видите свою миссию?

– Я приезжал преподавать в КБТУ с 2002 года, но в августе прошлого года я переехал сюда на постоянную работу. Моя миссия – помочь Казахстану, а именно, КБТУ в развитии магистерских программ, таких которые будут отвечать требованиям и общества, и индустрии. Мы делаем новые магистерские программы, исходя из интересов, в основном, крупных компаний. Конечно же, мы не изобретаем велосипед, а базируемся на британских стандартах, но ориентируемся на те проблемы, которые стоят перед компаниями, хоть и западными, но работающими в Казахстане. Совместно с нашими британскими университетами-партнерами мы создаем программы, которые отвечают и запросам индустрии и всем международным стандартам.

– Вы упомянули о связи образования и промышленности, в чем именно проявляется эта связь?

– Во-первых, мы посылаем своих студентов в конкретные компании. Если рассудить, то студенты, конечно же, это наш продукт, который впоследствии и приобретают компании, приглашая к себе на работу наших выпускников. Мы не говорим – возьмите студента на работу: в компании должны сами решать, нужен ли им специалист подобной квалификации. Ведь если мы станем плодить студентов, у которых нет навыков действительно полезных для индустрии, естественно, что это окажется в конечном итоге бесполезной тратой времени и сил.
Во-вторых, мы стараемся создать механизм, при котором индустрия сама потянется к системе высшего образования. Наша система взаимодействия – это система взаимного притяжения, с одной стороны индустрия диктует нам, какие навыки им необходимы в данное время, с другой стороны, когда мы начинаем разрабатывать программы, мы приглашаем людей из индустрии. Это взаимодействие существенно влияет на ту палитру знаний, что в итоге получают наши студенты, которые в свою очередь также участвуют в развитии данных программ.

– В чем, на ваш взгляд, заключается идея высшего образования, и что необходимо в первую очередь для ее воплощения?

– Университет, в правильном понимании, должен быть центром города. И во многом, его советником, с тем, чтобы улучшить нашу среду, улучшить качество жизни. Университеты должны участвовать во всех процессах, происходящих в обществе, и общество соответственно также должно показать свою ответственность по отношению к нам. Университеты в Казахстане по большому счету не могут обеспечить индустрию выпускниками, которые будут отвечать их требованиям.
В Казахстане сейчас большая нехватка специалистов с конкретными навыками и знаниями. Им нужны люди со знанием языка, с хорошими математическими способностями, с умением работать в команде, специалисты которые могут управлять проектами, которые могут управлять персоналом. Главное сейчас это начать с базы. И для начала университету нужны люди из индустрии, потому что именно они способны привнести в систему образования нечто новое. Конечно же, в этом смысле для большинства университетов будет полезна диктатура со стороны индустрии.

– То есть вы считаете прикладной характер образования первичным?

– Для некоторых университетов индустрия играет меньшую роль, но с моей точки зрения в наше время бизнесмены, особенно новаторы, и университеты должны работать в очень тесном контакте. С точки зрения науки привнесение новых технологий, результатов новых исследований занимает очень много времени и требует больших денег. Университеты в Казахстане в основном дотируются государством. И если государство не дает достаточно денег, то тогда эти средства должна предоставлять индустрия. Если вы хотите создавать лучшие программы, вам необходимо интегрироваться, именно по этой причине такие университеты как КБТУ сами идут к компаниям, сами находят средства, для того чтобы создать новейшие, лучшие программы. И здесь нет другой формулы, которая заставит работать все сразу.

– Но все же любой университет – это в первую очередь наука. Получается ли при акценте на производство сохранить баланс подготовки, как прикладников, так и научных работников?

– Да, мы готовим таких специалистов, у нас несколько человек получают PhD, и все что сделают эти люди для получения степени доктора будет служить науке и, в частности, науке Казахстана – ведь самое главное условие при получении степени, конечно же, исследования. Естественно, мы также проводим много экспериментальной и чисто исследовательской работы. Но при этом стараемся четко администрировать процесс, чтобы не «уйти» в область исследований, которые никому кроме самого исследователя не нужны. Необходимо использовать ресурсы очень взвешенно, поскольку для исследований всегда нужны фонды и мы их находим сами. В этом плане опыт КБТУ, несомненно, полезен для системы в целом. И этот опыт в конкретике, а не в абстрактном следовании только чисто научной деятельности ради деятельности!

Серик БАЕВ, Алматы
23.05.2008

Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-05-28)
Просмотров: 960 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru