Н. Г. Зуева, старший преподаватель кафедры «Госуправление и менеджмент» Центрально-Азиатского Университета
25 ноября – поездка. В Алматы снег, но он не мешает думать о том, что предстоит нам увидеть. Задача нашего маршрута – исследование небольшого отрезка Великого Шелкового пути – от Семиречья до Туркестана. Великий Шелковый путь – это уникальный исторический памятник человеческой цивилизации, который, как магнит, притягивает умы ученых, подвигая археологов к раскопкам. Это непочатый край работ в области археологии, истории, этнографии. Нас, туристов, он тоже не оставляет в покое. Великий Шелковый путь начал свое существование со второго века до нашей эры. Это единая трансконтинентальная трасса, которая стала связующим звеном между Европой и Азией. Основной тенденцией возникновения этой трассы является шелк, который везли из Китая в страны Европы. Прежде всего, Шелковый путь – это некий символ связи времен: не зная его прошлого, невозможно проследить и объяснить многие исторические события, определявшие в последующем динамику развития цивилизации на Евразийском пространстве. Сохранились исторические сведения, согласно которым буддийский паломник Сюань Цзянь, «чтобы взглянуть на священные останки Будды и серьезно изучить богословие», в 629 г. отправился из Китая в Индию по международному пути, который связывал Китай с Западом. Прибыв в тюркский каган, Сюань Цзянь в своих описаниях неоднократно подчеркивает, что тюркская знать носила роскошные шелковые одежды, сообщая также о подарках, которые он получил: «Целый набор одежд из малинового сатина и пятьдесят кусков шелка». Когда же «заработала» дорога – Шелковый путь? Можно говорить лишь о его участках, начало контактов на которых восходит к III-II тыс. до н.э. Обменные связи были налажены, благодаря разработке месторождений лазурита в горах Бадахшана и нефрита – в верхнем течении р. Яркенд-Дарьи, в районе Хотана. Лазурит, добываемый в Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В середине I тыс. до н.э. бадахшанский лазурит появился и в Китае. Наряду с Лазуритовым путем, соединявшим Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией, существовал еще Нефритовый, который связывал Восточный Туркестан с Китаем. В середине I тыс. до н.э. стал функционировать Степной путь. Если следовать описаниям Геродота, то появилось еще одно направление Шелкового пути – из Причерноморья к берегам Дона, затем – в земли совраматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее на Алтай, в страну агриппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этой дороге распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. Совсем недавно считалось, что изобретение шелка и начало торговли им относится к I тыс. до н.э. Однако китайские археологи, которые вели раскопки в провинции Чжецзянь, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса и пряжу, относящиеся к эпохе неолита. Возраст ткани – около 2750 г. до н.э. Анализ ее свидетельствует о том, что уже к этому времени, т.е. почти 5 тысяч лет тому назад, шелководство вышло из примитивной стадии. В VI-V вв. до н.э. китайский шелк стал вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Шелковая попона с вышитыми на ней фениксами была найдена при раскопках одного из «царских» курганов Пазырыка на Алтае, датированного V в. до н.э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям из шерсти, обнаружены в захоронениях VI-V вв. до н.э. на юге и западе Европы. Считается, что лишь в середине II в. до н.э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия. А все началось в 138 г., когда из Ханьской столицы вышел посольский караван, сопровождавший князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада. Вслед за ним по этому пути пошли на Запад караваны с шелком, а в Китай – караваны с товаром из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии. Тихо ночь растаяла и рассвет украл с небес последнюю звезду… И вот уже автобус подъезжает к Таразу – одному из наиболее древних городов Казахстана. В 629 г. Тараз (Далосы) описывает Сюаню Цзянь: «Пройдя 140-150 ли на запад от Цяньцюань, мы прибыли в город Далосы. Город в окружности 8-9 ли. В нем смешано живут купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земля и климат такие же, как в Суйе. Примерно в 10 ли на юге от него есть небольшой одинокий город с населением около 300 дворов. Это, собственно, люди из Срединного царства. Некогда они были взяты в плен Туцзюэ, но впоследствии объединились в землячество и осели в этом городе, живя в его центральных усадьбах. Когда же одежда износилась, они стали одеваться как Тузцюэ, но их язык, обычаи и законы такие же, как в Китае». Именно здесь родилась прекрасная легенда много веков назад. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть…». Эта легенда передается из уст в уста, из поколения в поколение. Дошла она и до наших дней. А связана она с мавзолеями – Айша-Биби и Карахана. Айша-Биби – молодая девушка, красавица, жившая приблизительно в XI в., ее отец Айткожа. Айша-Биби встретила Карахана, который прибыл в ее края, и они полюбили друг друга. Однако Карахан, получив весть о неожиданном нападении врага, вынужден был срочно вернуться домой. Айша выходила каждый день в степь ожидая своего возлюбленного. Однажды девушки решили искупаться в реке, и в это время Айша-Биби увидела большие клубы пыли… Это возвращался ее суженый. Айша-Биби бросилась ему навстречу, но, наспех надев головной убор – саукеле, она не заметила змею, которая заползла в ее шапочку… …Темноту пронзили лучи, Или отблеск бесцветной парчи Заиграл у нее на щеке? Вьется прядь… то змея на виске! Услышав от девушек о случившемся, Карахан поспешил к ней. Но было поздно, Айша скончалась у него на руках. В память о своей любимой Карахан построил над ее могилой мавзолей. В центре мавзолея установлен надгробный кулпытас – памятник. На двух колоннах надписи арабской вязью: «Осень, тучи, жизнь продолжается…». Мавзолей Карахана расположен в Таразе, а мавзолей Айша-Биби недалеко, в нескольких километрах от города, в небольшом поселке с одноименным названием Айша-Биби. Смерть разлучила влюбленных, но каждое утро, когда солнце восходит, и каждый вечер, когда солнце садится – маковки куполов мавзолеев освещаются лучами и, как по невидимому мосту, влюбленные встречаются в поцелуе. Далее мы движемся к поселку Сайрам, он же Испиджаб – «Город на Белой реке», когда-то здесь был крупный мегаполис, который являлся одним из звеньев Шелкового пути. Он имел торговые постройки и караван-сараи, хозяевами которых были купцы из Бухары и Самарканда. Купцам из Испиджаба принадлежали даже фактории в Багдаде. Испиджаб был городом, из которого вывозили рабов. Предметами торговли являлись белые ткани, оружие, медь и железо… Сейчас – это маленький поселок, который хранит память о прошлом. В Х11 в. в этом городе родился Кожа Ахмед Яссауи – среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Писал на шагатайском(среднеазиатско-тюркском) языке. Автор сборника мистических духовных стихов « Хикмат». Автобус мчится навстречу «вечности», в поселок Шаульдер, где находится Отрарский государственный археологический заповедник-музей, также запланировано побывать на руинах героического города Отрар, который подарил миру великих людей. Один из них Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870-950г.г.) – великий ученый энциклопедист, философ, мыслитель, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке, в связи с чем получил звание «второй учитель» (второй – т.е. после Аристотеля). Автор свыше 100 трудов по астрономии, философии, медицине, социологии, этике, поэзии и др. … И вот позади Шымкент. Тучи отступили, и нежный рассвет открыл безбрежные просторы степи. Солнце поднимается и как бы подталкивает автобус своими лучами. Сквозь слегка приоткрытое окно врывается легкий, пропитанный полынью, горьковатый ветер. Вдоль трассы разбросаны кусочки «белого золота» – это хлопок. Его уже собрали, но машины, вывозившие хлопок с полей, растеряли кусочки, и долгие километры устланы «белым золотом». Наконец впереди появилась арка, и автобус плавно въехал в поселок Шаульдер – чистый, аккуратный, небольшой населенный пункт. Вдоль главной улицы выстроились светлые дома, как почетный караул, встречающий дорогих гостей. Поселок располагается близ того места, где река Арысь впадает в Сырдарью. Первыми собирателями археологической культуры здесь, в этом поселке, оказались сельские учителя, которые собирали у населения предметы старины, случайные находки и бережно хранили их в школьных музеях. На основе этих музеев возник историко-краеведческий музей, преобразованный затем в Отрарский государственный археологический заповедник-музей. Перед зданием в центре бюст великому Абу Насыр аль-Фараби, старая казахская лодка Х1Х в. Всем невероятно хочется прикоснуться к ее сухим, потрескавшимся доскам. Лодка имеет интересную многогранную конструкцию. На Сырдарье вблизи Отрара с древних времен были переправы Ушкайык, Акжар, Маякум, Шенгельды, где использовались казахские лодки. Основные части казахской лодки назывались «омыртка», «каракус», «жактау», «бериктик» и двигательно-направляющие части, называющиеся «шау», «булкын». Лодки изготавливались из туранги (тополь разнолистый), доски тесно подгонялись друг к другу и скреплялись гвоздями из джиды. Промежутки между досками забивались тканью и затем обмазывались козьим жиром. В самом музее, первоначально, предстает огромная панорама Отрара. Художники вдохнули в нее жизнь, город ожил, и можно легко представить, как живут и отдыхают жители данного города, а что далее? Это экспонаты: старинные монеты (в 2004 г. к западу от Отрара, в местности Жантакты ой, недалеко от мавзолея Арыстанбаба, талаптинский мираб А. Мамбетали, закрепляя отверстие арыка, нашел кувшин с золотыми монетами ХII-ХIII вв. (диаметр монет – 25-26 мм.), книги, предметы быта. С теплотой и какой-то гордостью, чувством причастности к этой древности, истории – экскурсовод мелодично ведет рассказ. Время вновь летит неумолимо и наш автобус уже на пути к древнему городу Отрар. Он был центром большого земледельческого района, одной из опорных крепостей кочевников. Находясь на Великом Шелковом пути, с древнейших времен город был в постоянном научном, культурном, экологическом, дипломатическом контакте с Индией, Китаем, Византией и другими государствами. Через Отрар осуществлялась связь кочевников с оседлым миром. Он был… 785 лет назад произошла Героическая оборона г. Отрара. Как черный коршун, напал на город Чингисхан с несметными войсками. Ровно полгода Отрар держал оборону. Чингисхану пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы одолеть непокорных. Из-за предательства город пал. Он был разграблен, сожжен неприятелем, а глава города Кайырхан казнен. Один, осененный легенды крылом, Чей верен был глаз и смертелен удар, Шесть месяцев долгих умом и мечом Сражался с врагом, защищая Отрар. Он сотни сражений победой венчал, Душой незлобив и коварство презрев. В нем мудрость и сила – начало начал Сплетались, сроднившись, как корни дерев. Он знал наизусть Фараби, Яссауи, В войне был бесстрашен, хоть веровал в мир. Любимец народа, с отвагой в крови, Был ханом Отрара великий Кайыр. М. Шаханов Наш автобус достиг цели. Дует пронизывающий ветер, а нас одолевает волнение. Мы ступаем на землю, где когда-то стоял могущественный город. Теперь это руины. Здесь тысячу лет назад жили люди. Они любили, устраивали быт, растили детей, изучали науки, а теперь это пылинки, как их много. Омар Хайям в своих рубаях часто сравнивает глину, из которой горшечник делает посуду, с прахом предков. Вчера зашел я в лавку гончаров, Проворны были руки мастеров. Но не кувшины я духовным взором Увидел в их руках, а прах отцов. О. Хайям Здесь, в этой степи, священная глина, прах предков. Жизнь так хрупка, так скоротечна. Что заставляет человека поднять меч на себе подобных? Ничто не может оправдать насилие, вероломство. «Пылинки прошлого» вопиют о помощи. Война не пощадила ни старцев, ни женщин, ни младенцев. Слава, власть, богатство – что по сравнению с маленькой искоркой жизни? Земля хранит в себе тайны прошлой жизни: курганы, пирамиды, целые города захоронений. Все скрыто от глаз, чтобы люди не могли видеть тленности человеческой власти. Все в мире покроется пылью забвенья, Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья; Лишь дело героя да речь мудреца. Проходят столетья не зная конца. Фирдоуси Кто с точностью может сказать, сколько было войн на земле? Земля сотрясается от жестокости человека, плача и стона, а люди вновь ищут славы и власти. Кто может остановить тщеславие? Мир вам, «пылинки вечности»! Мир тебе, Земля! Мир вам, живущие на планете Земля! Следующая наша остановка у мавзолея Арыстан Баб. Святой, согласно религиозным легендам, был первым учителем Ходжы Ахмеда Яссауи. Мавзолей был построен Тимуром в XIV в. И вот наконец Туркестан… Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане (до XVI столетий город Яссы) в Южном Казахстане – уникальный памятник прошлого казахского народа. Город Яссы располагался на одной из ветвей Великого шелкового пути – торговой дороги между Даштикипчакской степью и оазисом Средней Азии – городами Хорезмом, Ташкентом, Бухарой, Самаркандом. Здесь всегда велась оживленная торговля: Китай экспортировал фарфор, Персия – шкуры тигров, золотые и серебряные изделия, Византия – все виды тканей. Караваны увозили в Россию цветное Туркестанское стекло, тончайший шелк, семена хлопчатника. Ежедневно Туркестан посещали караваны из 500 верблюдов. В XV-X столетиях Туркестан был местом жительства казахских ханов. В своих проповедях Ходжа Ахмед Яссауи убеждал людей быть честными, учил презирать жадность и алчность. Его поэмы обладали большой популярностью, их учили наизусть и распевали далеко за пределами Даштикипчака. Известность поэта росла из года в год. Поэмы Яссауи вошли в культурное мировое наследие народов Центральной Азии. По преданию, Яссауи был последователем пророка Мухаммеда. И достигнув шестидесяти трех лет, возраст, в котором пророк умер, Яссауи стал добровольным затворником в подземелье мечети, где и провел остаток жизни в молитвах и проповедях. Он умер в 1166 (67) и был похоронен с большой почестью в маленьком мавзолее, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение три раза этого мавзолея приравнивалось Хаджу к Мекке. Существующий сегодня мавзолей был установлен спустя 233 года после его смерти по приказу Тимура. Строительство было возложено на Мавляна Убайбулла Садра. Мавзолей Ходжи Ахмада Яссауи – портально-купольное сооружение больших размеров. Его ширина 46,5м., длина – 65 м. Вокруг центрального зала расположены 35 помещений различного назначения. Главный фасад здания решен в виде гигантского портала. Арка портала поднимается на высоту 37,5 м. Толщина наружных стен 1,8-2 м., толщина стен казандыка – 3 м. … Караван-баши, Караван-баши… Плавно тают в тени верблюды... Кто идет? Паломники? Торгаши? Кто идет караваном? Люди… По песку многоточий К колодцу ответов… О. Сулейменов
Великое счастье – видеть бесценное дело рук далеких предков. Связь времен, связь поколений. История хранит для потомков имена, даты, события. Жизнь вновь и вновь будет возвращать нас к прошлому, как продолжению будущего!
"Учитель Алматы", № 4, 2009 г.
|