Ирина Биц Высшее образование в Казахстане должно быть бесплатным! - с таким призывом выступили недавно представители Союза мусульман Казахстана. Нынешняя система учебы в вузах делает высшее образование все более недоступным для большинства населения, считают инициаторы. Предложение интересное, но готово ли наше государство воспользоваться им?
По данным Союза мусульман, сегодня всего 15 процентов населения вовлечены в процесс получения высшего образования. “В Казахстане чрезвычайно низкий демографический потенциал и большие природные ресурсы. Это две основные причины, почему мы выступаем за внедрение бесплатной системы получения высшего образования, - говорит в интервью “НП” Мурат Телибеков, директор Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии. - Одно из главных условий развития цивилизации - это преемственность знаний. Когда образование становится сферой извлечения прибыли, эта преемственность теряется”. Есть несколько “но”, которые мешают принять озвученную идею на ура. Во-первых, не были представлены точные расчеты, во сколько же обойдется государству внедрение такой реформы. Казахстан постоянно увеличивает объемы финансирования в сферу образования: за последние семь лет объем денежных вливаний увеличился почти в семь раз. Однако пока среди стран СНГ наше государство все еще находится на предпоследнем месте по соотношению объема финансирования образовательной сферы и ВВП страны (3,5 процента). В арабских странах студенты учатся бесплатно Мы попытались подсчитать примерные затраты на образование студентов по рыночной стоимости обучения в вузе. По последним данным, в 11 национальных вузах обучается около 87 тысяч человек. Нижняя планка стоимости за год - 80 тысяч тенге. За год придется выделить около 58 миллионов долларов на эту армию студентов, а за 4 года это обойдется государству в более чем 232 миллиона долларов. Даже эти очень и очень приблизительные подсчеты дают немалые суммы в итоге. Способен ли наш бюджет выделять их - вот вопрос. К тому же нельзя говорить, что у нас нет возможности получить высшее образование бесплатно. Введение государственных грантов и кредитов на обучение в 1999 году стало реальной возможностью для тех, кто хотел бы учиться в вузах, но не имеет на это средств. И каждый год число государственных грантов на получение высшего образования только увеличивается. По сути, пройдя успешно ЕНТ, выпускники могут получить бесплатное образование. Конечно, есть много проблем. Одна из них - неравные возможности. По мнению инициативной группы, неравные возможности к получению высшего образования имеют истоки еще в школьной системе образования. Однако бесплатное высшее образование не решит этой проблемы: надо поднимать школьное образование. Есть и другие вопросы: насколько качественным будет бесплатное образование? будут ли востребованы выпускники вузов на рынке труда? Для того, чтобы подобная реформа не стала профанацией, нужно решить много проблем. Они существует в нынешней высшей школе, и возникают серьезные опасения, что все эти болячки перейдут и в бесплатное образование. О чем идет речь - о коррупции, об уровне преподавательского состава, об обесценивании наших дипломов... К тому же мы в свои подсчеты не включили расходы на поддержку профессорско-преподавательского состава. А эта графа требует тоже больших расходов. Но если их не учитывать и при этом сделать высшее образование бесплатным, то ничего хорошего не получится. Достаточно вспомнить, как у нас функционирует бесплатная медицина. Именно эта медицина заставила нас поверить в тезис: бесплатным может быть только сыр в мышеловке. Захотят ли налогоплательщики давать своим детям бесплатное высшее образование в наших вузах? Доверие, как известно, надо заслужить. К тому же сегодня многие стремятся отправить своих детей на учебу за рубеж или в местный, но частный вуз. Получается, что в этом случае они не смогут воспользоваться правом на бесплатное высшее образование, но при этом из их налогов будут выделяться средства на обучение других студентов. Готовы ли мы к этому? Можно привести в защиту бесплатного образования еще и такой аргумент: в развитых странах наблюдается тенденция массовости высшего образования. Технологии усложняются, научно-технический прогресс заставляет людей постоянно повышать уровень знаний, а государства - не отставать от соседей. Стремление к высшему образованию объясняется еще и простым желанием жить лучше, отходить от бедности. В этих странах государство поддерживает стремление учиться, но для этого накоплен огромный опыт, созданы эффективные механизмы управления образованием, кредитования студентов, способы отбора, грантирования, поощрения, стипендии малоимущим и многое-многое другое. И, наконец, самое главное, в этих вузах нет тех проблем, которые испытывают наши и о которых мы уже упоминали. То есть этот опыт внедрен не на пустом месте, он стал закономерным следствием проб и ошибок. Все же нам кажется, что нашим вузам и государству надо пройти довольно длинный эволюционный путь для внедрения бесплатного образования. Нынешняя ситуация с вузами не дает оснований надеяться, что бесплатное образование станет синонимом востребованного на рынке труда образования. Есть серьезные основания полагать, что на деньги налогоплательщиков будут созданы бесплатные “народные университеты” со всеми проблемами нынешних, но платных. P.S. О том, что скажет государство на предложение инициаторов, возможно, мы узнаем в ближайшее время. “Мы не ожидаем немедленной реакции со стороны государства на наше предложение, - говорит М.Телибеков, - Мы направили письма, будем ждать официальных ответов”. Мы обратились за комментариями к представителям высшего образования. Бахытнур Отарбаева, президент Фулбрайтовской ассоциации, Национального дебатного центра, отмечает, что предложение Союза мусульман привлекательно, но имеет существенные замечания: к примеру, не было дано экономического расклада по расходам на обучение студентов, а также не представлен механизм отбора студентов. “Если говорить о позитивных моментах, то бесплатное высшее образование, возможно, решило бы проблему “утечки” студентов в дальнее зарубежье и Россию, где они могут получить образование бесплатно. А также если сделать механизм отбора студентов прозрачным, то это была бы очень хорошая социальная реформа. Но я считаю, что бесплатное образование должно быть не общедоступным, а только для очень одаренных студентов. К тому же должен быть высоко поднят престиж профессорско-преподавательского состава вузов, дотации в его поддержку”. Асан Сатмурзаев, профессор КазЭУ, также видит и положительную, и отрицательную стороны инициативы. “Хорошее предложение - с той точки зрения, что реформа помогла бы подняться людям из социально уязвимых слоев населения. Но другой вопрос: готово ли государство к этому шагу? Возможно, оно сможет его сделать, но в будущем. Сейчас я лично за то, чтобы увеличивалось число государственных грантов - это хорошая поддержка талантливым выпускникам школ”.
Источник: http://www.np.kz/ |