№ 334 (16720) от 21.05.2009 Рысты АЛИБЕКОВА, Актобе Ради любимого чада родители готовы идти на любые жертвы. Не жалко ни 1500 тенге на ремонт, ни 150 - на занавески, ни 500 - на фотоснимок. Сборы на комуслуги, "Красный Крест", "Жастар", покупку парт, ремонт кабинетов. Но, увы, не каждый из них готов выкладывать эти суммы. Бескомпромиссную борьбу с поборами в школах объявил начальник управления образования Актюбинской области Амангали Кудайбергенов. Акт чистоты Это уже второй приход на данный пост Амангали Кудайбергенова. До недавнего времени он возглавлял политехнический колледж. Слухи о том, что за зачет некоторые преподаватели запрашивали "активку" или пачку бумаги, до него доходили. Но чтобы бороться с коррупционными проявлениями в учительской среде, нужно было разработать некий механизм. Долгие поиски и раздумья вылились в развернувшуюся в стенах учебного заведения беспрецедентную акцию под названием "Политех - вне поборов всех". Преподаватели поддержали призыв директора "Мы всех прощаем и начинаем жизнь с чистого листа. Мы будем в городе островком чистоты, к которому в будущем наверняка пожелают присоединиться и другие учебные заведения". Для того чтобы прийти к взаимному согласию, все участники процесса - заместители директора, заведующие отделениями, преподаватели, учащиеся - подписали акты чистоты. В колледже был установлен ящик, куда любой мог опустить анонимное письмо с сообщением о нелицеприятных фактах. Подспорьем служили и опросы мнений. Словом, была внедрена целая система, позволившая создать в коллективе такую морально-психологическую атмосферу, что тот, кого поймали за руку, просто сам чувствовал, что ему здесь не место. Теперь Амангали Алхатович, работая на ниве просвещения области, предлагает руководителям учебных заведений ввести подобные новшества и охотно делится с ними наработанным опытом.
Поборы - как дедовщина - Поборы оказались целой индустрией, - пришел к выводу Амангали Кудайбергенов. - Незаконные сборы денег в школах, пожалуй, прекратить труднее, чем дедовщину в армии. Это такой же сложный вопрос, который одним махом не решишь. Главный педагог области провел собственное расследование. Он составил таблицу, в которую включил данные о том, какие средства в учебных заведениях собирались. Информацию предоставляли директора школ, заодно делавшие для себя открытия: откуда у нас та-а-кие деньги? Оказалось, в этой сфере крутятся довольно круглые суммы. Подсчеты показали, что в нынешнем учебном году в школах города было собрано более 14 млн тенге. Была выведена и такая цифра: доля родительских взносов в бюджете школы составляет не более 0,4 процента. В прояснившейся картине, насколько она вообще может проясниться, определилась самая "чистая" школа - 40-я, которую наш собеседник называет прообразом будущей школы. Есть и школа-рекордсмен, номер которой Амангали Алхатович пока держит в секрете. Здесь бедным родителям пришлось раскошелиться аж на 1 млн 805 тысяч тенге. На что же они пошли? Добрая половина - 853 тысячи - на текущий ремонт, чуть меньше - 600 тысяч - на покупку мебели, 442 тысячи тенге потребовались на хозяйственные нужды. - Больше всего меня возмутило то, что с каждого выпускника одной школы собирали по 3500 тенге на фотографии, - делится впечатлениями Кудайбергенов. - Выпускной вечер у ребенка бывает раз в жизни, он находится в высоком эмоциональном состоянии. И на этой ноте ребенок вынужден просить у матери деньги на фотографию. А если у нее нет названной суммы, из-за кризиса она потеряла работу?! Я сам расспросил знакомых фотокоров и выяснил, что эти снимки обходятся не более 250 тенге. Школам дано право оказывать дополнительные платные образовательные услуги. Но, ссылаясь на переуплотненность помещений, отсутствие желающих получать дополнительные услуги, учителя зачастую отказываются его реализовывать. Конечно, легче прибегнуть к родительским взносам как к наиболее надежному, удобному, быстрому и стабильному способу решения вопроса, за который еще и не нужно нести никакой ответственности. - Проблема в том, что объемы вклада общественности в содержание школ остаются неучтенными, а эффективность их использования оказывается нерешенной загадкой, - уверен Кудайбергенов. - Средства, поступающие от незапрещенной спонсорской и благотворительной помощи как юридических, так и физических лиц, должны учитываться на специальных счетах в банке, их отчетность проходить через бухгалтерии школ. Без шума, пыли и: шороха денег В законе РК "Об образовании" прописано, что в компетенцию организаций образования входит такая функция, как "привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств для осуществления уставной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан". Но из-за отсутствия эффективных и прозрачных механизмов эта норма создает возможности для произвольного ее применения, включая незаконное принуждение родителей вносить выплаты, и непрозрачное использование средств, предоставленных родителями добровольно. Это обстоятельство послужило толчком к изданию на днях начальником управления образования приказа, который так и называется "О прекращении незаконных сборов денежных средств в организациях образования". Документ ценен тем, что четко определяет черту, за которой сборы перерастают в поборы. Так, отдано распоряжение усилить разъяснительную работу среди педагогов и родителей, что привлечение денежных средств, то бишь взносов, на текущий ремонт классных помещений, приобретение товаров для эстетического оформления, приобретение подарков, проведение торжеств и создание фонда класса или школы является нарушением статьи 64 "Развитие материально-технической базы организаций образования" закона РК "Об образовании". Согласно приказу между руководителем школы и представителем родительского комитета класса или школы утверждается договор-соглашение с обязательным включением условий, что добровольные взносы не должны носить постоянный и обязательный характер для всех учащихся и их родителей. Данным приказом запрещается вмешательство или участие педагогических работников и должностных лиц организаций образования в распределении и расходовании средств спонсорской и благотворительной помощи. Теперь эти средства должны зачисляться на счет организаций образования. Другой творческой задумкой Амангали Алхатовича стало введение в управлении образования должности эксперта по софинансированию школ. Прежде чем сборы поступят в школы, они пройдут тщательную проверку эксперта, который даст правовую оценку: это будут незаконные сборы или легальное меценатство. Все поступающие средства должны документально оформляться, приходоваться в бухгалтерии как материальная ценность. В управлении прибегли и к такой общепринятой антикоррупционной технологии, как установление телефона доверия, по которому родители могут в любое время сообщить о фактах незаконных сборов денег. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=26665
|