Главная » Статьи » Семиречье - взгляд сквозь годы |
Как и обещали, продолжаем знакомить читателей "Вечерки" с новым двухтомным изданием "История Алматы". Его авторы во главе с академиком Карлом Байпаковым – цвет исторической научной мысли страны. Повторимся, это первое научное исследование по истории Алматы с древнейших времен до наших дней Василий Шупейкин Тел.279-62-16 8-701-3374555 Пересказать, тем более перепечатать сей огромный труд на страницах газеты не представляется возможным. Поэтому постараемся дать самые важные и интересные выдержки из этих уникальных книг. Сохраним память …Цивилизованность любого государства определяется прежде всего его отношением к культурному наследию. Бережное отношение к собственному культурному наследию и восприятие ценных элементов других культур – это магистральный путь развития человеческой цивилизации. Культурное наследие – это память. Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. История любой культуры есть история памяти, противоборствующей силе всепоглощающего времени. Ведь именно потеря исторической памяти ослепляла нас в недавние времена, когда целым поколениям были недоступны гуманистические ценности мировой цивилизации да и достояния собственного народа. С обретением независимости Казахстаном пришла пора возрождения подлинной духовности, вхождения в русло исторической памяти, ценностей общечеловеческой цивилизации. Поговорим о городах Возникновение города – это событие огромной важности, и если город, развиваясь, приобретает черты крупнейшего политического, научно-технического и культурного центра государства, то его рождение, его рост становятся предметом внимания многих стран и народов. Интерес усиливается, когда в многоликом и многофункциональном городе происходит постоянное обновление во всех областях его жизни. Город – это удивительный и вместе с тем закономерный феномен цивилизации. Исторические процессы, политическая и экономическая жизнь его нередко оказывают значительное влияние на ближайшее и дальнее окружение. В свою очередь, воздействие окружающего мира отражается на жизни городов. Традиции прошлого переплетаются с настоящим, изменяя его непрерывно. Есть города, многовековая история которых олицетворяет историю целых народов и государств, отражая на своих страницах, словно в огромном зеркале, путь, пройденный многими и многими поколениями. С древности нам известны Рим, Афины, Багдад, Иерусалим, Стамбул, Самарканд. Рушились города, в эти города приходили другие народы, но города продолжают жить. Или погибали города, но память о них живет, как она живет о Карфагене, Трое или Отраре. Письменные памятники истории …К источникам по изучению истории и культуры Алматы относятся прежде всего памятники археологии региона Алматы и Жетысу, письменные памятники, в том числе рукописи, редкие восточные и западные старопечатные (литографированные) книги, нумизматические источники, русские архивные материалы и различные документы. Самые богатые коллекции восточных и западных рукописей по истории Казахстана хранятся в России, Узбекистане, Таджикистане, Иране, Турции, Китае, Франции, Италии, Греции и Великобритании. Письменные материалы по истории Алматы и Алматинского региона достаточно многочисленны, но сведения, которые в них содержатся, отрывочны и кратки. Сочинения составлены на арабском, персидском, тюркском и западноевропейских языках и принадлежат географам, историкам, путешественникам и дипломатам. Что такое Алматы? …В этих сочинениях и записках город известен под названиями Алматы, Алмату, Алимту. Этимология слова "Алматы" восходит к древнетюркскому "alma" (красная ягода или яблоко). Само слово "Алматы" произошло от . Данная модель на казахском языке часто встречается, например: тас+ты (каменистый), кат+ты (твердый), жемic+тi (ягодный), камыс+ты (камышовый), туз+ды (соляной), кум+ды (песчаный), жауын+ды (дождливый) и другое. Согласно мнению топонимистов Г. Коншакбаева и А. Абдрахманова, лексическое и топонимическое название города означает "место, где растет много яблок", "яблоневая местность" или просто "яблоневый город". Ученый-языковед Е. Койшибаев считает, что лексема ты вначале имела форму ту, что в современности означает гору (тау). Впоследствии в ходе длительного процесса трансформации эта лексема на базе казахского языка приняла форму – ту и -ты. Версия Е. Койшибаева лишь повторяет мнение А. Голубева, который писал, что "древнее название Апматы – это Алмату. Верный иногда называют Алматы; по-киргизски (казахски. – Ред.) это слово означает "гора, где растут яблоки". Тюрколог В. В. Радлов дает следующее толкование с основой "алма". "Alma – Алма (der Apfel), Almali (алма+лы), имеющий яблоко, алмалы агач – дерево с яблоками, Almalik – яблоневый сад, Almalik /alma+lik/… Однако, по утверждению Е. Бретшнейдера, А-ли-ма-ли, или Алмалык мусульманских авторов, часто упоминаемый историками монгольской эпохи, а также путешественниками этого времени, следовавшими из Западной Азии в Монголию, находился на Великом пути из Монголии в Персию и располагался поблизости от современного города Кульджа (КНР). В первой части "Исследований" Е. Бретшнейдера можно найти некоторые детали описаний А-ли-ма-ли китайскими путешественниками, ими уделено внимание вопросам локализации древнего Алмалыка. Алматинский регион Жетысу в широком смысле слова занимает важное место в средневековой истории. Именно здесь находился один из сильных центров сопротивления арабам в их продвижении в глубь Центральной Азии, формировалось ядро государственности Караханидов (840–1211), а затем, в условиях ослабления власти последних, шли сложные противоречивые процессы вмешательства в их внутренние дела со стороны Каракитаев (1137–1211), Хорезмшахов (1097–1231), Кучлука (1211–1218) и монголов (1206–1370). В то же самое время в этом регионе имело место такое важное явление духовной жизни, как постепенная трансформация различных локальных конфессий (христианских, манихейских, зороастрийских и др.) в мусульманские. Однако все эти исторические процессы слабо отражены в письменных источниках. Из-за фрагментарности, недостаточности сведений мы не имеем полной картины развития событий в этом важном регионе. Специалисты по истории Центральной Азии давно отметили слабость традиций местной историографии. В итоге чаще всего об истории края приходится рассуждать по данным из арабских, персидских и китайских исторических сочинений. Как правило, они отрывочны, противоречивы, фрагментарны. Первым путешественником был Гильом де Рубрук (XIII в.), который в письменном виде оставил сведения о городах Жетысу. Городища, обнаруженные по правому берегу р. Или, как то: поселения у Чингильды и городище Дунгене в долине Коксу и Каратала могут быть отождествлены с упоминаемыми Рубруком поселениями, встреченными им во время его путешествия в ставку монгольского хана Менгу в 1253 году. Как известно, в XIII веке территория нынешней Алматы находилась в составе улуса Чагатаидов. Выдающийся русский востоковед В. В. Бартольд пишет о регионе Жетысу так: "Менее удачны были наши попытки найти орду Чагатаидов. По словам Джувайни, Чагатай проводил лето в местности около городов Алмалык и Куяш, которая летом была похожа на рай; здесь же были высокие горы Кок. Для того чтобы собиралось больше птиц (для охоты), Чагатай провел здесь канал; кроме того, он построил селение Кылыг. Зиму он проводил в месте Мераузик-Ила (может быть, Борохудзир)". (Продолжение следует). Фото из архива 06.10.2009 http://www.vecher.kz/?S=18-200910060510 | |
Просмотров: 1554 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|