Во все времена почти у всех народов учебный год начинался в сентябре. Мы – не исключение, а продолжение традиции. Сегодня в Алматыболее 200 школ и лицеев, несколько десятков вузов, образование которых следует искать в прошлом и позапрошлом веках. Попробуем?
Василий Шупейкин Тел.279-62-16 8-701-3374555 Громыхала гражданская война…
В 1920 году в нашем городе, носившем тогда название Верный, обосновался крупный большевистский деятель, коммунист, писатель Дмитрий Фурманов. Именно ему, представителю высшего эшелона правящей партии, пришла в голову идея организации курсов по подготовке учителей начальных классов. В мае первые курсистки, а в основном на курсы были зачислены девушки, приступили к занятиям по ускоренной программе. А в сентябре готовые к занятиям учительницы разъехались по аулам и поселкам Семиречья. Началось наступление на всеобщую неграмотность.Только два процента…
Население молодого Верного изначально побивало рекорды грамотности в Казахстане. Естественно, сюда переселялись и ссылались не самые последние и забитые неграмотностью люди. Треть верненцев имела хоть какое-то образование, а руководящие чины отличались высокой грамотностью. (Тогда в Казахстане только два процента населения владели чтением и письмом, и лишь духовенство да правящая верхушка были образованны в высшей степени.) В 1870 году в нашем городе проживало 9980 жителей. 1996 из них числились мещанами. Купцов было 600 человек. Военную службу несла 1193 различных чина. Казаков состояло на службе 3340 сабель. 2400 человек – разночинцы. Неплохой социальный состав. Аксиома: грамотный человек не терпит вокруг себя "темноту" и старается пролить на окружающих свет просвещения. В предреволюционном Верном было 20 школ, и только две из них имели статус средних. Гордились наши предки мужской и женской гимназиями, а также реальным училищем, в коих обучались, естественно, не дети бедняков. Те шли в школу садоводства, лесную школу, в ученики и подмастерья кустарей. Для начальных школ города готовились кадры в учительской семинарии, которая начала работу в 1913 году. В принципе, такого охвата населения учительскими услугами не знал ни один казахстанский населенный пункт.
Ревнители грамотности
Как было сказано выше, они не терпели тьмы неученья. В 1899 году люди грамотные и интеллигентные создают общество ревнителей просвещения. Официально регистрируют свое общественное объединение и совершенно бесплатно работают в нем: устраивают лекции, литературные вечера, концерты. Членами этой организации вскоре становятся более 200 человек. Все они числят себя просвещенцами-демократами. Их пыл и напор не ослабевают, и в 1901 году общество открыло воскресную школу для всех слоев населения. В нее записываются более 80 человек. Кандидат исторических наук А. Горячева приводит такие цифры: в этой школе учились 23 казаха, 12 татар, 10 узбеков и 37 русских, которых в то время было большинство. В 1907 году в школе учатся более 250 представителей рабочего класса. Следом за школой общественники открывают бесплатную читальню, книги в которую покупают за свой счет.
Ссылаясь на предшественников
Историческую справку о том, когда и какое высшее учебное заведение открывалось в Алматы, мы почерпнули из сборника "Город мой Алма-Ата", выпущенного М. Гендлиным еще в 1971 году. Так что цифры, приведенные в ней, – из тех далеких времен. Итак: 15 мая 1928 года начал свою работу педагогический институт, позже его нарекут именем Абая. Преподавателей для школ республики с 1944 года готовит и специальный женский педагогический институт. Сразу же около двух тысяч студентов – девушек из самых дальних аулов – стали учиться здесь на полном гособеспечении.

Флагман высшего образования в республике, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, был открыт 15 января 1934 года. Первоначально в его состав вошли биологический и физико-математический факультеты, на которых обучались 54 студента, работали 25 преподавателей (среди них 5 профессоров и 10 доцентов). В 1934 году университету было присвоено имя С. М. Кирова. В становлении университета оказали помощь вузы Москвы, Ленинграда, Казани, Украины. Сюда приехали работать Молюков И. Д., Сокольский Д. В. из МГУ, Персидский К. П. из Казанского университета и другие ученые. Казахский горно-металлургический институт – первый технический вуз в Алма-Ате – был открыт в 1934 году. В послевоенное время институт стал многопрофильным. В связи с этим в 1960-м он был преобразован в политехнический. В середине семидесятых годов прошлого века в нем одновременно учатся 13 тысяч студентов на 10 факультетах: геологоразведочном, горном, нефтяном, геофизическом, энергетическом, металлургическом, автоматики и вычислительной техники, инженерно-строительном, архитектурном и инженерно-экономическом. Политехнический институт открыл свой филиал при Соколовско-Сарбайском горно-обогатительном комбинате в городе Рудном, при Лениногорском полиметаллическом, Каратауском горно-химическом и Усть-Каменогорском свинцово-цинковом комбинатах. По ходатайству правительства Казахской ССР Народный комиссариат земледелия СССР вынес в июле 1930 года постановление об организации высшего сельскохозяйственного учебного заведения в Алма-Ате, и 5 октября 1930 года новый вуз Казахстана начал свою работу. В первом его выпуске был 131 студент. С каждым годом институт рос, создавались новые факультеты, кафедры. По данным М. Гендлина, в начале 1970-х годов в вузе 7 факультетов: агрономический, плодоовощеводства и виноградарства, почвенно-агрохимический, защиты растений, экономический, лесохозяйственный, механизации сельского хозяйства и электрификации сельского хозяйства. Контингент студентов в вузе составляет свыше 9 тысяч человек. Первый в республике медицинский институт был открыт в Алма-Ате в 1931 году. Учеба началась на единственном тогда лечебном факультете. В организации института большую помощь оказала Военно-медицинская академия Ленинграда, взявшая шефство над молодым вузом. К концу первого учебного года в институте работали 5 профессоров, 4 доцента, 30 ассистентов и 2 преподавателя. В 1938 году открылся педиатрический факультет. К 1940-му в мединституте обучалась уже 1402 студента, профессорско-преподавательский состав увеличился до 120 человек. В 1954 году был организован фармацевтический, в 1955-м – усовершенствования и специализации врачей, в 1961-м – стоматологический факультеты. Вуз стал не только учебным, но и научным медицинским центром. С 1934 года в институте действует аспирантура, первый выпуск которой состоялся в 1937-м. Осенью 1929 года в Алма-Ате было открыто второе высшее учебное заведение в республике – Казахский государственный ветеринарный, ныне Алма-Атинский зооветеринарный институт. Через год к клиническому, эпизоотологическому и санитарно-профилактическому факультетам прибавился зоотехнический, расчлененный несколько позже на отраслевые факультеты: молочно-мясного скотоводства и овцеводства. Институт иностранных языков начал работать в 1940 году. В год окончания Великой Отечественной войны открылся Казахский государственный институт физической культуры. В институте 16 самостоятельных кафедр, проблемная научно-исследовательская лаборатория "Высокогорье и спорт", учебно-вспомогательные и учебно-производственные подразделения: кино- и фотолаборатория, врачебный кабинет, лаборатории физиологии и химии, спортивной медицины и гигиены, лингафонный кабинет и другие. Алма-Атинский институт народного хозяйства – самый молодой вуз. Создан он в 1963 году на базе экономического факультета Казахского государственного университета им. С. М. Кирова. Соотнося год создания вуза и текущее время, подсчитайте, какой вуз отмечает юбилей в этом и на следующий год. И помните: учиться никогда не поздно. http://www.vecher.kz/?S=15-200909170500
|