Главная » Статьи » Профессиональное образование |
«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером». Ралф Нейдер Более двадцати лет я работаю учителем начальных классов в образовательной школе и не перестаю восхищаться тому, как много могут сделать наши педагоги, какой огромный потенциал заложен в каждом из нас. Утверждение авторов «Руководства для учителей», что «существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний» (с.192), очень четко отражает и мою позицию по данному вопросу. Обсуждая с коллегами вопрос о профессионализме учителя, о том, какова роль педагога в образовании, я заметила, что мнения педагогов расходятся. Одни из моих коллег считают, что следует сосредоточить свои силы в работе лишь с классом, этим самым добиваясь высокого качества знаний и выполнение Стандарта, предлагаемого Министерством образования. В этом случае, педагог «дает» хорошие показатели качества знаний и успеваемости, он на хорошем счету у администрации и секреты своей работы использует только в личных целях. Другие коллеги, являются приверженцами комплексного подхода к профессионализму. Они считают, что в нашем современном мире педагог должен стремиться к профессионализму через совместную деятельность, которая включала бы в себя изучение и внедрение передовой практики в свои школы, проведение дискуссий со своими коллегами, посещение уроков, общение на педагогических сайтах. Так, кто из моих коллег прав? Кого мы можем считать настоящим профессионалом? Что значит быть лидером в обучении? Ответить на эти вопросы мне помог модуль «Управление и лидерство в обучении». Маркина Е.В. Учитель начальных классов СОШ №43 Г.Павлодар «Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Профессионализм) Педагог может приобрести профессионализм не только в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. А.С.Макаренко считал что, овладение педаго¬гическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. (Макаренко, А. С. О воспитании / 1990. – 415 с.). Можно прожить жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие идеи, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. А можно и использовать свои профессиональные навыки и нравственные убеждения для «воздействия на окружающих и инициирования изменений» («Руководство для учителей», с.192). В «Руководстве для учителей» сказано, что «лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию» (с.192). По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в практической деятельности, так необходимых для его развития. Авторы Руководства подробно раскрыли последовательность этапов процесса по развитию лидерства учителя: • Определение ценностей. • Определение профессиональных задач. • Согласование и консультирование с целью выяснения программы развития. • Планирование действий. • Согласование и консультирование с целью выяснения плана действий. • Работа по развитию лидерства, основанная на исследовании. • Работа в сетевом сообществе для содействия развитию профессиональных знаний. («Руководство для учителя», с.193) Это можно осуществлять через совершенствование практики, через организацию и проведение семинаров, обучающих игр, тренингов, «круглых столов» по обмену педагогическим опытом (РРЛУ - работа по развитию лидерства учителя, «Руководство для учителей»). В процессе их проведения у учителя формируются профессионально и личностно значимые качества и способности. Я считаю, что такая планомерная работа по развитию, должна поддерживаться и организовываться руководством школы. Ведь несомненно, что профессионализм учителя – это ресурс развития школы. Учитель проявляет лидерские качества, чтобы оказать влияние на своих коллег и окружение. Выготский говорил: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником» (Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М. - 1984. - Т. 6.). Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, ко¬торый опирается в своей деятельности на научную теорию. Из опыта своей работы я выделяла следующие компоненты профессионализма: профессиональная подготовка, профессиональное мышление, профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования), профессиональное мастерство. Проработав материал модуля «Управление и лидерство в обучении», я добавляю в этот пакет и профессиональную деятельность педагога, включающую в себя изменение практики, пополнение знаний. В чем, на мой взгляд, заключается работа педагога на данном этапе. Я придерживаюсь следующего мнения, что образование учителей (в том числе и самообразование), можно рассматривать как условие, обеспечивающее непрерывность процесса совершенствования профессиональных знаний. Такую работу педагога не стоит рассматривать, как процесс индивидуального развития. В нее должны быть вовлечены и коллеги. Накопленные в ходе работы педагога знания должны быть обработаны (например, обобщение опыта учителя) и получить дальнейшее развитие. Хочется сказать о том, что замечательный опыт многих остается только лишь «обобщенным». К сожалению, зачастую отсутствует вовлечение коллег в интересную работу. Богатый опыт лежит мертвым грузом. Хотя, «работа по совершенствованию собственной практики – хорошее начало, но если процесс был на самом деле успешным, и коллеги оказываются вовлеченными в него, то изменение в практику преподавания и обучения в школе будет внедряться постепенно» («Руководство для учителей» с.193). Учитель должен использовать на данном этапе общение в сетевом сообществе. Из своего опыта скажу: публикуемый мной материал на сайтах Collegy.ucoz.ru, Infourok.ru, Pedagog.kz, Azbyka.kz обсуждается коллегами, благодаря чему появляются новые идеи, и есть возможность у меня развивать их дальше. Идет распространение знаний за пределы школы. Размышляя над поставленными вопросами, и используя свои наблюдениями, я сделала вывод, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию. Изучив модуль «Управление и лидерство в обучении» я пришла к выводу, что в своей педагогической практике я продолжу работу по совершенствованию собственной практики, используя знания, полученные при изучении модуля. А.Маслоу сказал: «Если Вы намеренно собираетесь быть чем – то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь» Источник: http://"Руководство для учителя" | |
Просмотров: 6565 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|