Выйти из кризиса казахстанскому образованию реформы не помогли
(Окончание. Начало в №-№ 170, 175)
Накануне визита в Японию в этом году глава государства сказал: «Мы серьезно, лет на 40–50, отстали от передовых стран». Как известно, уровень образования – это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса любой страны. Если так, то насколько мы отстали в развитии системы образования от ведущих стран мира? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим ретроспективный анализ ее развития, а именно: что мы получили в наследство от Советского Союза. Об образовании вчера, сегодня и завтра на страницах нашей газеты продолжает рассуждать доктор педагогических наук, профессор, президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов.
Сколько стоит наука
Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы было принято решение о переходе на 12-летнее образование. Переход на эту новую систему, причем с новым содержанием воспитания и образования, был единственным верным решением для преодоления кризиса. Однако сегодняшнее состояние вызывает опасение. Ведь известно, что любое управ-ленческое решение должно быть принято на основе результатов научных исследований. Особенно сейчас, когда ХХІ век стал веком образования и науки, быстрыми темпами идет процесс глобализации и перед каждой страной встал вопрос об определении для себя важнейших ценностей и ориентиров в развитии своей системы образования. Кризис в образовании в нашей стране усугубляется тем, что управленческие решения принимались и принимаются без должной научной проработки. В 1991 году в Казахстане не было ни одной лаборатории, занимавшейся проблемами дошкольного и профессионального образования. Был всего один институт второй категории, занимавшийся проблемами среднего образования. По сей день практически ничего не изменилось, исследования в области образования финансируются по остаточному принципу. Все страны СНГ унаследовали советскую систему образования. Понимая необходимость проведения глубоких реформ в содержании образования, многие из них уделяли серьезное внимание проведению фундаментальных и прикладных исследований в этой области. Рассмотрим в сопоставительном плане состояние педагогической науки в Казахстане, России и Украине. Ведь все страны СНГ имеют одинаковые проблемы в реформировании системы общего среднего образования. Для проведения фундаментальных исследований в 2007 году в Казахстане было выделено 2 млрд 674 млн 529 тысяч тенге. Из них для проведения научных работ в области образования было выделено чуть больше 28 млн тенге, или 1,05 процента от общего объема финансирования. В 2007 году для проведения прикладных исследований в области образования было выделено 138 с небольшим миллионов тенге. Из этих средств только 45 процентов, то есть 62 млн тенге, пришлись на долю научных исследований в области образования, а остальные средства ушли на содержание различных республиканских организаций. Общеизвестно, что для обеспечения качественного перехода на 12-летнее образование был создан Республиканский научно-практический центр (РНПЦ) проблем 12-летнего образования. В 2007 году годовой бюджет этого центра составил 67 млн тенге. Таким образом, в прошлом году для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области образования и финансирования РНПЦ проблем 12-летнего образования из государственной казны выделены 136 млн тенге. В России исследования в области образования ведут множество НИИ, научных центров и лабораторий. На финансирование научных исследований только двух из них – Российской академии образования (РАО) и Федерального института развития образования – в прошлом году правительство России выделило свыше 560 млн российских рублей, что в переводе на казахстанскую национальную валюту составляет свыше 2,6 млрд тенге. В Украине в составе Академии педагогических наук функционируют 11 крупных институтов. Объем финансирования академии со стороны правительства Украины составил в 2007 году 88 900 тысяч гривен, это порядка 2 млрд тенге. Разработку содержания и стандартов среднего образования Институтом инновационных технологий и содержания образования Украины государство профинансировало в размере 160 млн гривен, то есть порядка 3 млрд тенге. Несложно подсчитать неутешительные итоги. Финансирование исследований в области образования всем организациям, вместе взятым, в Казахстане в прошлом году составило в 20 раз меньше, чем объем финансирования двух НИИ России, и в 43 раза меньше, чем двух НИИ Украины. При таком объеме затрат и при таком состоянии научных исследований даже лишне говорить о качестве проводимых реформ в области образования в нашей стране. В этом году начинается новый 3-летний этап финансирования научных проектов. Если объем финансирования науки останется на этом уровне, то в будущем кризис в образовании еще больше усугубится и в конце концов это приведет к тому, что Казахстан по своему интеллектуальному развитию станет одной из отсталых стран в мире.
12-летка: мифы и реальность
Как известно, согласно Государственной программе развития образования, переход на 12-летнее образование должен был произойти в 2008 году. Но процесс перенесен на два года. В конце прошлого года были утверждены Основные положения Государственного стандарта 12-летней школы. Но в этом стандарте не было его основной части – базисного учебного плана. Без базисного плана его невозможно изучить и понять. Не зная, в каком классе изучается, к примеру, физика и в каком объеме, или не зная вообще, какие предметы в каком классе изучаются и в каком объеме, о чем можно рассуждать? А ведь именно на основе этого стандарта должны были быть разработаны предметные стандарты, учебные программы и уже потом созданы учебники. На наш взгляд, для обеспечения качественного перехода на 12-летнее образование необходимо провести исследования в нескольких направлениях. Во-первых, важно изучить теоретико-методологическое обоснование организации образовательного процесса в условиях реализации компетентного подхода. Во-вторых, немаловажно исследовать научно-методические основы социализации учащихся через содержание учебных предметов. В-третьих, без научно-методических основ организации учебного процесса, ориентированного на самоосвоение учащимися нового материала, невозможно добиться желаемого результата. Но это еще не все. Однако в Казахстане не ведется ни одной работы по изучению системы образования даже развитых стран мира, чтобы было с чем сравнивать. Как видно, научные исследования по обеспечению качественного перехода на 12-летнее образование в стране практически еще не начаты. Как можно говорить об успешной ее реализации? Если правительство страны не выделит необходимых средств на проведение научно-исследовательских работ в области образования, то ничего положительного от этой реформы ожидать не придется. Переход на 12-летнее образование без должной научной подготовки будет означать, что в ближайшие 15 лет качеству казахстанского образования суждено только падать. В свое время при организации работ по переходу на 12-летнее образование была допущена, на наш взгляд, серьезная ошибка. Не имея концепции, стандартов, не определив содержание 12-летней школы, выделены деньги на разработку учебников для 12-летней школы. Подготовлены учебники с 1-го по 5-й классы. Даже невооруженным глазом видно, что они далеки от требований Основных положений стандартов 12-летней школы, предъявляемых к учебной литературе. В настоящее время ряд заинтересованных лиц Министерства образования и науки доказывает, что учебники 12-летней школы уже подготовлены. Это вообще нонсенс.
Нет безвыходных ситуаций
В объеме одной статьи невозможно перечислить все накопившиеся проблемы также и в системе профессионально-технического и высшего образования. Это вообще тема отдельного разговора. Учитывая сложившиеся ситуации в системе образования, считаем необходимым рассмотреть вопрос на уровне правительства страны о разделении Министерства образования и науки РК на Министерство высшего образования и науки РК и Министерство общего образования и культуры РК. Например, в Японии, где я побывал, есть Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий, а во всех 16 землях Германии действует Министерство образования, культуры и спорта. В этих странах основной целью государства и общества является воспитание детей с богатым духовным миром, высокой нравственностью, глубоко понимающих и умеющих развивать национальную культуру. Поэтому считается, что для реализации этой цели Министерство культуры должно работать под одной крышей с Министерством образования. На наш взгляд, необходимо также создание при администрации президента или при правительстве консультативно-совещательного органа, рассматривающего состояние, проблемы и идеологию развития воспитания и образования в нашей стране. Сейчас ведется большая работа по реализации государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», нацеленной на содействие отечественным компаниям в осуществлении крупных прорывных проектов в важнейших отраслях экономики с большим объемом финансирования. Думается, что самым главным прорывным проектом должен быть научно-исследовательский проект, направ-ленный на нравственно-духовное воспитание детей и повышение качества их образования. Назрела необходимость начать работу по разработке национальной модели образования и единой образовательной политики Республики Казахстан, направленной на обеспечение потребностей государства, общества и личности. Для создания и реализации этих проектов должны быть созданы крупные государственные НИИ с достаточным объемом финансирования. Мы не должны забывать о простой истине, что без воспитанных и образованных детей нет будущего страны.
Подготовила Александра АЛЕХОВА, фото Александра КАНЦЕДАЛОВА,Алматы
25.09.2008
http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=151&pub=11900
|