Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Клуб любителей поэзии

Пушкинские чтения
Внеклассное мероприятие «Пушкинские чтения»
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа №12» г. Сатпаев.
Зинченко Галина Ахаповна
Задачи: 1) обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина и Абая, расширить круг чтения учеников;
2) развивать образное мышление, творческие способности, воображение,
способность воспринимать различного вида сообщения и выступления;
3) воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству; в нравственном аспекте ориентировать на общечеловеческие ценности и идеалы.

Оборудование: портреты Пушкина и Абая, высказывания, грамзаписи.

Ход

Негромко играет музыка.

Ведущий 1.
2006 год глава нашего государства Н. А. Назарбаев предложил объявить Годом Пушкина в Казахстане и Годом Абая в России. Инициатива казахстанского Президента была поддержана российской стороной.
Между Казахстаном и Россией давно сложились особые отношения доверия и дружбы, и теперь каждый год становится их логическим развитием в диалоге двух культур.
Символично, что рядом с портретом А. С. Пушкина висит портрет великого поэта казахского народа Абая.
В зиму 1887 года Пушкин как будто вступил на казахскую землю: в сопровождении домбры звучала из уст Абая чудесная песня любви русской девушки Татьяны, ставшая благодаря таланту Абая близкой и понятной молодежи казахских аулов. Интересна судьба переводов Пушкина и Абая, но об этом чуть позже…
Наша аудитория тоже станет сегодня местом встреч и пусть маленьких, но открытий учеников творчества двух великих представителей двух народов.

Ведущий 2.
«У каждого возраста свой Пушкин», – сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Не могу не согласиться с эти наблюдением. Ведь каждый из нас находит в творениях великого писателя что-то свое, что-то особенно близкое себе. Это такой колодец, из которого может черпать каждый, и черпать бесконечно, на протяжении всей жизни. 207 лет прошло со дня рождения Пушкина, а мы до сих пор устанавливаем свои жизненные ориентиры по произведениям А. С. Пушкина.
В. Г. Белинский писал: «Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства!»

Ведущий 1.
Откуда берется то, что называется туманно «поэтическим вдохновением»?
На этот вопрос не ответят и те, кого это самое вдохновение посещает чаще других. Но ведь не из одного вдохновения возникает поэзия, В ней заключен душевный и умственный опыт поэта, приобретенный за годы жизни, заключены знания, которые хранит его память. Странная штука – память поэта! Когда-то читал, что-то или где-то слышал и забыл. Но упавшее в душу поэта зернышко проросло, дало жизнь цветку или дереву с прекрасными плодами. И вот теперь нам хочется докопаться до корней, чтобы узнать, как же все это происходит, из каких семян, по слову Анны Ахматовой «растут стихи» (и не только стихи), «не ведая стыда».

Ведущий 2.
Сегодня учащиеся и учителя нашей школы представят вам свои небольшие исследования по творчеству А. С. Пушкина и Абая, литературные инсценировки, выразительное чтение стихотворений.
Кто такой Пушкин? Пушкин – мудрец, философ, все о жизни знавший и поведавший миру. Доминирующее восприятие поэзии Пушкина – это поэзия светлая. Легко и радостно прочитывается все, что написано о русской природе. Гимном радости, жизнеутверждающего оптимизма звучит стихотворение «Зимнее утро». Оно выделяется особенной глубиной чувства, чудесной гармонией стиха.

С литературным анализом этого стихотворения выступает ученик.

Исполнение романса «Зимняя дорога» квартетом семиклассниц.

Ведущий 1.
Жизнеутверждающий характер лирики Пушкина определялся его мечтательностью. В своих стихах Пушкин говорил о самых больших и всегда волнующих вопросах – о любви, о смерти, о человеке, о прекрасном в человеке, о роли искусства.
С сообщением «Легкие, летучие стихи» (о стихотворении «На холмах Грузии…» выступает ученик).

Ведущий 2.
У поэта Олега Дмитриева есть такие строки:
Если есть у наших душ бессмертье,
Должен Пушкин, для живых незрим,
Ну хотя бы раз в столетье,
Побродить по улицам своим.
И, откинув руку, в вольной позе
К балюстраде, прислоняясь спиной,
Постоять у памятника в бронзе
На неузнаваемой Страстной.
У бесчестья – впереди бесчестье,
Честь и славу – слава ждет и честь.
Если есть у наших душ бессмертье?
Мне все чаще думается – есть!
А. С. Пушкин эпиграфом к своему произведению «Капитанская дочка» взял пословицу «Береги честь смолоду». Как это получилось у Петруши Гринева, знают все. А вот как возник эпизод с заячьим тулупом, что здесь правда, а что вымысел, расскажет ученик.

Ведущий 1.
Оказывается, «свой Пушкин» есть не только у каждого русского! Множеством нитей его личность, творчество связаны с историей и культурой других народов, находя отклик в сердцах читателей разных стран и континентов. Чтобы укрепить это родственное чувство, обратимся к сообщению ученицы.
На сцену выходят Саша и Галя.
Саша: Зря я согласился идти с тобой на эти Пушкинские чтения…
Галя: Почему это зря?
Саша: Да скучно все это! Эх, лучше бы я боевик посмотрел…. А тут… скука!
Галя: Какая может быть скука, ведь мы в гостях у Пушкина! Ты помнишь сказки А. С. Пушкина.
Саша: О! Сказки-то я помню.
Галя: Сказки-то ты помнишь, а кроме сказок ты что-нибудь читал?
Саша: А разве у него еще что-то есть?
Галя: Ну, ты даешь! Придется с тобой попутешествовать по большой книге, лежащей здесь (подает Саше большую книгу "Проза" стихи А. С. Пушкина)
Саша: Ого-го! Какая толстая книга! Ну и что интересного в прозе?
Галя: Саша, а ты переверни страничку и увидишь.
Саша открывает книгу, звучит музыка. На сцене – герои повести А. С. Пушкина "Барышня - крестьянка" Лиза и Алеша. Инсценируется встреча Лизы и Алеши в роще.
Саша: А кто это был? Что за произведение?
Галя: Может быть, зал нам поможет определить, из какого произведения эти герои? (зал отвечает)
Саша: А мне понравилось! Можно перевернуть еще страничку?
Галя: Попробуй!
Саша перелистывает страницу книги. Инсценируется эпизод из повести "Метель". Звучит вальс из кинофильма "Метель" Г. Свиридова. Показывается отрывок объяснения Бурмина и Марии Гавриловны.
Саша: Боже мой, какая трогательная история? Хорошо, что так замечательно все закончилось! Но, Галя, что это за произведение? Я непременно прочитаю его.
Галя (обращаясь к залу): Так что же это за произведение? (зал отвечает)
Саша: Галя, давай скорее перевернем еще страничку. Кажется, я становлюсь пушкиноманом
Галя: Да, Сашенька. А сколько прекрасных стихов написано А. С. Пушкиным. Более шестисот стихотворений положены на музыку. Особенно много романсов написал И. Глинка.
Саша: Как много я не знал! Как мне все это наверстать?
Галя: Вот тебе книга, иди и читай
Саша берет книгу, уходят.

Ведущий 2.
Пушкин знал и переводил Коран. Открываем пушкинский томик и читаем перевод из «Подражаний Корану»:
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой.
Чеканные строки этого стихотворения действительно представляют дословное переложение второго стиха 89 суры Корана, который поэт читал и высоко ценил: «Многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом». Именно Пушкин изменил взгляд России и Европы на Восток. Именно Абай создал галерею мировых образов и сюжетов, сумел передать красоту звучания пушкинской поэзии.
С сообщением «Давайте читать Абая и Пушкина!» выступает ученица.

Ведущий 1.
В 1986 году американский критик Ирвин Уайл в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» говорил: «Поэзия, как известно, с трудом поддается переводу на чужой язык. Тем более такая, как пушкинская, где значима каждая деталь, где совсем нет декораций, где все подчинено движению смысла. Абай открыл казахскому народу удивительную музыкальность и мудрость поэзии Пушкина. Ждет своего переводчика и наследие Абая (Письмо Татьяны на казахском языке читает учитель казахского языка).

Ведущий 2.
Современный прозаик Виктор Боков писал: «Учился и учусь у Пушкина. Каждая его строка – образец гуманности и народности. Завет Пушкина «бойтесь не просторечия, а простомыслия» свято чту».
Работу по Словарю языка Пушкина представляет ученик.

Ведущий 1.
Его волшебное слово способно задеть, растревожить самые глубоко спрятанные, самые затаенные струны в человеческом сердце. Потому-то Он и бессмертен. Потому-то время и не властно над ним.
(Чтение стихотворения «Памятник»).

Ведущий 2.
Дорогие слушатели Пушкинских чтений! Анализируя и постигая сегодня то, чем одарил нас Александр Сергеевич Пушкин, мы, видимо, все вместе и каждый в отдельности не можем не посмотреть оценочно на себя. Не можем не заглянуть в свое внутреннее «я», чтобы понять, оценить, какое место в движении, в развитии нашем занимают два светила – Пушкин и Абай. Они многое предвидели и прогнозировали. Их нравственные оценки – ориентиры наши и сегодня. Они обязывают нас быть людьми в высшем понимании этого слова. Спасибо!
Категория: Клуб любителей поэзии | Добавил: julashka_2010 (2013-01-19) | Автор: "Пушкинские чтения" E
Просмотров: 3056 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru