Главная » Статьи » Профессиональное образование |
СЛ№1Лидерство в образовании как один из наиболее современных подходов к управлению школой. Дубровина Инна Геннадьевна заместитель директора по науке СШ№6 города Кокшетау СЛ№2 ВВЕДЕНИЕ Сегодня, в период больших перемен в среднем образовании, становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных подходов к развитию школыс позиции управления.Одним из современных подходов в мировой практике управления школой является изменение позиции руководства школы от управления к лидерству. СЛ№3 Краткое описание этапа стажировки в Великобритании. Проблема лидерства в образовании стала ключевымпонятием второго - обучающего этапа стажировки на базе Университета Сассекс в городе Брайтон (Великобритания).Стажировка организована Автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» для руководящих работников 35 базовых школ Казахстана, работающих по проекту трансляции опыта НИШ. В стажировке участвовали 70 руководителей базовых школ (директора и заместители директоров каждой из 35 школ) и 10 руководящих работников «Назарбаев Интеллектуальных школ». Со слушателями работали преподаватели Факультета Образования и Социальной работы Университета Сассекс. Факультет обладает самым высоким статусом во внутреннем Периодическом Обзоре университетов по Великобритании за 2012 год, 88 % всех его исследований имеют статус «международно признанных», факультет ведет работу на пяти континентах через свои исследовательские проекты, обучение, консультации и образовательное партнерство. Участникам второго - обучающего этапа стажировки на тему «Лидерство и управление в школе» была предоставлена уникальная возможность получить не только теоретические знания, но и увидеть особенности их применения на практике. В качестве лекторов курса выступили эксперты Инспектората Ее Величества в области образования, профессоры Университета Сассекс и действующие директоры британских школ. СЛ№4 Обучение включало не только аудиторную работу, но и посещение школ. Делегация из Казахстана побывала в различных школах в окрестностях Брайтона, таких как Bahsvic, Millais, Priory, St. Pauls, Cavendish, Bohunt и Patcham, Doroty Stinger. Во время посещения школ стажеры изнутри увидели систему лидерства и управления, особенности методики преподавания в британских школах и смогли сопоставить данный опыт с казахстанскими реалиями. В ходе стажировки мы приобрели неоценимые знания в области лидерства в образовании. Посещение школ и знакомство с работой их управленческих команд существенно обогатило наши представления о системе распределенного лидерства в практике образования, о подходах к управлению, к организации образовательного пространства. СЛ№5 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Стать эффективным руководителем в обучении. Лидерство, как оно работает. СЛ№6Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий. СЛ№7Лидерство же –совсем иное понятие. Это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. СЛ№8 О глобальных вызовах в мире. О необходимости изменений в системе образования. Если говорить о причинах, вызвавших необходимость изменений в подходах к управлению, то они заключаются в следующем. Технологические изменения, происходящие в мире, оказывают огромное влияние и на изменения в школе.Английский деятель образования Питер Друкер сказал: «школы настоящего времени скоро исчезнут». Это можно понять так, что быстро меняющийся мир заставляет меняться все вокруг. Мы можем согласиться с этим, подтверждая ту мысль, что задача современной школы – учить учащихся КАК УЧИТЬСЯ, а не ЧТО учить. СЛ№9 Только задумайтесь: всовременном мире происходят 4 главных движения, которые оказывают влияние на все, происходящее в мире: 1.движение людей в мировом пространстве 2.движение финансов в мировом пространстве 3.движение информации (интернет появился в 1990 г) 4.движение культур (наука, музыка, спорт, мода, ресторанная культура…) Как это влияет на нас, можно представить. А вот то, что в связи с этим людям необходимо иметь «5 умов», мы должны не только сами понимать, но и донести это до учащихся, так как именно им жить и далее в быстро меняющемся мире.Какие это умы: СЛ№10 1.дисциплинированный разум – изучить какой-либо предмет, науку – это то, как мы видим мир. 2.творческий, креативный разум. 3. аналитический ум - получая различную информацию, мы должны синтезировать и анализировать ее. 4.уважительный разум – мы живем в изменяющемся культурном мире, нам необходимо уважение к другим культурам. 5.этический разум – каждый должен задуматься, что я должен сделать доброго и полезного для людей. Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, мы еще раз убеждаемся, что и в системе образования необходимы перемены, и они происходят в настоящем, но сегодня мы говорим, в том числе, и о переменах в подходах к управлению. СЛ№11 По словам английскогопрофессора в области образования Джона Вэзборна, лидерство – это перемены. Существует много определений понятия «лидер». Но ясно одно – чтобы внести перемены, надо быть лидером. Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Лидер не только идет дальше, он трансформируется – изменяется. Перемены – это не просто, мы все люди разные. Для большинства людей перемены – это изменения личностного характера. Таким образом, загвоздка как раз в том, что необходимы личностные изменения. Если лидер хочет внести перемены, то ему необходимо быть вовлеченным в них самому. То есть нам нужно самим задуматься, как управленцам и лидерам, что нам нужно изменить в себе и вокруг себя, чтобы начать перемены. СЛ№12 Черты/особенности мыслящих руководителей Как уже стало понятным, лидерству необходимо обучаться, развивать в себе черты лидера. СЛ№13В своей книге «Семь шагов эффективного лидера» Стефан Кови выделил 7 навыков лидера. 1. Про-активность. Человек не должен останавливаться на проблемах, контролировать их, он должен искать возможности, чтобы двигаться вперед и концентрироваться на будущем. 2. «Начинай думать с конечного результата». Думай о том, чего бы ты хотел достичь, каким бы хотел стать ты и твой коллектив, твои ученики. 3. «Лидер ставит все по порядку», т.е. ставит перед собой приоритеты. 4. Развитие навыка «выиграл-выиграл». Развитие мышления, настроенного на победу: и лидер, и его последователи выигрывают. 5. Стремиться понимать, а затем быть понятым. Эта черта поведения наиболее важна в создании отношений, в процессе обучения. Из исследований известно, что учителя и руководители наиболее худшие слушатели, т.к. сами хотят произвести впечатление. Действительно эффективный лидер умеет очень хорошо слушать. Существует правило - 20:80. Говори 20%, слушай 80%. 6.Синергия. Признание того, что другие тоже могут быть энергичными и успешными. Если люди отличаются от нас, это не значит, что они не правы. Руководители должны укреплять доверие и взаимопонимание, чтобы было меньше конфликтов. 7. «Заточите пилу». Эффективные лидеры в течение всей жизни продолжают обучение, учатся новому, разрабатывают стратегии, чтобы хорошо выполнять свою работу. СЛ№14Есть 3 составляющие в человеке, в его поведении, мировосприятии: • то, во что мы верим верить • что мы говорим говорить • что мы делаем делать В нас, как в лидерах, все три составляющие должны быть вместе, созвучны – верить, говорить, делать. СЛ№15Кроме того, существует 11 стратегий эффективного лидера: 1.Необходимо четко формулировать цели и задачи. 2.Быть последовательным. 3.Быть полным решимости и энтузиазма. 4.Иметь высокие надежды. 5.Укреплять доверие. 6.Контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы. 7.Вырабатывать диалог в обучении. 8.Осуществлять энергичное и эффективное управление. 9.Руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения. 10.Продолжать заниматься и развиваться профессионально и контролировать, чтобы все подчиненные имели такую возможность. 11.Постоянно развиваться и совершенствоваться культурно. СЛ№16Лидерство часто связывают с успешностью. На сегодняшний день существует много литературы о лидерстве, которые вы можете найти сами. Одна из книг – работа Дэниэла Гоумена «Эмоциональный интеллект», 1995 г. В ней, в частности, говорится, что самые успешные люди не обязательно самые интеллигентные. А у очень умных людей не обязательно есть все необходимые жизненные навыки. Оказывается – показателем успешности является не только интеллект, но и эмоции - эмоциональный интеллект, который включает в себя посвященность, чувствительность, рефлексивность. У настоящих лидеров высокий эмоциональный интеллект. Самые успешные люди рефлексивны. Кроме того, для лидера важно развитие компетенций, таких как • персональная компетентность – это то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание,самоуправление: саморегулирование + мотивация), • социальная компетентность – то, как мы управляем отношениями. Всегда нужно понимать свои «+»стороны и уметь управлять собой.Когда мы научимся понимать себя, мы будем понимать других. А обратная связь, общение с другими дадут возможность управлять собой, своими особенностями, менять себя. СЛ№17 Лидерство, как и успешность, предполагает определенный личностный рост. GROW–английский глагол «расти», в интерпретации к нашей теме лидерства его можно представить так: G – goal – цель – чего я хочу R – reality – реальность – что происходит O – option – опции – что я мог бы сделать W – will – будет – что я буду делать Таким образом, лидерство выступает как обоснованная необходимость в современной действительности, в том числе в системе образования, так как отвечает современным вызовам и тенденциям, происходящим в настоящее время. СЛ№18Лидерство в системе образования Великобритании. Как я уже сказала, на смену управлению в мировой практике образования приходит институт лидерства. В Великобритании процесс развития школы сосредоточен в руках лидеров(из выступления директора «Милайз скул» – национальной школы - Леона Ниттли).Задача руководителя школы-лидера – найти пути ее развития, адаптировать политику государства к особенностям школы. Звание национального лидера - у директора преуспевающей школы. СЛ№19Акцент английских школ на сотрудничестве, а не на соревновательности, поэтому у них существуют союзы школ – альянсы с целью оказания помощи друг другу. Активное сотрудничество школ помогает их росту и развитию. Идея сотрудничества зародилась в Лондоне и улучшения были зарегистрированы правительством, которое решило расширить этот опыт, отсюда пошло название – национальные школы. В этой связи развито стимулирование тех школ, которые оказывают поддержку другим школам в их развитии. Развита Национальная система лидерства в образовании, национальная поддержка школ. Успешные школы отвечают за слабые школы, получая аккредитацию, как помощники для других школ. ВВеликобритании существуют такие виды школ, как обучающие, бесплатные, академии, альянсы и сети.Большая автономность школ дает возможности для большей результативности. Что я увидела в английских школах: 1.Самостоятельность, автономность в организации внутренней работы в школе. 2.Распределенное лидерство в действии – управляющая система школы иная, чем у нас – директор, 6 помощников, 1 менеджер, 1 заместитель. 3.организация учебного дня учащихся водну смену + послеобеденные занятия с упором на спортивные занятия (при количестве учащихся до 1600) 4.практическая направленность занятий (неделя творчества) 5.высокий уровень толерантности в коллективе педагогов и учащихся. 6. 15 минут чтения по всей школе ежедневно. 7.ключевое слово в школе как лозунг для каждого ВДОХНОВЛЯТЬ – пропагандировать достижения и успехи детей. 8.самостоятельный выбор стратегии обучения в школе. 9. свободное передвижение учащихся в классе– это показатель ответственности и доверия между учеником и учителем. 10. работа школы с обществом, социумом (ролик в метро). 11.высокая автономность – высокая ответственность (директор берет на себя ответственность, но подотчетен во всем). 12.педагог занимается учебным процессом – в школе работают, н-р, 104 педагога и 134 человека обслуживающего персонала. СЛ№20Уровни лидерства в образовании Великобритании. В Великобритании развиты такие уровни лидерства, как Национальные лидеры, лидеры в образовании и специалисты. Задача - выбрать национальные школы и лидеров этих школ.Отбор происходит под контролем Национального колледжа по школьному лидерству. Национальные обучающие школы должны самостоятельно продемонстрировать свои успехи (для этого существует официальная стандартизованная оценка системы Ofsted), как сильные в категории общей эффективности, преподавания и обучения, лидерства и управления, а также продемонстрировать • высокий уровень обучения, • участие в сети партнеров, • располагают ли они лидерами старшего и среднего звена, которые могут: 1.внести вклад в обучение других преподавателей, 2.осуществлять эффективное профессиональное развитие в области обучения и лидерства, 3.оказывать поддержку слабым школам в рамках партнерства или сети, 4.предоставить доказательства улучшения, подтверждаемые самооценкой, менторством, коучингом. 5.пройти на университетском уровне внешнюю оценку, 6.продемонстрировать вовлеченность в исследования. СЛ№21Национальные обучающие школы реализуют различные программы: 1.подготовку будущих учителей 2.профессиональную подготовку коллектива 3.поддержку других школ 4.развитие будущих лидеров 5.исследование и развитие СЛ№22В британских школах широко развито распределенное лидерство и соответственно его уровни: • директор - внешние связи, • заместители директора – внутренние процессы, развитие школы, ведение всех внутришкольных процессов, • руководители кафедр, • лидеры в среде педагогов (помощники директора по различным вопросам, н-р, за работу с классными коллективами и др.) СЛ№23Адаптация учителя в школе В школах Великобритании каждый учитель делает ежегодный обзор работы за год и обсуждает это с лидером с целью улучшения практики преподавания, определения трудностей, чтобы учесть это в следующем году. Эти же задачи ставятся перед учителями других школ, аккумулируя общие проблемы. Профессиональное развитие – это активность самого учителя, готовность обучаться.Важно – каждому учителю вести исследование в действии в рамках класса, школы.Задача лидеров – заместителей и помощников директора - научить учителей с помощью лидеров, прошедших уровневые курсы, заниматься исследованием в действии. Культура учителя в том, что он должен быть готов быть открытым в учебном процессе, поэтому важным является изменение культуры в школе. Для этого необходимо построить отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого учителя в отдельности.Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно – определить ВИДЕНИЕшколы (цель, образ) и развивать доверие в сотрудничестве. СЛ№24Майкл Фуллан в своей работе «Нравственный императив» отметил, что нужны возможности, чтобы повысить свой потенциал и потенциал коллектива школы. С- потенциал = навыки и знания учителей х мотивация х возможности Если упустить хоть одну из составляющих, не будет возможности построить потенциал коллектива и отдельного учителя. Необходимо помнить об этом, чтобы строить инновации. Кто и как должен организовать эту работу? СЛ№25Источник решения проблем - распределенное лидерство. Лидер – дирижер оркестра, в котором каждый выдает свою партию, но в целом получается общая музыка.Современный руководитель-лидер должен уметь распределять руководство. Задача руководителя-лидера – развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить? Развитие лидерства на всех уровнях в школе происходит через повышение квалификации лидерства для учителей. В английских школах работают внутришкольные и межшкольные программы развития лидерства среди молодых учителей, а также других групп учителей. Для руководителя – лидера важно иметь видение, образ своей школы, перспективу ее развития и подчинить всю свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели. Одно общее видение для всего коллектива, которое поможет достичь поставленной цели. Задача руководителя-лидера - дать коллективу навыки по достижению этой цели, мотивировать их. В продвинутых странах, где результаты исследований PISA высокие, подход к обучению очень индивидуален – фокусируется на творческом обучении. Здесь возможны риски, но это своего рода плюсы – учиться на своих ошибках, здесь главное – ответственность и доверие. Культура доверия складывается из понятия – «я выполняю ради себя, а значит - выполняю ради других». В школе с высоким уровнем доверия всегда хорошие показатели. Что является показателем доверия в коллективе - степень открытости и степень готовности к риску. Руководитель является стражем доверия в коллективе. От высокого уровня контроля – к высокому уровню доверия. Люди, которым вы доверяете, должны знать, что они должны делать и отвечать за свои дела, иметь ответственность. Как лидер, руководитель может и должен полагаться на других, проводя изменения. Нужно разговаривать с коллективом о предстоящих изменениях. Необходимо потратить время на убеждение людей и обучение изменениям. «Люди более счастливы, готовы к сотрудничеству и работе, к позитивным переменам, когда руководители осуществляют перемены вместе с людьми, а не над ними…» - цитата из международного института восстановительной практики…Если Я, как лидер, постоянно учусь, слежу за обучением коллег, провожу диалог с коллегами, возможны изменения к лучшему. СЛ№26Управление инновациями в школе Считается, что лучшая практика – это опыт, который уже применяли, и он дает хорошие результаты где-то, а я вношу его в свою практику.А есть инновации – как что-то полностью иное, то, чего еще не было раньше. Чтобы развиваться, мы должны использовать какой-либо опыт, но изменения происходят тогда, когда мы вносим трансформационные изменения – меняя что-то полностью. СЛ№27Существуют три элемента изменений – три составляющих, на которых строятся изменения: П = R – серьезная причина для изменений (горящая платформа) В= V – четкое видение будущего, куда мне/нам нужно идти, могу ли я нарисовать картину того, что я хочу П = P – план по достижению будущего = У = C– успешность и устойчивость программы СЛ№28Лидер должен задать себе 7 вопросов: 1.что является серьезной проблемой 2.зачем я должен внести изменения, почему (мы должны еще и объяснить людям, почему и зачем нужны изменения) 3.кого нам вовлечь в процесс изменений 4.чего мы хотим достичь, где хотим оказаться 5.какие у нас есть варианты, выбор 6.как нам это сделать – планирование работы 7.каких результатов мы хотим достичь и когда мы хотим их достичь СЛ№29Выделяют 6 областей профессиональной практики, в которых может проявить себя лидер: • лидерство в преподавании и обучении, • развитие себя и других, • осуществление изменений, • инновации и перемены, • осуществление управления школой, • вовлечение и работа с сообществом. Чтобы происходили перемены, каждый член коллектива должен делать что-то из этих 5 обязанностей! СЛ№30Планирование развития школы Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека, системы. Поскольку речь идет о развитии школы, оно обязательно должно быть управляемым, планируемым. СЛ№31Создание плана развития должно быть доступно всему коллективу. При разработке плана развития школы важно учитывать темпы изменений, критерии успеха, барьеры, которые могут возникнуть, риски. Преимущество такого подхода к планированию в том, что оно управляемо, инспектируемо, так как позволяет предугадывать ожидания, положительные и отрицательные стороны хода развития. СЛ№32До начала планирования мы должны потратить время на тренинги, дискуссии, встречи, обсуждения, направленные на изменения в поведении людей, их сознании, на что согласитесь, мы не всегда вообще обращаем внимание. Результаты необходимо прослеживать в процессе. Если на промежуточном этапе прослеживается, что часть коллектива не следует изменениям, то мы отправляем их на начальную стадию, начав с ними новый путь.На начальном этапе важно продумать, какие вклады мы должны делать, какие мероприятия должны проводить по пропаганде планирования развития. Таким образом, в планировании развития школы важно соблюдать последовательность. СЛ№33Как вовлечь заинтересованные стороны в общее планирование – учителей, родителей, учащихся? На помощь может прийти соглашение между участниками образовательного процесса об основных принципах (н-р, согласны ли мы все, что у каждого ребенка должно быть одинаковое право на обучение). Это очень важно в практике работы.Разделенные ценности + высокий уровень ответственности каждого + эффективное поведение каждого (доверие как самый сильный фактор эффективного поведения). Таким образом, важным становится создание общего языка ценностей и социального языка между членами коллектива, партнерами в общем процессе.Лидеры школы должны постоянно общаться с членами коллектива для достижения наибольшего доверия. Если лидерство означает перемены, то вопрос – как лидеры могут помочь измениться школе? СЛ№34Любые изменения идут через КУЛЬТУРУ, так как улучшение практики преподавания возможно через ЛИЧНОСТНОЕ и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ учителя.Все еще бытует мнение, что диплома достаточно для работы на долгие годы. Нет, учитель должен повышать свой профессиональный уровень, учиться, как его ученики.В Европе – если ты считаешься хорошим учителем, ты должен постоянно доказывать это!!! Если ты не развиваешься и не работаешь над собой и своей практикой, ты не можешь и не должен работать.Если мы хотим изменить систему, изменить свою школу, способствовать ее развитию – мы должны изменить себя – НАЧНИ ИЗМЕНЕНИЯ В СЕБЕ. СЛ№35Лидеру важно мотивировать людей на их собственное развитие. Необходимо создавать такие условия работы в своем коллективе, чтобы каждый двигался в сторону доверия.Если мы хотим улучшить качество преподавания для каждого ребенка, нам придется измениться. ??? – как мы можем улучшить практику преподавания учителей? Мы должны следовать определенной последовательности: 1. иметь «меню и рецепты» на обучение и преподавание, такие, которые будут отражать согласованные единые действия, ресурсы и подходы. 2. проводить рефлексию с учителями, говоря об их опыте, практике преподавания (н-р, «существуют более эффективные методы преподавания, которые вам стоит применять на практике»). 3. необходимо поддерживать стандарты, критерии. Учителя и ученики будут лучше работать, если будут знать, что от них требуется. Таким образом, для достижения результата лидер должен делать 3 правильные вещи – осуществлять эффективное, успешное лидерство, четко знать свою цель и обговаривать ее с коллективом и следовать тому, что обучение и преподавание являются самым важным в школе.У успешного лидера все 3 критерия вместе, у неуспешного – разрознены. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛ№36В заключении хотелось бы привести высказывание английских ученых и мыслителей в области педагогики и образования, в котором отражены потенциальные возможности современного педагога как главного образа, связанного с переменами в образовании. «Когда даны возможности руководить, преподаватели могут влиять на работу школьных реформ. Пробуждение этого «спящего гиганта» - руководящего преподавателя - есть неограниченный потенциал в создании реальной разницы в темпе и качестве образования, глубине школьных изменений». Остается выразить надежду на то, что современные управленцы - лидеры системы образования создадут все условия, чтобы этот «спящий гигант» пробудился и претворил весь свой потенциал в практику образования, на благо наших будущих поколений, на благо всего Казахстана! Уважаемые коллеги! В преддверии нового учебного года разрешите пожелать Вам и вашим коллегам крепкого здоровья и творческих успехов! СЛ№37 Спасибо за внимание! | |
Просмотров: 9994 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|