Жулдыз Алматбаева, Арман Джакуб, Анна Шаповалова, Татьяна Соколова Упразднение школьных и классных фондов никак не повлияло на ситуацию со сбором денежных средств со школьников. Подтверждением этому служат звонки наших читателей в «Комсомолку». В Казахстане уже восемь лет работает Союз кризисных центров Казахстана (СКЦК), который занимается вопросами защиты прав женщин, мужчин и детей от дискриминации и насилия. С ноября прошлого года в Алматинском центре заработал национальный телефон доверия для детей и молодежи. И хотя линия была открыта для того, чтобы оказывать правовую и психологическую помощь детям, попавшим в трудную ситуацию, до 60% звонков поступает от родителей. Немалая их часть жалуется на поборы в школах. — К нам в месяц в среднем поступает до 1500 звонков,— говорит председатель правления Союза Зульфия Мухамедбековна Байсакова. — В последние месяцы участились звонки по поводу финансовых вливаний со стороны родителей в пользу школ. Суммы разные – от 1500 до 2500 тенге. Последний звонок нас удивил больше всего. Несмотря на нынешние трудные времена, преподавательский состав просит, чтобы родители организовывали экзаменаторам обеды в кафе. В частности, работникам СКЦК родители школьников сообщили, что с них собирают деньги в школе № 127 – в школьный и классный фонды, в школе № 133 — на ремонт. Из Управления образования Алматы, куда перенаправили жалобы, пришел ответ: «Факт сбора денег не подтвердился». Там же сообщалось, что с педколлективом провели собрание, где еще раз напомнили о запрете сбора средств на любые, даже самые благие, цели. Тогда СКЦК отправил письмо первому заместителю председателя Алматинского городского филиала НДП «Нур Отан» Токмухамеду Садыкову с предложением «организовать комиссию для анализа бесконечного процесса сбора денег в образовательных учреждениях и принятия мер по их прекращению». Ответа до сих пор ждут. — Факты поборов в школах практически невозможно доказать — родители школьников не хотят «светиться», — отмечает Зульфия Мухамедбековна. — Мы спросили их, готовы ли они писать заявления. Родители отказываются и говорят: «Вы же понимаете, у меня ребенок не последний год в школе учится, если я скажу об этом, он не сдаст экзамены и его просто выдворят из школы». А еще есть у нас и такое явление: когда ребенок уходит из школы, его сопровождают всевозможными легендами, ведь школы все равно общаются друг с другом, поэтому вполне вероятно, что такого ученика в другой школе не захотят брать или у него там возникнут проблемы. Кроме того, наши жалобы в Управление образования оказываются бесполезными. Недавно в СКЦК привели ребенка, которого «загнобили» в школе из-за того, что его мама не в состоянии выкроить денежку для школы, хотя и работает на двух работах. По этой причине ребенка перестали спрашивать на уроках, игнорировали. Но он не обижается и – совсем как взрослый – понимает, в чем истинная причина такого к нему отношения. — Жалко родителей, но особенно – детей, — качает головой Зульфия Байсакова. – Вы знаете, что мы их теряем? Что их до переписи было больше, чем после нее? Они уходят от нас в наркоманию, в пьянство, пытаются наложить на себя руки, чтобы только уйти от этой действительности. И поборы в школах – одна из причин. Ведь давление при этом возникает двоякое. С одной стороны, это унижение со стороны учителей и сверстников, а с другой — давят сами родители, раздраженно выговаривающие ребенку: «Я тебя воспитала, кормлю-одеваю, а еще и на твою школу деньги нужны!» Что делать? Зульфия Байсакова считает, что надо разобраться в причинах школьных поборов: — Деньги, которые собирают школы, не фиксируются, родители не получают никаких документов, подтверждающих, что они сдали деньги. Все якобы обосновывается созданием благоприятной обстановки для обучения детей. Но мы же, как налогоплательщики, понимаем, что школы достаточно хорошо обеспечены. Сегодня в принципе, как сказал и президент, бюджет социальных сфер практически не будет сокращен. Но государственная политика — это одно, а ее воплощение в жизнь – совершенно другое. И выходит, что мы платим двойные налоги. Какая-то двойная политика во всем – формировании духовных ценностей, личностных качеств, отношения к правде. Как говорилось выше, родители не готовы в открытую бороться с такой ситуацией, и СКЦК готов им помогать, но и Центру надо как¬то доказывать, что такие факты на самом деле существуют. Поэтому СКЦК предлагает родителям записывать на сотовый телефон или диктофон разговоры, в которых школы предлагают им сдать деньги на что¬нибудь. — Безусловно, мы сможем покончить с этим только тогда, когда школьный бюджет станет прозрачным. Если бы на сайте любой школы был вывешен бюджет, сколько и на что требуется, тогда, я думаю, каждый родитель мог бы убедиться, нужны ли на самом деле школе их деньги и куда они идут, — размышляет Зульфия Байсакова. Но это мечты о будущем. В настоящее время Центр намерен добиться ответа от партии и, задействовав ее мощный ресурс, добиться конкретных изменений в школах – прекратить поборы как максимум, а как минимум – вооружить родителей практическими рекомендациями о том, как вести себя в таких случаях. из нашей почты Читатели «Комсомолки» тоже боятся называть свои фамилии и имена педагогов, у которых учатся их дети. Поэтому мы не указываем номера учебных заведений, на которые нам жаловались. Но по нашим выводам, школ, где с учеников не берут денег, практически нет. Елена, дочь учится в 4 классе: — Раз в год мы сдаем в родительский комитет по 5000 тенге, и плюс ежемесячно 1000 тенге — «за учебу». Деньги из родительского комитета идут на подарки детям к различным праздникам — на Новый год, 8 Марта и прочее, на экскурсии и так далее. На что идет ежемесячная тысяча, я не знаю. Кажется, школа платит охранникам. Это не такая большая сумма для меня, чтобы беспокоиться, но все же… Оксана, сын учится в 5 классе: — Мы ежемесячно сдаем по 4000 тенге в месяц — это называется «спонсорская помощь». Причем из детей ее «выколачивают», постоянно повторяют: «Принесите спонсорскую помощь». Я понятия не имею, на что идут эти деньги. На родительских собраниях говорят, что на школу. Плюс еще мы платим уборщице по 50 тенге в месяц. Недавно у нас отремонтировали школу, но в нашем классе поставили старые парты. Родители сами купили краску и покрасили их. У меня ребенок — отличник, и я хочу, чтобы он им и оставался. Поэтому требуемые деньги просто сдаю и все. Наталья, дочь учится во 2 классе: — Мы сдаем добровольную спонсорскую помощь в размере 4000 тенге ежемесячно. Эти деньги идут на оплату дополнительных предметов, которых нет в общеобразовательной школе: словесность, логику, «Наш дом». Платит весь класс, а преподает та же учительница, что и по остальным предметам. Еще до того, как дочь пошла в школу, я слышала, что якобы какой¬то класс отказался доплачивать, и потом у детей начались трудности с обучением. Что касается учебников по этим дополнительным предметам, их мы покупаем сами. Лиза, дочь учится в 4 классе: — В первом классе мы сдавали спонсорскую помощь 1000 тенге, во втором классе — 2000, теперь — 4000 тенге. Когда дочь училась во втором классе, нам на собрании предоставили следующий отчет за потраченные 60 000 тенге: деньги ушли на канцелярские товары, в фонд зарплаты охранникам школы и… на хлорку! Как-то в школу должна была приехать комиссия с проверками, и детям запретили говорить, что они сдают деньги.
компетентно
Первый заместитель начальника Управления образования Алматы Жарас САНДЫБАЕВ:
— В среднем на одну общеобразовательную школу в 2008 году выделено 71,6 млн. тенге, в 2009 году — 92,7 млн. тенге. Эти деньги идут на выплату заработной платы педагогам и административно¬хозяйственному персоналу; оплату обязательных платежей в бюджет; содержание и обслуживание здания и помещений школы; горячее питание учащихся 1¬4 классов; текущий ремонт здания школ; ремонт имеющегося оборудования; приобретение хозяйственных, канцелярских товаров, учебно-наглядных пособий, необходимых предметов для учебного процесса (мел, классные журналы, табеля и др.). Ежегодно общеобразовательным школам выделяются средства на проведение текущего ремонта. Так, каждой общеобразовательной школе на текущий ремонт было выделено в 2008 году по 2 млн. 184 тысячи тенге, а в 2009 году — по 2 млн. 336 тысяч тенге. Кроме того, за счет централизованных расходов согласно утверждению титульного списка проводится капитальный ремонт и сейсмоусиление зданий и сооружений. Любые сборы с учеников неправомерны. На это есть приказ Управления образования города Алматы от 3 апреля 2009 года № 206 «О запрете сбора денежных средств в организациях образования г. Алматы». Фото Андрея МАГАЯ. http://www.kp.kz/index.php?s=2538
|