Главная » Статьи » Семиречье - взгляд сквозь годы |
№ 157 (17029) от 27.08.2010 Эрик АУБАКИРОВ, Алматы С первых дней основания южной столицы улица Сейфуллина была одной из главных транспортных магистралей города. До революции наиболее благоустроенным был так называемый "первый разряд", составлявший четырехугольник, ограниченный улицами Казначейской (ныне Калдаякова), Торговой (ныне Жибек жолы), Сергиопольской (ныне Тулебаева) и Командирской (ныне Богенбай батыра). В этом верненском золотом квадрате "не допускалось неправильной и некрасивой застройки во избежание безобразия в кварталах". Здесь были лучшие здания города: дома военного губернатора и епископа Туркестанского, военного собрания, мужская и женская гимназии. За пределами исторического центра строились менее красивые дома, в которых жили чиновники, офицеры, купцы и промышленники. А на территории "третьего разряда" в саманных домиках селилась беднота. Уйгуры и дунгане, принявшие российское подданство, образовали улицу Дунганскую (ныне Масанчи), Уйгурскую (ныне Байтурсынова) и Кашгарскую. А узбеки, монополизировавшие гужевые перевозки, обосновались на нынешней улице Сейфуллина. Тогда казахи называли узбеков сартами, и улица соответственно стала именоваться Сартовской. В 1926 году улицу переименовали в Узбекскую. В 1962 году она получила свое нынешнее название – Сейфуллина. Вначале улица была не слишком длиной: она шла от Райымбека до Головного арыка (ныне проспект Абая). В 50–60-е годы прошлого века улица Сейфуллина превращается в проспект и бурно строится в северном направлении. Тогда было необходимо соединить центр города с вокзалом "Алма-Ата-1" и примыкающими к нему районами. Автосообщение было жуткое, даже по сравнению с сегодняшними пробками. Доехать до вокзала можно было только по Капальскому тракту (ныне проспект Суюнбая). Было несколько автобусных маршрутов, да ходил трамвайчик под № 6. Причем трамвайный путь был одноколейный. Когда проспект Сейфуллина протянули до вокзала, то к городу смогли присоединить и рабочие поселки железнодорожников – Мехпоселок, Турксиб, Пятилетка Турксиба, Элеваторный поселок, Муравьевка, Овражный поселок, пригородный колхоз "Парижская коммуна". В те времена эти поселки были прибежищем уголовников, наркоманов, проституток, бродячих цыган и прочей маргинальной публики. Милиции добраться до них было нелегко, но после того, как поселки присоединились к Алма-Ате, криминал удалось приструнить. А вот проститутки как были, так и остались вечной достопримечательностью проспекта Сейфуллина. По зданиям, расположенным вдоль этого проспекта, можно изучать историю строительства южной столицы: одноэтажные дома Верного, двухэтажные камышитовые строения первых советских пятилеток, здания из бетона и стекла 80-х годов и ультрасовременные многоэтажки нынешних времен. Апофеозом архитектурной мысли можно считать отель "RIXOS": когда-то на его месте стояла древняя камышитовая двухэтажная избушка известная тем, что там впервые было проведено центральное отопление. После того как проспект Сейфуллина соединил центр города с вокзалом, она стала самой длинной улицей южной столицы: протяженность составляла более 15 км. Сегодня проспект берет свое начало от железнодорожного вокзала "Алматы-1" и доходит до проспекта Аль-Фараби. После завершения строительства двух автомобильных развязок, общая протяженность магистрали – около 19 километров. Уже в 60-е годы прошлого столетия стало ясно, что ни светофоры, ни регулировщики не справятся с потоком машин, двигавшимся по проспекту Сейфуллина. Поэтому в начале 70-х годов построили автомобильный мост. Он был известен тем, что по ночам на нем собирались друзья и родственники сидевших в СИЗО № 1. Окна камер выходили на мост, и зэки могли общаться со свободой, обсуждать новости или договариваться с подельниками. Сейчас идет масштабная реконструкция проспекта Сейфуллина, которая, надеюсь, решит транспортную проблему Алматы. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=42885 | |
Просмотров: 1707 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|