Главная » Статьи » Клуб любителей поэзии |
При жизни она выпустила единственную книгу стихов «Дальнее дерево». Книга вышла в 1968 году в Ереване, и после нее Мария Петровых за десять лет не напечатала ни строки.
Когда Марии Сергеевны не стало, на вечере ее памяти литераторы сетовали, что у нее не только единственная, но такая тоненькая и малотиражная книжка, и призывали исправит это недоразумение. Неожиданно встал Арсений Тарковский и страстно, даже ожесточенно сменил тему: «О чем мы говорим? В мир пришел поэт, совершил порученное ему и, завершив, ушел. Все остальное неважно – есть книги или нет, и какой у них тираж, пять экземпляров или пятьсот тысяч». Умерла Мария Сергеевна Петровых в 1979 году. Арсений Тарковский о Марии Петровых
Марию Петровых я увидел впервые в 1925 году.
Учредителем и главой первого в Москве Литературного института был В.Я.Брюсов. После кончины поэта институт его имени прекратил своё существование. Возникло новое учебное заведение - "Литературные курсы с правами высших учебных заведений" при Всероссийском союзе поэтов. Мария Петровых и я были приняты на первый курс и вошли в один из дружеских кружков юных поэтов. Наша дружба длилась вплоть до её кончины в 1979 году. В этом кружке Мария Петровых по праву оказалась первой из первых. Известны вокалисты, у которых врождённый хорошо поставленный голос. Такой хорошо поставленный поэтический голос был у Марии Петровых... Мария Петровых любила жизнь, хотя и не вглядывалась в неё сквозь розовые очки. Даже влюблённость для неё оборачивалась скорее источником горя, чем счастья: /...В ту ночь подошло, чтоб ударить меня,/ /Суровое бронзоволикое счастье./ Мария Петровых искала и находила исцеление в природе: /...Увечья не излечит мгновение покоя,/ /Но как тепло на солнце и как легко в тени.../ Её душа подлинного поэта, вооружённая сильным дарованием и, казалось, столь беззащитная, вела сама с собой бесконечный спор. Последнее слово в этом споре принадлежало поэзии. При жизни Марии Петровых была издана только одна её книга: далеко не полный свод оригинальных произведений и переводов с армянского. Издан был сборник "Дальнее дерево" без её участия, в Армении, усилиями её ереванских друзей. Вот почему поэта такого большого таланта мало знают читатели. Может быть, в этом виновата и скромность Марии Петровых? Замкнутость её души, не умеющей распахнуться перед посторонними? Мне кажется, она знала себе цену - втайне: её стихами восхищались такие поэты, как Пастернак, Мандельштам, Антокольский. Ахматова утверждала: одно из лучших лирических стихотворений ("Назначь мне свиданье на этом свете") написано Марией Петровых. Не предьявляла ли к себе Мария Петровых непосильных требований? Нет, она справилась бы с труднейшей задачей. Тайна её поэзии не в этом. Мария Петровых в ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне "взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому словосочетанию делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего. Тайна поэзии Марии Петровых - тайна сильной мысли и обогащённого слова: /За окном шумит листва густая -/ /И благоуханна и легка, -/ /Трепеща, темнея и блистая/ /От прикосновенья ветерка.../ Приглядитесь - здесь чудо! Слова из обычного литературного лексикона приобретают новую напряжённость, новое значение. Они наэлектризованы. Да ещё и найдена новая реалия: листва под ветром и впрямь темнеет и блистает. Здесь главенствующее - не "распространённая метафора", а каждое слово само по себе метафорично. Рисунок стихотворения полон света и свежести. Когда вы дойдёте до четвёртого стиха сонета "Судьба за мной присматривала в оба...", ваше сердце пронижет чужая боль. Русская литература всегда несла на своих плечах груз "всемирной отзывчивости". Мария Петровых знает свои способы претворения языка и умеет проникать в сердце читателя. Тайна Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт. В ранних стихах Марии Петровых читатель обнаружит черты эткспрессивного стиля: /...Даль недолётна. Лишь слышно: от холода/ /Звёзд голубые хрящи хрустят.../ Впоследствии эти черты сгладятся. Повзрослев, Мария Петровых доверчивей отнесётся к родному языку, к его сложной простоте, к идее стихотворения, к возможности словесного воплощения замысла. Тогда чувство свободного, вдохновенного полёта передастся и нам, читателям. Тема Великой Отечественной войны нашла выражение и в поэзии Марии Петровых. Эти стихи исполнены силы, мужества и любви к родной земле. Глубокая, искренняя благодарность бьётся в сердце автора к маленькому камскому городу Чистополю, где Марии Петровых довелось жить в эвакуации. Тема России играет в её поэзии чрезвычайно важную роль. Многое осталось за пределами этого краткого предисловия. Можно было бы поведать читателю, что Мария Петровых родом из Ярославля - древнего города, и тему истории России обнаружить в её поэзии нетрудно. Она исчерпывающе знала и понимала творчество Пушкина. Она из числа лучших переводчиков армянской поэзии. Вокруг себя Мария Петровых обьединила преданных ей учеников, бережно и внимательно воспитанных ею. Преданность искусству поэзии - подвиг. Пусть же её подвиг навсегда останется примером для всех нас, пишущих стихи.
| |
Просмотров: 2431 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|