Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля критическое мышление в серии последовательных уроков по химии
Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля критическое мышление в серии последовательных уроков по химии 8 класс. Раздел галогены
Для любой страны в современном мире самое ценное будет это мыслящие и образованные люди, которые в дальнейшем смогут послужить одним из источников стабильного развития государства. Я думаю, что постоянное развитие критического мышления у учеников в процессе обучения в школе сможет стать профилактикой манипулирования их сознанием во взрослой жизни. Поэтому я решил в серии последовательных уроков основное внимание уделить развитию критического мышления у учеников через обучение их предмету химии. Научить детей не только владеть информацией, но и критически её осмыслить, оценить и применить.
Прежде чем приступить на практике к обучению детей критическому мышлению я решил разобраться, что такое критическое мышление? С педагогической точки зрения, понятие критическое мышление рассматривается в общем смысле как «дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдений, опыта, размышлений или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». В своей статье «Что такое критическое мышление?» Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г .Холланд, США раскладывает понятие критическое мышление как пять составляющих :
1. это мышление самостоятельное (П1)
2. носит индивидуальный характер.(П2)
3. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. (П3)
4. стремится к убедительной аргументации (П4)
- центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение, которое поддерживается рядом доводов и каждый из доводов должен подкрепляться доказательствами. (П4а)
- аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов (П4б)
5. проявляется в социуме, потому что всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. (П5)
(http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm)
Такое разложение понятия критического мышления для меня было более понятным. Оно и стало моим планом действий для применения его в школьной практике. ( для удобства описания в дальнейшем я пронумеровал краткое обозначение понятий П1, П2, П3, П4, П4а, П4б, П5). Среднесрочное планирование я формировал на идеях социоконструктивистической теории исходя из возрастных особенностей учеников. На первых уроках я определял, как каждый ребенок в классе обучается. В дальнейшем при анализе полученной информации использовал её для эффективного обучения детей. При планировании уроков для развития критического мышления использовал исследования в социально-культурной теории Л. Выготского зона ближайшего развития (ЗБР), иерархическую модель мотивации А. Маслоу, исследования Б.Блюма «Таксономия образовательных целей» обучение по развитию у учащихся мыслительных навыков, диалоговое обучение Мерсер и Литлтон, , а так же исследования национальных учебных лабораторий, Бефель. Шт. Мэн США по удержанию полученной информации учениками ( стр. 140 Руководство для учителя.)
Все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой и использование одного из модулей автоматически задействует реализацию другого. Через применения различных приёмов критического мышления я смогу:
- обучить детей как надо правильно работать с информацией (обучение тому как учится (П3) ), в процессе диалога на уроках дети нарабатывают практику убедительной аргументации (обучение через диалог ( П4, П5) модуль 1);
- актуализировать активные способы обучения (П3, П4, П5)
- научить детей правильно оценивать свои возможности в обучении и контролировать свой процесс обучения саморегуляция и самоменджмент в обучении (оценивание для обучения и оценивание обучения П1, П4а, модуль 3);
- дать основу для работы с информационными технологиями и ориентирование в мире современной информации ( использование ИКТ в преподавании и обучении П3 модуль 4);
- выявлять лидеров в классе и направлять их лидерство в обучение (П 5 модуль 7):
- способствовать проявлению у детей творческого мышления и выявлять способных и одаренных детей (П1, П2 модуль 5);
До прохождения курсов на своих уроках приёмы критического мышления я применял очень редко, и без какой либо системы. Эффективных результатов, поэтому в развитии учеников я не наблюдал. Получив на курсах мощную теоретическую базу, я понял, почему результатов в моей работе нет.
Используя приёмы критического мышления можно даже при обычном опросе активизировать мыслительную деятельность всех учеников. При изучении литературы я стал думать о том, какие вопросы я использую при беседе в своём классе с учениками. В основном это были вопросы для проверки знаний на запоминание учениками определенной информации. Мне нужно было научиться постановке вопросов, которые могли бы побуждать их к обучению и самообразованию. На практике я выяснил, что эффективность развития критического мышления при опросе, беседе и диалоге зависит от поставленных перед ними вопросов.
В период практики я применял такую технику постановки вопросов в целях развития критического мышления. Для проверки знаний и определения зоны актуального развития я ставил вопросы низкого порядка требующие вспомнить определенную информацию. А чтобы ученики начали мыслить, я подбирал вопросы, требующие обобщенного подхода к изучаемой теме тем самым определяя подмостки в ЗБР каждого ученика.
Знание материала уроков проверял вопросами, которые могут подключить критическое мышление. Для ответа на вопрос ученику нужно было вспомнить пройденный материал урока, зоны ближайшего развития. Когда я понимал, что ученик не усвоил, содержания урока опускался на подмостки ЗБР, а иногда и до ЗАР и когда ученик вспоминал материал пройденных уроков, с помощью наводящих вопросов, то ответ его на мой вопрос был на много лучше. С помощью такого приёма я мог выяснить логику критического мышления ученика с целью определения способа его обучения.
С помощью таксономии Блюма (шести уровней мышления) я составлял вопросы, проверяя знания учеников и в тоже время стимулируя их мышление. Вопросы старался задавать разного уровня в зависимости от способностей каждого ученика. Это давало общую мозговую активность в классе и, каждый ученик чувствовал, что внес существенный вклад в общее обсуждение при решении поставленной образовательной проблемы перед классом.
В период практики для повышения учебной мотивации я старался задавать вопросы чуть более высокого уровня, которые могли бы стимулировать развитие и побуждали учеников думать. При использовании вопросов низкого уровня, я заметил, что дети теряли интерес к уроку.
Во время беседы с классом я обращался с одним и тем же проблемным заданием к двум – трем ученикам (сильному, среднему, слабому). Меня удивило, что ученики со средними способностями более быстро ориентируются в информации и умеют более свободно выражать свои мысли, чем сильные ученики. Сильные ученики боялись ответить не правильно.
Немаловажно для развития критического мышления у учеников в учебном процессе было создания мною каллоборативной среды в классе, в которой ученики чувствовали бы себя раскрепощено и комфортно. Атмосферу творчества и комфорта на уроке я создавал с помощью небольших тренингов. Такая атмосфера в классе включает всех учеников слабых и менее способных в работу. Они начинают задавать вопросы и отвечать на них, при этом обретают в себе уверенность. Для всех учеников чтобы ответить на вопрос высокого уровня надо иногда немного рискнуть. ( А вдруг я буду выглядеть «тупым» и все будут надо мной смеяться?) В данном случае, каким бы не был вопрос я должен поддержать каждого ученика и приучить детей уважительному отношению друг к другу. В их глазах я являюсь определенным лидером в их обучении и воспитании.
Чтобы во время диалога не было глупых ответов на вопросы нужно мне и моим ученикам научится правильно их составлять и знать, для чего ты его задаёшь. Какой ответ при этом хотелось бы тебе услышать от собеседника. С этой проблемой я столкнулся во время практики. Мне пришлось обучаться составлять вопросы и обучать этому детей. Результаты появились уже на четвертом уроке, когда некоторые дети пытались уже задавать вопросы высокого порядка.
С помощью правильно составленных мною вопросов я смогу плавно переключать работу в классе из опроса в диалог, беседу, или диспут для достижения поставленных целей урока. На практике во время работы в группах я обнаружил, что некоторые дети не могут вести диалог. Важно было научить их правилам этического поведения во время общения между собой. Во время диалога у учеников я пытался формировать правильные человеческие взаимоотношения, которые пригодятся им во взрослой жизни, это взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
На курсах я ознакомился со множеством приемов применение которых могут способствовать развитию критического мышления у учеников. Я нашел более приемлемые и эффективные приёмы, на мой взгляд, для достижения целей на своих уроках по среднесрочному планированию.
Для развития критического мышления у учеников в серии четырех уроков я использовал приёмы из ТРКМ такие как составление кластера, составление опорного сигнала, метод Джексо, написание Эссе, инсерт, верные неверные утверждения, концептуальная таблица, работа в группах - "Обучение сообща», «Задайте вопросы».
На первом уроке для анализа учебной информации применил Метод Джексо. Достоинством этого метода является включение всех учеников класса в работу. Отношение к такой работе у учеников было разное, сильные ученики переосмыслили текст и записали его в тетради средние и слабые без особого энтузиазма переписывали материал у лидеров групп. Радует, что даже ученики с низкой мотивацией включились в работу, заставила ответственность перед одноклассниками. При смене групп все ученики стали лидерами в обучении, каждый пересказал свой учебный материал. (запоминание 90%). Далее для выяснения умения детей анализировать информацию применил приём, графического выражения мыслей, форма выражения произвольная в основном получились у детей флипчарты. Этими способами я выяснил умение учеников работать с информацией. Для формирования умения устанавливать причинно - следственные связи с помощью коммулятивной беседы на доске составили сравнительную схему галогенов и концептуальную таблицу сравнение физических свойств. Выяснение навыков критического мышления я проверил с помощью домашнего задания в написании эссе «Почему человек не может прожить без галогенов».
При анализе урока установил детям трудно ориентироваться в учебном тексте и выбирать главное еще трудней графически выражать свои мысли. При беседе с классом выяснил, у некоторых учеников имеется языковой барьер плохое знание химических терминов, что мешает правильно выражать свои мысли.
На втором уроке дети учились получать информацию с помощью её синтеза. У каждой группы были готовые опорные сигналы по теме урока им нужно было развернуть информацию с помощью учебника и дополнительной литературы (учебные карточки ). Методом инсерт они находили свою информацию в карточке для расшифровки опорного сигнала. Один человек раскрывал ОС у доски, остальные участники группы задавали вопросы классу. Вопросы составлялись по желанию высокого или низкого уровня приём «задайте вопросы». Этими приёмами учил детей правильно формулировать вопросы и отвечать на них. Формативно оценивалось умение задавать вопросы и расшифровывать опорные сигналы. Наибольшую активность по расшифровке опорного сигнала проявили дети со средними способностями, у них более было развито умение синтезировать учебный материал через визуализацию образов. Способные ученики себя проявили в формулировании вопросов.
Анализ урока показал нужно постоянно корректировать и направлять работу групп в правильном направлении не все группы выбирали верный путь. У учеников нет опыта работы с текстом и опорными сигналами. Для них легче было переписать всю информацию и как они считали, что чем больше написано, тем лучше.
На третьем уроке учил детей получать и обрабатывать информацию, полученную из различных источников (делать уже анализ и синтез информации). Источниками информации были учебные карточки (текст) и презентация (подключаю зрительную образную память ). На этом уроке с помощью ярких примеров на слайдах презентации о применении хлора исследую, какой способ запоминания для учеников лучше. Задание для всех групп было одно, на каких свойствах основано применение хлора. Конечный результат работы групп кластеры и вопросы к классу. Оценивается презентация кластера по разработанным критериям. Формативную оценку дают другие группы. Общее оценивание работы групп провожу по оценочным листам.
Работу по составлению кластеров дети показали на удовлетворительном уровне, до этого у них не было такого опыта. Работа с вопросами прошла на хорошем уровне дети включались в беседу, которая иногда переходили в дебаты по применению хлора в быту. Не стеснялись высказывать свои предположения и догадки заговорили в виде реплик и молчуны. Несмотря на то, что задание было одинаково для всех, кластеры были разные, некоторые группы уделили больше внимание применению хлора в сельском хозяйстве (лидеры мальчики), некоторые – по применению хлора в медицине и в быту (лидеры девочки).
На четвертом уроке «обобщение темы выполнение упражнений» дети работали в группах. Каждый ученик отчитывался по своему заданию на выбор после обсуждения его в группе. Задания были разного уровня и направлены в основном на развития логического мышления и применение навыков критического мышления в различных жизненных ситуациях, на умение устанавливать причинно следственные связь.
Работа в группах прошла хорошо дети сами распределили задание, сильные ученики объяснили слабым как выполнить упражнение. Каждый выполнил задание сам. На каждом уроке я применял оценочный лист, формативное оценивание делали частично дети (самооценивание, взаимооценивание) частично я сам по своей карте наблюдения за работой групп. Оценивания работы групп, самооценивание и взаимооценивание тоже способствовал развитию критического мышления.
Анализируя опыт четырех уроков по применению модуля критическое мышление можно сделать вывод, что внедрение его в практику может;
повысить ответственность ученика за качество собственного образования,
развить навыки работы с информацией, заложенной в тексте, формировать умение вырабатывать собственное мнение на проблему, развивать логическое мышление ученика.
При использовании приёмов критического мышления в своей практики в дальнейшем, я думаю, обучение химии у моих учеников станет более мотивированным, и результат обучения будет эффективным. У учеников появится интерес к преподаваемому мной предмету, потому что детям интересны уроки с использованием различных форм обучения.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: коляныч (2013-10-05) | Автор: Гайдук Сергей Николаевич E
Просмотров: 5274 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru