Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Рефлективный отчет по модулю «Управление и лидерство в обучении».
«Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров,
а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером».
Ралф Нейдер

Более двадцати лет я работаю учителем начальных классов в образовательной школе и не перестаю восхищаться тому, как много могут сделать наши педагоги, какой огромный потенциал заложен в каждом из нас.
Утверждение авторов «Руководства для учителей», что «существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных профессиональных знаний» (с.192), очень четко отражает и мою позицию по данному вопросу.
Обсуждая с коллегами вопрос о профессионализме учителя, о том, какова роль педагога в образовании, я заметила, что мнения педагогов расходятся. Одни из моих коллег считают, что следует сосредоточить свои силы в работе лишь с классом, этим самым добиваясь высокого качества знаний и выполнение Стандарта, предлагаемого Министерством образования. В этом случае, педагог «дает» хорошие показатели качества знаний и успеваемости, он на хорошем счету у администрации и секреты своей работы использует только в личных целях. Другие коллеги, являются приверженцами комплексного подхода к профессионализму. Они считают, что в нашем современном мире педагог должен стремиться к профессионализму через совместную деятельность, которая включала бы в себя изучение и внедрение передовой практики в свои школы, проведение дискуссий со своими коллегами, посещение уроков, общение на педагогических сайтах.
Так, кто из моих коллег прав? Кого мы можем считать настоящим профессионалом? Что значит быть лидером в обучении? Ответить на эти вопросы мне помог модуль «Управление и лидерство в обучении».
Маркина Е.В.
Учитель начальных классов СОШ №43
Г.Павлодар

«Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Профессионализм)
Педагог может приобрести профессионализм не только в результате специальной подготовки и долгого опыта работы. А.С.Макаренко считал что, овладение педаго¬гическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. (Макаренко, А. С. О воспитании / 1990. – 415 с.). Можно прожить жизнь, следуя за кем-нибудь, претворяя в жизнь чужие идеи, потребности и мечты, принося в жертву свои собственные. А можно и использовать свои профессиональные навыки и нравственные убеждения для «воздействия на окружающих и инициирования изменений» («Руководство для учителей», с.192).
В «Руководстве для учителей» сказано, что «лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию» (с.192). По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. В повседневной жизни в школе учитель решает множество разнообразных задач в практической деятельности, так необходимых для его развития. Авторы Руководства подробно раскрыли последовательность этапов процесса по развитию лидерства учителя:
• Определение ценностей.
• Определение профессиональных задач.
• Согласование и консультирование с целью выяснения программы развития.
• Планирование действий.
• Согласование и консультирование с целью выяснения плана действий.
• Работа по развитию лидерства, основанная на исследовании.
• Работа в сетевом сообществе для содействия развитию профессиональных знаний.
(«Руководство для учителя», с.193)
Это можно осуществлять через совершенствование практики, через организацию и проведение семинаров, обучающих игр, тренингов, «круглых столов» по обмену педагогическим опытом (РРЛУ - работа по развитию лидерства учителя, «Руководство для учителей»).
В процессе их проведения у учителя формируются профессионально и личностно значимые качества и способности. Я считаю, что такая планомерная работа по развитию, должна поддерживаться и организовываться руководством школы. Ведь несомненно, что профессионализм учителя – это ресурс развития школы. Учитель проявляет лидерские качества, чтобы оказать влияние на своих коллег и окружение.
Выготский говорил: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником» (Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М. - 1984. - Т. 6.). Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, ко¬торый опирается в своей деятельности на научную теорию.
Из опыта своей работы я выделяла следующие компоненты профессионализма: профессиональная подготовка, профессиональное мышление, профессиональная направленность (положительное отношение педагога к профессии, проявление интереса к ней, желание совершенствования), профессиональное мастерство. Проработав материал модуля «Управление и лидерство в обучении», я добавляю в этот пакет и профессиональную деятельность педагога, включающую в себя изменение практики, пополнение знаний.
В чем, на мой взгляд, заключается работа педагога на данном этапе. Я придерживаюсь следующего мнения, что образование учителей (в том числе и самообразование), можно рассматривать как условие, обеспечивающее непрерывность процесса совершенствования профессиональных знаний. Такую работу педагога не стоит рассматривать, как процесс индивидуального развития. В нее должны быть вовлечены и коллеги. Накопленные в ходе работы педагога знания должны быть обработаны (например, обобщение опыта учителя) и получить дальнейшее развитие. Хочется сказать о том, что замечательный опыт многих остается только лишь «обобщенным». К сожалению, зачастую отсутствует вовлечение коллег в интересную работу. Богатый опыт лежит мертвым грузом. Хотя, «работа по совершенствованию собственной практики – хорошее начало, но если процесс был на самом деле успешным, и коллеги оказываются вовлеченными в него, то изменение в практику преподавания и обучения в школе будет внедряться постепенно» («Руководство для учителей» с.193). Учитель должен использовать на данном этапе общение в сетевом сообществе. Из своего опыта скажу: публикуемый мной материал на сайтах Collegy.ucoz.ru, Infourok.ru, Pedagog.kz, Azbyka.kz обсуждается коллегами, благодаря чему появляются новые идеи, и есть возможность у меня развивать их дальше. Идет распространение знаний за пределы школы.
Размышляя над поставленными вопросами, и используя свои наблюдениями, я сделала вывод, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию. Изучив модуль «Управление и лидерство в обучении» я пришла к выводу, что в своей педагогической практике я продолжу работу по совершенствованию собственной практики, используя знания, полученные при изучении модуля. А.Маслоу сказал: «Если Вы намеренно собираетесь быть чем – то меньшим, чем Вы можете быть, я предупреждаю Вас, что Вы будете несчастны всю свою жизнь»

Источник: http://"Руководство для учителя"
Категория: Профессиональное образование | Добавил: аленка5789 (2013-09-24) | Автор: Маркина Елена Васильевна E
Просмотров: 6565 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru