Главная » Статьи » Клуб любителей поэзии |
Министерство образования и науки Республики Казахстан Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата План занятия № 18 Предмет: русский язык и литература Преподаватель: Антонова О.С. Группа 1 курс (с русским языком обучения) Тема занятия: И. А. Бунин. Лирика. Цели урока: -учебная: знакомство с биографическими сведениями из жизни И.А. Бунина; Помочь учащимся войти в художественный мир писателя: основные темы лирики, особенности лирики. Способствовать усвоению своеобразия авторского стиля И.Бунина. Обеспечить условия для самостоятельного постижения особенностей лирики И.Бунина. -развивающая: способствовать развитию навыков анализа лирического произведения; развивать ассоциативное, образное мышление; навыков исследовательской работы; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания; развитие культуры речи, культуры чтения; научить применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации, сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора. -воспитательная: содействовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей, формирование интереса к многогранному миру лирики. Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом. Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлексия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания; познавательные - выполнение творческого задания; волевой - прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная. Оснащение: мультимед. сопровождение: презентация, видео, аудиозапись, тексты произведений. Структура занятия: № Элементы структуры занятия Время I. Организационный момент 2 мин. II Презентация темы занятия 5 мин. III. Опрос домашнего задания 25 мин. IV Изложения нового материала с поэтапным закреплением 22 мин. V Закрепление 15 мин. VI Рефлексия 15 мин. VII Подведение итогов урока 5 мин. VIII Домашнее задание 1 мин. Ход занятия I Орг. момент: - приветствие; - проверка внешнего вида учащихся; - отметка отсутствующих; II. Презентация темы занятия: - Запись даты и темы урока в тетрадь; - Сообщение цели и задач, хода урока, критерий оценок; План занятия: 1. Опрос материала прошлого урока; 2. Биография писателя. 2. Основные мотивы лирики. 3. Особенности лирики. 4. Анализ стихотворений «Бушует полая вода». Объявление критерий оценивания: Учащиеся получают жетоны за участие в работе урока: жетон в 3 балла - полный ответ на сложный вопрос, жетон в 2 балла - неполный ответ на вопрос, жетон в 1 балл – ответ на простой вопрос. Оценка Баллы «2» «3» 2-4 балла «4» 5 -7 баллов «5» 8 баллов и более III. Опрос домашнего задания: - Связь с прошлым уроком: фронтальный опрос по теме прошлого урока: Перечислите три литературы, которые существовали в начале 20 века? Дайте характеристику литературе русского зарубежья. Дайте характеристику советской литературе. Перечислите 4 принципа социалистического реализма. Когда и где был введен термин соц.релизм. Перечислите три пути возвращения потаенной литературы. - Видео отрывок «О Бунине»; - Викторина по биографии И.Бунина. (1баллл за правильный ответ. Всего 20 вопросов,5 минут). 1. Дата рождения писателя? (10 октября 1870 года) 2. В каком городе жила семья Буниных? (Семья жила в Воронеже, на Дворянской улице) 3.Название деревни, в которую семейство Буниных переезжается в 1874 году. ( Бунины решили пеpебpаться из города в деревню на хутор Бутыpки) 4. Названия автобиографического романа, в сюжетную основы которых легли отношения с Ваpваpой Владимиpовной Пащенко. (Юношеский pоман Бунина составил сюжетную основу пятой книги "Жизни Аpсеньева",) 5. Во сколько лет Бунин написал первое стихотворение? (В восемь лет Бунин написал первое стихотворение. ) 6.Докончите фразу. В 1881 г. Бунин поступил в…( гимназию в г. Ельце) 7.Название журнала, в котором работал старший брат Ивана Бунина Юлий. (С осени 1889 года работает в pедакции газеты "Оpловский вестник") , 8. Название журнала, в редакцию которого входили бpатья Бунины (Иван и Юлий). (входили в pедакцию "Полтавских губеpнских ведомостей", находившихся с 1894 года под влиянием пpогpессивной интеллигенции). 9. Назовите драматурга, который в начале апpеля 1899 года Бунину предсказал, что из него выйдет большой писатель. (А.П. Чехов) 10. С кем познакомился Бунин 4 ноябpя 1906 года Москве, в доме Б.К. Зайцева. (С Веpой Николаевной Муpомцевой, дочеpью члена Московской гоpодской упpавы).. 11.Название сборника стихотворений , который вышел в начале 1901 года. (Вышел сбоpник стихов "Листопад") 12.. Назовите произведение, за написаник которых Бунин был отмечен Пушкинской пpемией Российской Академии наук 19 октябpя 1903 года. ("Листопад" и пеpевод "Песни о Гайавате" Лонгфелло) 13. Название издательства, в котором с 1902 года начало выходить отдельными нумеpованными томами собpание сочинений Бунина. ( в издательстве Гоpького М. "Знание".) 14.Год написания рассказа «Господин из Сан-Франциско»? (1915 г.) 15. Название публицистической книги И.Бунина, которая стала дневником событий жизни страны и размышлением писателя о советской власти. («Окаянные дни»1918 г.) 16.Докончите фразу. В 1933 году И.Бунин стал первым русским писателем…(удостоенным Нобелевской премии) 17.Год смерти И.Бунина. (В 1953 г). 18.Где умирает И.Бунин, и где он похоронен. В Париже И.Бунина не стало, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. 19.Назовите город, в котором библиотека № 22 названа именем И.Бунина. (Воронеже) 20.Назовите четыре города, где есть улица И.Бунина. (В Москве есть улица Бунинская аллея, рядом расположена одноимённая станция метро. В городах Липецк, Ельц и Одесса есть улица Бунина.) IV .Изложение нового материала:: Эпиграф урока: Каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы. Бунин развивает поэтические традиции: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.Тютчева, А. Фета, Я.Полонского, А.Толстого , В.Майкого. Работа с раздаточным материалом: таблица- основные мотивы лирики и стихотворения Бунина. Основные темы лирики И. Бунина Прошлое Любовь- разлука Страдания человека Сельский труд Философские раздумья о смысле жизни Природа «При свече» (видео) В дачном кресле, ночью, на балконе... (видео) Вирь (Сами читают) «Вечер» (аудио) «Слово» (аудио) Февраль (видео) «Настанет день - исчезну я» (аудио) «Бушует полая вода» (аудио) «Одиночество» (аудио-сам автор) Особенности лирики И. Бунина: лаконизм, предметность, точность словоупотребления V. Закрепление: Анализ текста Тема: Природа Бушует полая вода Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. 1) Выразительное чтение учителем или мр3. 2) Выразительное чтение учащимися. 3) Тема произведения (Наступление весны). 4) Идея. (Весна! Весна! И все ей рады). 5) Стиль речи (Художественный) 6) Тип речи. (Художественное описание состояния окружающей среды и состояние человека). 7) Жанр (пейзажная лирика) 8) Композиция. Выпишите 1 вариант слова, связанные с «движением», 2 вариант с «покоем». I движение 1. Наступление весны 2. Земля просыпается 3. Весна воды… бушует, пролетные, дымятся, пары, разливаются, трепещут, журчит, сверкает II покой 4. Солнце ласковое греет 5. Все радо весне 6. Тишина победы стоишь, забытье, затишье, голубеет, греет, запах, закрывает (глаза) Вывод: стихотворение построено на антитезе: покой противопоставляется движению. 9)Художественные образы стихотворения. Образы – пейзажи: …вода, бугры, пары, лужи, «зайчики», облака, небо, солнце, ветер. Образ животного (птицы):… грачи Образы – персонажи:… (стоишь, слышишь) – состояние человека передается личными глаголами. 10)Как создаются эти образы, какими средствами: - на морфологическом уровне В первой части преобладают глаголы, что помогает увидеть движение весны. Во второй - существительные указывают на конкретность. - на синтаксическом уровне Стихотворение состоит из простых и сложных предложений, осложненных однородными членами. Используется обратный порядок слов – инверсия. Во второй части – повторяющиеся риторические восклицания весна, весна!, а также дистантный повтор: запах (сада) – запах (крыш) - тропы свет:… свет, блещут, сверкает цвет:… черные, белые, солнечный, голубеет звук: …бушует, шумит, кричит, весело, журчит, звучит тепло:.. нагретом, тепло, греет, теплый 11)Настроение стихотворения - Какое настроение царит в стихотворении? - Как оно меняется? VI. Рефлексия: Личностное восприятие - Работа с музыкальным отрывком: Послушайте отрывок из Первого концерта А.Вивальди «Весна» цикла «Времена года». Опишите, что вы при этом чувствовали, увидели, представили. Помогла ли вам музыка лучше понять настроение стихотворения Бунина. -Работа с репродукциями: А теперь мне хотелось бы услышать ваши раздумья, ассоциации, ваше настроение. Может быть, кому – то создать свой этюд помогут иллюстрации картин Левитана «Март», «Весна, Большая вода», Саврасова «Грачи прилетели». Или кого – то вдохновила музыка. -А кому – то подспорьем будет альтернативное изложение. Весна наступает (тихо и незаметно, стремительно и шумно). Лужи (покрыты, заполнены) (солнечными зайчиками, искристым льдом). (Пробивают себе дорогу, бурно разливаются) (потоки воды, первые ручейки). (Потянулись с юга, громко кричат) (грачи, первые перелетные птицы). (Серое, хрустальное) небо (льет, посылает) на землю (первые лучи, яркий свет) солнца. - В чем заключается смысл стихотворения? - Как вы поняли его? - Изменилось ли ваше восприятие стихотворения после анализа? VII. Подведение итогов урока: - заключительное слово преподавателя: - Чему вы научились? - Ваше настроение. - комментирование и выставление оценок; - Критерий оценивания: Учащиеся получают жетоны за участие в работе урока: жетон в 3 балла - полный ответ на сложный вопрос, жетон в 2 балла - неполный ответ на вопрос, жетон в 1 балл – ответ на простой вопрос. Оценка Баллы «2» «3» 2-4 балла «4» 5 -7 баллов «5» 8 баллов и более - VIII. Домашняя работа: Уч. №3, с.234–237. Читать «Господин из Сан-франциско» Наизусть одно стихотворение И.Бунина (28 строк) Преподаватель: Антонова О. С. Источник: http://И.А.Бунин. | |
Просмотров: 1328 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|