Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Отчёт С Отчёт по всей серии последовательных уроков, демонстрирующий ход и методику внедрения изменений в практику преподавания и обучения и управление ими. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся (Barber and Mourshed, 2007). Кто –то сказал замечательные слова: «Хочешь изменить мир - начни с себя». Я работаю учителем начальных классов 18 лет. В своей работе, помимо традиционных методов обучения, всегда старалась использовать инновации, проводила интегрированные уроки, уроки с использованием ИКТ, уроки в нестандартной форме – путешествия, викторины, урок – сказка и т.д. Я входила в состав творческой группы учителей начальных классов, работающих с использованием метода проектов. Однако преподавание в современной школе посредством «традиционной» методики, основанной на передаче готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место поверхностное обучение. После прохождения курсов по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, я поняла, что работать по-старому уже нельзя. На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. Я узнала, что базовый материал, на основе которого будет проходить обучение, дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность. Мы, учителя, должны не только быть профессионалами в своём деле, но и иметь знания в различных областях науки, техники, культуры. Мы учимся постоянно и должны у учащихся формировать стремление к самосовершенствованию. Общество всегда предъявляло, и думаю, будет предъявлять учителю самые высокие требования. Поэтому на первом этапе обучения «Лицом к лицу» я тщательно изучила все семь модулей Программы. Вернувшись с курсов, я приступила к составлению среднесрочного планирования серии последовательных уроков по познанию мира. При составлении среднесрочного планирования передо мной стоял вопрос: чему и как я хочу научить детей? Я определила цель серии последовательных уроков: Познакомить учащихся с историческим и культурным прошлым казахского народа, воспитание чувства гордости за свою страну. Во время проведения серии последовательных уроков я планировала на каждом уроке интегрировать все семь модулей Программы. Я решила, что наиболее продуктивными формами работы на уроке будет работа в группах, парах. Структура каждого урока, согласно теории критического мышления, будет включать 3 фазы: вызов, осмысление, рефлексию. Каждый урок будет сопровождаться презентацией, способствующей более эффективному усвоению материала всеми учащимися. Задания для слабомотивированных учащихся предполагают совместную работу с более успешными детьми, которые самостоятельно изучают материал, выполняют усложнённые задания. Задания подготовлю с учётом возрастных особенностей детей 8-9 лет и, думаю, они не вызовут затруднений при их выполнении. Я считаю, что интеграция семи модулей в серию последовательных уроков будет способствовать более эффективному усвоению материала, повышению мотивации, качества знаний учащихся. Приехав на практику в школу, я полностью переосмыслила свой подход при организации учебного процесса. Так , модуль «Новые подходы в обучении» включает в себя педагогические подходы, известные как «Преподавание и обучение на основе диалога» и «Обучение тому, как учиться». Во время дистанционного этапа на всех уроках я использовала психологические тренинги и настрои на урок, которые способствовали развитию взаимопонимания, сплочению классного коллектива, созданию коллаборативной среды. До прохождения курсов, я считала, что хорошо знаю своих учеников, но новые подходы в обучении показали мне моих учеников совсем с другой стороны. Групповая форма работы, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Дети больше стали открыто высказывать своё мнение, не всегда положительное. Они не боятся делать замечания товарищам, давать рекомендации, советы, сами вырабатывают критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливают нормы поведения в группе, стараются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Ежедневно на всех уроках старалась направить учащихся к формулировке темы и целей урока. Для этого использовала такие задания как: кроссворд, ребус, рассыпанное слово, видеоролик на определённую тему и др. Дети довольно быстро и активно включились в этот процесс, т.к эта работа проводилась на каждом уроке. Стадия вызова очень важна, т.к. все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а как известно, хорошее начало – половина дела. Учёные-дидакты Дьюи,Блум считают, что необходимо дать возможность учащимся самим поставить цель обучения, создающую необходимый внутренний мотив к процессу учения. Комфортно ли чувствуют себя ученики в классе? Судя по рефлексии – комфортно. Конечно, групповая работа в первые дни давалась тяжело. Не все дети соглашались работать в той или иной группе, было шумно. Но ежедневные игры, тренинги, беседы помогли нам преодолеть эти барьеры. Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и в то же время самая сложная задача современного образования. Я думаю, что способность к саморегуляции надо прививать в младшем школьном возрасте. Переделывать всегда значительно труднее. Уровень саморегуляции у всех учеников разный, поэтому я старалась учитывать особенности восприятия, мышления, воображения, памяти и личности в целом каждого ребёнка. Н а этапе вызова на всех уроках учащиеся сами определяли тему и цель урока. Саморегуляция на данном этапе была у сильных учеников На первом уроке это проявилось в домашнем задании: желающие ,помимо страниц учебника, могли подготовить выступление, на тему по выбору – желающих не нашлось. Следовательно, саморегуляция не на самом высоком уровне. Есть над чем работать. Модуль «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать. В своей практике я уже применяла элементы критического мышления, сама того не зная. После прохождения курсов, изучив технологию критического мышления, я поставила перед собой цель строить уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, которые включают в себя: -находить информацию в различных источниках; - критически осмысливать её; - систематизировать; - устанавливать ассоциативные связи; - аргументировать свою точку зрения; -уметь выбирать главное; - уметь воспринимать альтернативные точки зрения, обосновывать, доказывать, аргументировать, делать выводы. Обычно критическое мышление связывают с более поздними стадиями образования: с учениками старших классов, либо студентами, но я считаю, что основы критического мышления могут закладываться и в начальной школе. Поэтому критическое мышление проходит красной нитью через все этапы моих уроков. Так как у меня дети младшего школьного возраста, то раньше большую часть на уроке говорила я сама, дети слушали, отвечали на поставленные вопросы. Вопросы, в основном, были простые, требующие односложных ответов. Л.Выготский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, когнитивное развитие у которых происходит в процессе социального взаимодействия. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Поэтому, на всех уроках познание мира во 2 классе я старалась как можно больше включать диалог: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – класс. Очень важным фактором в целях развития критического мышления учащихся считаю умение учителя ставить проблемные вопросы. Мне не всегда удавалось удачно подобрать проблемные вопросы, которые бы подталкивали учащихся к поиску решений. Думаю, что постепенно опыт наработается. Н а своих уроках я уже использовала элементы проектной технологии, проблемно-диалогического обучения, т.к они способствуют эффективному усвоению материала. Этот опыт, а также литература, интернет, курсы подтолкнули меня к более глубокому изучению и внедрению этой технологии. Ведь благодаря этой технологии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Недаром мудрые слова гласят: «Услышал – забыл, посмотрел – запомнил, сделал - понял». Следовательно, моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами формулируют тему и цели урока. В период практики на различных этапах урока старалась использовать различные приёмы критического мышления: тонкие вопросы, направленные на запоминание конкретных фактов, чисел, дат и т.д. и толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений; кластер, «Да -нетка», кроссворды, ребусы, загадки, приём «Круги по воде», «Закончи предложение», «Мозговая атака»и др. Благодаря использованию приёмов критического мышления, я на собственной практике убедилась в эффективности технологии и планирую в дальнейшем её использование на уроках. Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также интегрирован в серию последовательных уроков. Что же такое оценивание? Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. (Руководство для учителя, стр161) Что значит оценить ученика? Это значит определить на какой ступени (по таксономии Б.Блума) находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет. До прохождения курсов на своих уроках я использовала традиционную форму суммативного оценивания (за исключением 1 класса, где в первом полугодии используется формативное оценивание). После прохождения курсов я убедилась в том, что традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. На курсах я также узнала о формативной и суммативной оценке. Формативное оценивание -это оценивание для обучения-оценивание первичных знаний и навыков ученика и его продвижение в обучении. Суммативное оценивание - оценивание обучения- обобщение знаний на том или ином этапе. На своих уроках я использовала также критериальное оценивание для того, чтобы: -создать условия для самостоятельной работы; - сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным; -облегчить процесс оценивания прогресса учащихся; -обозначить ориентиры для учебного процесса. Мною была проведена серия уроков познания мира по разделу: «Моё Отечество». На уроках я применяла критериальное оценивание (учащиеся сами вырабатывали критерии), самооценивание и взаимооценивание(листы оценивания). При работе в группе взаимооценивание осуществлялось по предложенным критериям.Очень часто учащиеся начальных классов дают неполный, либо неправильный ответ. Я стараюсь обозначить важность ответа каждого учащегося, избегаю отрицательных комментариев, придерживаясь положительных, либо нейтральных: «да, это правильный ответ!», «хорошая попытка, но это не совсем так», «что-то близко, но не совсем точно», «давай ещё раз послушаем вопрос», «кто точнее скажет», «поподробнее, пожалуйста». Устную обратную связь поддерживаю положительными комментариями: «Молодец, ты нашла правильный способ решения вопроса, но не объяснил», «Умничка, ты ответил на все вопросы, но постарайся ответы записывать аккуратней», «Хорошо», «Правильно», «Замечательный ответ». На практике, при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими проблемами: неумение младших школьников вырабатывать критерии, необъективность самооценивания и взаимооценивания, трудности при оценивании слабых учащихся. В последующем планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, подбирать индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному оцениванию. Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому все уроки познания мира сопровождались презентацией, которая включала демонстрацию нового материала, физминутки, тесты, критерии оценивания и т.д., это позволило мне разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысить мотивацию обучения.У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Для более глубокого применения ИКТ на уроках существует ряд трудностей: младшие школьники ещё не владеют в должной мере компьютером, чтобы самостоятельно работать;не всегда есть возможность заниматься в кабинете с соответствующим оборудованием. Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников. Так, в моём 2Б классе из 16 учащихся, как минимум трое детей – одарённые по разным предметам. Раньше мои быстрые ученики работали над выполнением большего количества заданий, нежели одноклассники, при этом задания не были дифференцированы, не способствовали развитию более высокого уровня мышления. Такого рода задания были слабым вызовом для сильных учащихся, поэтому я стала использовать усложнённые и разноуровневые задания, задания творческого характера, предлагала им роль консультантов в группе, они оказывали помощь и поддержку медленным учащимся. В дальнейшей работе планирую уделять больше внимания развитию одарённости:разработать комплекс заданий и план действий, направленных на раскрытие талантов. Модуль «Управление и лидерство» основывается на убеждении, что устойчивое изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. (Руководство для учителя, стр 118) Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе: в каждой группе выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой. Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией. Я считаю, что выявление лидеров в группе, является положительным моментом групповой работы, т.к.они являются координаторами работы внутри группы. Формируя лидерские качества у учащихся, мы сами должны быть таковыми. Моя роль – управление, консультирование. На всех моих уроках , с целью ознакомления с идеями Программы и наблюдения за работой учеников, присутствовали коллеги – учителя начальных классов, завуч, учитель информатики. Их анализ урока и рекомендации помогли мне при планировании следующих уроков. Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Во 2 классе 16 человек, все дети одного возраста. Задания уроков познания мира были подобраны с учётом возрастных особенностей 8-9 лети не вызывали особых затруднений при их выполнении. Подводя итоги, хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей Программы мы учились: - работать в парах, группах; -самостоятельно добывать знания через активную деятельность; -грамотно формулировать различные типы вопросов; -критически мыслить, доказывать свою точку зрения; -учились самооценивать и взаимооценивать работу друг друга; - собирать, анализировать, систематизировать информацию. Были и трудности, решение которых и будет моей первостепенной задачей: - дифференцированные задания для обучения талантливых и одарённых; -критериальное оценивание и его объективность; Какие же изменения произошли в моём классе? Дети привыкают работать в группе, в классе – доброжелательная, дружеская атмосфера, что способствует учащимся увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока, дети могут свободно формулировать свои собственные суждения, слышать и слушать друг друга. А я буду помогать им в обобщении полученных знаний, стимулировать их идеи. | |
Просмотров: 22655 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|