Не так давно в «Литературном доме «Алма-Ата» вышла книга «Чудо-Остров». Книжка эта не совсем обычная. Она полностью составлена из сказок ребят. Может, кто-то из вас спросит: почему книжку детских сказок мы назвали «Чудо-остров»? Да потому что когда мы, взрослые, читали детские сказки или сочиняли их вместе с детьми, то понимали: дети живут в особом, отличном от взрослых мире. В этом мире никогда не бывает черных туч и проливных дождей, но зато в нем то и дело происходят самые невероятные чудеса. По небу плывут белые кораблики, в кустах обитают маленькие динозаврики, а в домиках под кроватями прячутся бегемотики. В этом мире мальчишки и девчонки проявляют чудеса храбрости, побеждают злых драконов и Каменных королей. Обычные, невзрачные ракушки там мечтают о крепкой дружбе, попугаи спасают змей, а снежинки кидаются на помощь зайчатам… Дети здесь ощущают себя спасителями если не всего человечества, то страны Замков и страны Рыб. И не сомневаются, что Луну нельзя «приватизировать» – она должна светить всем. И «перевоспитывают» волка в лесной школе, директором которой является медведь. Карина пробирается к Каменному королю, преодолевая все препятствия, чтобы сделать его добрее. У Асель Асылхановой в сказке «Путешествие с драконами» добрые не только дракончики, которые помогают друг другу, но и львицы. Львица, которую так все боялись, оказывается, совсем никому не желала зла. – Я друзей в беде не бросаю, – говорит Попугай из сказки Тимура Сингатуллина «Попугай, который не бросает друзей в беде». И это ее главный смысл. В книжке опубликовано много сказок алматинских школьников, в том числе детей из специальной школы-интерната № 8 г. Алматы. Эти дети, считается, не могут учиться в обычной школе. Эти ребята придумывают замечательные сказки, и, надеемся, в скором времени они догонят своих сверстников по математике, физике и химии… «Ребенок должен убедиться, насколько создаваемый им мир прочен и надежен, – пишет Сергей Махонин из Санкт-Петербурга в статье «День космонавтиков или Великая Детская Утопия», опубликованной в «Литературной газете». – Детская модель мирового устройства должна выдержать испытание временем. Жителям этого мира должны казаться странными и нелепыми ветхозаветные заповеди: не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй пр. Нельзя требовать от невинного быть еще более невинным. Здесь гораздо важнее и весомее иные нравственные требования: не ударь, не накричи, не обижайся, не запрещай, будь терпеливее, не испугай, не мешай своему сердцу любить. Мир, создаваемый детским воображением, я бы назвал Великой Детской Утопией. И, несмотря на наивность, практическую уязвимость и незащищенность, влияние ее на духовное развитие человечества трудно переоценить». Хотелось бы обратить ваше внимание на сказки десятиклассника (сейчас уже одиннадцатиклассника) Шакира Исламбакиева из СШ № 118 г. Алматы. Когда-то в 12 лет он пришел в Республиканскую библиотеку имени С. Бегалина с толстой тетрадкой, исписанной детским почерком. Это был его фантастический роман «Планета Демакс». Сегодня этот роман уже выпущен отдельной книжкой. Шакир пишет продолжение, увлекается компьютерами, имеет свой сайт в Интернете. Станет ли Шакир в будущем писателем, покажет время, но, можно не сомневаться, искусство сочинения сказок, творческое мышление обязательно пригодятся ему в жизни. Кстати, уже доказано, что ребята, в раннем детстве фантазировавшие, сочинявшие сказки, хорошо соображают на уроках математики. «…А теперь, давайте подумаем: кому и зачем нужны сказки, – писала наша современная сказочница Наталья Абрамцева, увы, рано ушедшая из жизни. – Этот жанр я считаю необходимым. Сказка – это эпиграф жизни. Это молитва на сон грядущий, на грустное настроение, на плохую погоду. И для ребят, и для взрослых. Дети мудреют, взрослые возвращаются к чистому роднику детства. Сказка – связь поколений. В этом – их главное волшебство. Сказки надо читать и наедине и всей семьей…» Книжка «Чудо-остров» – не первая книжка с детскими сказками, выпущенная в Алматы. До этого была была книга «Сказки старого трамвая», где были не только опубликованы детские сказки, но и была дана методика их сочинения. Книжка выпущена, проект закончен, а расставаться с ним жаль. Вот мы и подумали – может быть, и учителя алматинских школ нас поддержат? Наверняка в Алматы есть школы, где ребята пишут сказки. Несите их к нам журнал, было бы здорово, если бы вы еще и рассказали, как сочиняли с детьми сказки... «Свободное владение слова – всем!... Это девиз добротного демократического звучания, – писал Джанни Родари. – Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом...» Елена Зинченко, учитель русского языка и литературы, заместитель директора литературного дома «Алма-Ата», Людмила Мананникова, редактор журнала «Учитель Алматы». Итак, мы ждем ваших сказок, дорогие учителя и юные сказочники. Надеемся увидеть их в следующем номере нашего журнала. А кому не терпится, вы их можете отправлять прямо на сайт «Клуба юных сказочников» (www.skazka.ucoz.ru) Алматинский проект уже приобрел международное значение, ведь к нам на сайт присылают сказки ребята из России, Украины, Бельгии… Ну а пока мы печатаем несколько сказок алматинских школьников – с сайта юных сказочников и опубликованные в книгах Чудо-остров» и «Сказки старого трамвая». Сердце плачет… Однажды заселяли четырехэтажный дом. Девочка Даша посадила около своих окон три кустика сирени. Через три года кустики подросли. Но как-то в начале мая Даша услышала нежный шепот. Девочка открыла окно и увидела, что сирень зацвела, прекрасный запах наполнил комнату. Прислушалась Даша: шепчутся цветочки из гроздьев сирени, радуются солнышку. Свежему ветерку. У Даши дух захватило от счастья! «Как хорошо, что я посадила эти деревья!» Но вдруг девочка услышала звук пилы, вышла из дома и увидела, как двое мужчин под корень пилят два куста сирени. – Что вы делаете? – спросила она. – Зацементируем землю, а потом постоим магазин, – получила ответ. …Через два месяца магазин был построен, в нем продавали картошку. Однажды утром Даша услышала жалкое всхлипывание. Это плакал оставшийся куст сирени. Он скучал по своим братьям. Вместе с ним заплакала и Даша. Она думала: «А сколько еще срубят берез, акаций, кустов сирени, зацементируют их корни». Сердце ее плакало… Маша Итахунова, школа № 52. Путешествие мяча Как-то мячику стало скучно, и он решил прогуляться самостоятельно. Выпрыгнул из окна, долетел до земли и поскакал, куда глаза глядят, пока не очутился на незнакомой улице. – Какая это улица? – спросил он у велосипеда, проезжавшего мимо. – Улица Абая, – ответил тот. – Спасибо, – вежливо поблагодарил его мячик и стал думать, чем бы ему заняться. Но тут мимо проходил мальчик. Он увидел мяч, который лежал на земле, и решил его взять себе. Но тут какая-то девочка остановила его. – Мальчик, зачем ты берешь чужой мяч? – спросила она. – Он лежал на земле, у него нет хозяина, – ответил тот. – Наверное, кто-то забыл его. Давай поищем хозяина мяча вместе, может, найдем его, – предложила девочка. Они стали расспрашивать прохожих, но никто не знал, чей это мяч. К ним подошли еще дети, все стали искать хозяина мяча, а когда устали, кто-то сказал: – Раз мяч хозяину не нужен, давайте сами поиграем с ним. – Давайте! – поддержали его ребята. И они стали играть с мячом. А мяч стал прыгать и скакать, взлетал высоко в небо и был счастлив, что нужен детям. Дарина Мукитанова, 9 лет. Ласточка и богомол В давние-давние времена, когда птицы и насекомые понимали друг друга, жила-была ласточка. Однажды она решила свить себе в расщелине гнездо. Натаскала в него пуха, травки, как следует все это уложила. Потом она отложила яйца в свое уютное гнездышко и стала согревать их своим телом. И вот наконец из яиц вылупились птенцы. Каждое утро мама-ласточка улетала за кормом. Она ловила букашек, мошек, находила червячков и всю эту пищу радостно приносила своим деткам. Однажды ласточка, собираясь в далекий путь, поймала богомола, прилепила его ногу к гнезду и сказала: – Сегодня, дети, вы будете питаться этим кузнечиком, надеюсь, его вам хватит надолго. Я вернусь поздно вечером. Богомолу было очень грустно, ведь еще немного и ему предстояло быть съеденным. Он сложил лапки на груди и начал молиться, чтобы бог сохранил ему жизнь. И только птенцы разинули свои клювики, попросил: – Не ешьте меня, птенцы, я вам еще пригожусь. В это время к гнезду подползла змея, которая давно мечтала полакомиться птенцами. Вскоре ее голова оказалась у самого гнезда. – Мама, мама! Где ты? Спаси нас! – отчаянно пищали птенцы. Но их мама-ласточка была далеко. И тогда богомол мужественно сказал: – Не бойтесь, ребята! Встал на задние лапки и стремительно ударил острыми коготками в глаза змеи. Ослепленная, она мгновенно скатилась вниз по скале и уползла прочь. Поздно вечером в гнездо возвратилась ласточка и удивилась: – Почему вы не съели богомола, детки, ведь он такой вкусный? И птенцы наперебой стали рассказывать маме, как богомол их спас. Ласточка отблагодарила богомола. Она взяла его осторожно клювиком и опустила на зеленую травку. С тех пор началась дружба между богомолом и семейством ласточки. Даша Литовченко, СШ № 54. Золотые монетки Жила-была в ауле одна семья: бабушка, отец, мать и их сын Диас. Семья жила очень бедно. Когда Диасу исполнилось 10 лет, его мама и папа умерли, и мальчик остался жить с бабушкой. Старая женщина шила всем аульным девушкам платья, а они ей за это платили, кто чем может: кто лепешками, кто баурсаками, а кто давал пиалку шурпы. Так и жили. Но вот бабушка стала слепнуть и шить уже не могла. Однажды ночью к ним в юрту пробрался снежный барс. Бабушка проснулась и испугалась. А барс спокойно ей говорит: – Плохи твои дела, ты скоро совсем ослепнешь, и помочь может тебе только твой внук Диас. Разбуди его. Бабушка разбудила Диаса, и барс сказал: – Следуй за мной. На улице была темная ночь, барс бежал впереди, а Диас шел сзади. Наконец, они подошли к пещере. – Войди в пещеру, – сказал барс, – там, на камне, лежат золотые монеты. Их много, но ты возьми только две и положи их на глаза бабушке. К ней возвратится зрение. Сказав это, барс куда-то мгновенно исчез. Диас вошел в пещеру и удивился: весь камень был усыпан золотыми монетами. Диас выглянул из пещеры: барса нигде не было. – Почему я должен оставлять все это богатство здесь, в пещере? – подумал Диас. – Золотые монетки еще как мне пригодятся! Он дрожащими руками взял полную горсть, высыпал их в карман и бегом направился в аул. Усталый, вошел в юрту. Бабушка еще спала. Диас положил ей на глаза золотые монеты, а сам вышел на улицу. Солнце уже показалось из-за гор. Сосед на верблюде собирался в город на базар. Диас попросил, чтобы тот его взял с собой. На базаре Диас купил себе самую дорогую одежду: рубашку, брюки, чапан, сапоги… Нарядился во все новое и пошел в чайхану. Там он заказал себе бешбармак, шужук, топанан, баурсаки, коже. Вдоволь наелся. Но как только он вышел из чайханы, у него разболелся живот, его начало тошнить. А потом, когда он ехал домой, то не мог спокойно сидеть на верблюде: тело его страшно чесалось, все покрылось волдырями. В ауле, около его юрты, толпился народ. Оказывается, бабушка ослепла совсем. Ночью к Диасу снова пришел барс. Он сказал: – Ты хочешь, чтобы твоя бабушка видела? – Очень хочу, – ответил Диас. – Тогда завтра ты раздашь все деньги и всю новую одежду беднякам, а две золотые монетки снова положишь бабушке на глаза. Понял Диас, к чему привела его жадность. Он сделал все так, как сказал барс. К бабушке возвратилось зрение, а все жители аула полюбили Диаса и всегда ему помогали. Мади Какимов, ФМЛ № 90. (Сказки вместе с детьми сочиняла учитель русского языка и литературы М. И. Шестакова.) День великого совета Листья в тот день сурово шумели. Река жестоко бурлила. Небо покрыли тучи. Казалось, вся природа была чем-то недовольна. Птицы будто с ума сошли и летали как сумасшедшие! Так кругами летают, когда предвещают землетрясение. В тот день произошло нечто ужасное. Потом этот день получил название «Дня Великого совета». …Природа разозлилась. Она не могла больше терпеть такого издевательства над собой со стороны людей. Совет состоял из главных руководителей – Природы, Моря, Земли, Воздуха, Дерева и всего животного народа. Собралось все живое, отсутствовали только люди. – Здравствуйте, дорогие собратья! Сестры и братья! Мы собрались на этом собрании, чтобы решить важную проблему, – сказала Земля. – У этой проблемы только одно имя – «ЧЕЛОВЕК!» Мы выслушаем всех, а потом будем решать, что нам делать. Первым слово попросило Море. Оно грозно шипело, плескалось и надувалось. Волны наплывали друг на друга. – Ненавижу Человека! – чуть не рыдая, произнесло Море. – Столько моих детей погубил Человек. Рыбы умирают косяками. Конечно, в грязной, мутной воде гибнут не только рыбы. Я чувствую, что с каждым днем сохну все больше и больше. Мой младший брат Арал превратился в пустыню. Я предлагаю затопить всех людей. Все! Хватит! – Спокойно, не надо горячиться, – перебила Море Земля. – Дадим слово Небу. – Что мне сказать… Я долгое время поддерживало человека, – сказало Небо. – Но он сильно меня обидел. Во мне накопилось столько черных дыр, что я не успеваю их латать. Скоро на мне и целого места не останется. – Дайте, дайте, мне сказать! – запищал тоненьким голоском Воздух и… закашлялся. Дерево похлопало его по плечу. – Ой, спасибо. Да, у – Апчхи!!! – у меня сильная аллергия на табак. Как только в мои легкие попадают клубы дыма, я начинаю задыхаться… Воздух мне нужен, свежий воздух! – Прости, что перебиваю, – вежливо произнесла Земля, – но ведь ты и есть воздух?! – Был когда-то. А теперь меня засорили, и я представляю собой черт знает какую смесь: никотин, керосин, бензин, выхлопные газы, различные химикаты. – А мы… – запищали бактерии. – А как много натерпелись мы. Некоторые наши браться и сестры изменили форму и стали такими странными... Мутировали из-за вредных веществ… Но зато… – бактерии замолчали, а потом с наслаждением продолжили… – наши здорово отомстили им. Превратились в вирусы и стали убивать людей. И начался хаос. Все стали говорить, высказывать свои мысли, что-то доказывать, но все упиралось в одно: в смерть человека. – Замолчать! – вдруг сурово произнесла Природа. Она уже была старая, произносила слова еле-еле, но ее голос имел еще власть над всем живым. Воцарилась гробовая тишина. – Как вы смеете думать о таких ужасных вещах, – продолжила Природа. – Вы забыли, что человек – часть нашего большого семейства. Один из моих сыновей, а значит, ваш брат. И вы сможете убить родную кровь? Конечно, человек поступает неблагоразумно, уничтожает собственное семейство. Но наша задача – его понять, помочь ему встать на истинный путь. А не действовать его же методами. Просто пока он еще ребенок. Маленький, малюсенький. И мы должны привыкнуть к его шалостям. Только терпение, терпение, бесконечное терпение. Поэтому я призываю вас быть разумными. Она сказала много еще чего, но думаю, что суть вы поняли. Ведь ее поняли Воздух, Деревья, Земля, Горы, Море. А теперь, пожалуйста, ответьте мне на вопрос: не жалко ли вам постепенно убивать маленькое дитя по имени Воздух, могучее Дерево, Шумное Море и… собственную жизнь? Шакир Исламбакиев, 11 класс, СШ № 118. Рис. Оксаны Кокасенко. Как Вик и Мик сыр делили Жили-были два ежа – Вик и Мик. И они очень любили сыр. Ну ни дня не могли прожить без своего любимого сыра! И вот как-то идет Вик и видит – на пеньке лежит огромный кусок сыра. – Смотри, сыр! – говорит он Мику. А Мик, долго не думая, побежал к пеньку и схватил сыр. – Отдай мне сыр, – закричал Вик. – Я первый его увидел! – Сыр мой! – в ответ ему сказал Мик. – Ведь я первый схватил его. И у них началась драка. Они выхватывали сыр лапками друг у друга, и большой кусок сыр с каждой минутой становился все меньше и меньше – ведь он крошился на все более мелкие кусочки! А рядом с пеньком находился муравейник, в котором жила очень дружная муравьиная семья. Муравьи увидели очень много крошек сыра, стали их есть и кое-что даже отнесли про запас в свой муравейник. Словом, когда ежи драться перестали, то никакого большого куска сыра уже и в помине не было. В тот день они остались голодными. С тех пор Вик и Мик больше не дрались и не ссорились, и всё, что находил один из них, делили пополам. Ирма Каврига, ученица специальной школы-интерната № 8 г. Алматы
|