Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Деятельность учителя после прохождения уровневых курсов
Деятельность учителя после прохождения уровневых курсов

Последние результаты ЕНТ, экзаменов, а также дальнейшая жизнь показывает, что нашим детям трудно адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире. В чем же причина? А в том, что наши ученики не умеют учиться, они привыкли получать готовые знания от учителя, не умея их применять, а тем более добывать самостоятельно. И в этом, как оказалось, виноваты мы, учителя. Значит, пришла пора и нам, учителям, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности. А результатом наших перемен станет наш новый ученик – «независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях» [1]. А самое главное – наш ученик научится тому, как учиться.
Пройдя курсы и приехав после практики, у меня полностью поменялось мировоззрение после изучения семи модулей Программы
В первом модуле Программы «Новые подходы в преподавании и обучении» рассматривается «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться», который находятся в тесной связи с идеей социоконструктивистской теории [2].
Диалогическое обучение проходит сквозной нитью через все серии уроков в разнообразных формах: групповой через исследовательскую беседу, когда создается проблемная ситуация или при использовании метода Ажурной пилы, работа в парах ситуативного характера. Перечисленные формы я использовала в практике на всех уроках. Вначале на практике столкнулась с определенными трудностями в процессе выполнения проведения форм. Это было связано с тем, что предложенная форма работы была незнакомая, учащиеся стеснялись высказывать свое мнение по причине нехватки знаний по предмету, отсутствие мотивации к обучению или недоверия к учителю в оценивании: «а что мне за это будет?» В процессе проведения уроков я заметила изменения в практической деятельности учащихся, они стали чувствовать себя более комфортно, почувствовали ценность своего мнения и уверенность в том, что их остановят на полпути, не выслушав мнение до конца. Из урока в урок ответы и рассуждения участников диалога становились более глубокими и качественными и интересными. Это помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. На каждом уроке проводилась обратная связь. Учащимся были предложены варианты незаконченных предложений: Я изменил свое отношение к….; Я узнал больше о…; Я удивился тому, что…; Я почувствовал…; Я относился к….. Учащиеся проговаривают окончания предложения, оценивая полученные знания, понимание и навыки и определения трудностей в обучении. Закончить предложения Сегодня я узнал….. Что нового узнал…,Что было непонятно…, «От сердца к сердцу» - все эти формы способствовали созданию коллаборативной среды, установления психологического климата в классе, процесса сотрудничества, при котором учитываются основополагающий принцип – консенсус (сотрудничество). Происходит процесс саморегуляции как социальный фактор (понимание эмоций окружающих людей, помощь и поддержка).
Такая интерактивная форма диалогового обучения является способностью взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, выступая в качестве мотива.
Учебные занятия построены таким образом, чтобы у учащихся развивалась способность к фокусированию внимания на подробностях и длительной концентрации внимания, системно усваивая материал последовательных уроков [3].
При изучении диалогического обучения, я осознала то, что не маловажным фактором на уроке, является то, как учитель осуществит постановку проблемных вопросов в классе.
В процессе практики на моих уроках используются в основном вопросы низкого уровня, а такие вопросы ориентированы только на запоминание и отработку навыка. Поэтому я для себя сделала вывод, что мне нужно чаще использовать вопросы именно высокого уровня, так как они вырабатывают в ученике умение применять, анализировать, расширять и оценивать новую полученную информацию и развивать критическое мышление у учащихся.
Данный модуль стимулирует учеников к доказательствам на основе собственного опыта, через творчество при создании постеров, составление пятистиший, составление вопросов низкого и высокого порядка. Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и развитие критического мышления у преподавателей [4]. Критическое мышление формирует навыки анализа через наблюдения и личного опыта учащихся, на основе которого они дают свою оценку, сравнивая и исследуя сходства и различия полученной информации, устанавливают связи через свои идеи и предположения, аргументируя свои выводы и актуальность.
На практике я на своих уроках старалась применять стратегии критического мышления, для того, чтобы развивать мыслительную деятельность.
Из теоретических источников [5] я узнала, что в школе применяется три типа бесед (по Мерсеру): беседа – дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. Внимательно изучив цели и структуру таких бесед, выяснила, что самая продуктивная из них – исследовательская.
Во время беседы в парах заметила тот факт, что даже дети с высоким уровнем мышления в процессе работы не смогли сразу составить вопросы открытого типа, т.е. это задание оказалось для групп трудным, и только одна группа справилась с заданием. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что диалоговое обучение, основанное на критическом мышлении и способствующее взаимообучению учащихся, не получило положительного результата, потому что учащимся при выполнении данной формы работы потребовалась помощь учителя.
Я увидела заинтересованность детей, их искрившихся глаза, их стремление к разговору со мной, из которого они так много узнают и сумеют свои знания, почувствуют себя полноценными собеседниками. И в тоже время почувствовала значительные перемены и в себе – я тоже готова к конструктивному диалогу со своими детьми.
Здесь уместно сказать об оценивании как об инструменте, который является полезным для участников обучения. Оценивание тесно связано с возрастными особенностями.
Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей. Он боится утратить популярность среди сверстников. В такой среде сотрудничества поощряется работа сообща, взаимоподдержка командный дух, которые формируют независимую мыслящую личность, способную обучаться на протяжении всей жизни. Учащиеся учатся отслеживать, оценивать и контролировать процесс обучения тому, чему они учатся. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими.
После прохождения курсов я столкнулась с трудностями связанных с «ломкой» традиционных стереотипов оценивания, осознание критериального оценивания, парадокс в оценивании по Блуму, когда ученики усваивают теоретические знания (например, орфографические правила), могут творчески выполнить задание, но на практике показывают низкие навыки теоретических знаний.
Работа учителя по применению формативного оценивания должна начинаться еще на стадии планирования урока, чтобы способствовать эффективности его проведения. Для себя заранее намечаю, какие стратегии, виды работ могу провести на уроке для успешного обучения и при этом продумываю, каким образом смогу оценить деятельность каждого ребенка, степень усвоения им знаний по новой теме.
Для формативного обучения на уроках использую разные формы: звезды, смайлики, сердечки, словесное поощрение, взаимооценивание и самооценивание.
Рассмотрим пример индивидуальной работы «Я - оратор», использованной на втором уроке при изучении характеристик монологической речи. Учащимся было предложено подготовить монологическую речь по темам: для мальчиков «Футбол», для девочек «Мой любимый предмет» (выбор темы зависел от желания учащихся). Было определено время на подготовку. Ребята сами определили тайм-спикера и секретаря. Выступления записывались и отслеживались учениками. Выступления были разными, мальчики показали навыки владения информацией в области футбола. Каждый из ораторов внимательно слушал предыдущих, запоминал этапы выступления и старался использовать в своих выступлениях. По времени победу одержали два ученика с низкой мотивацией к обучению, главными критериями, которые были определены самостоятельно ребятами, стали: эмоциональность, знание материала и глубокое раскрытие темы.
В процессе формативного взаимооценивания двое учащихся остаются без звезд, поэтому беру на себя ведущую роль и оцениваю учащихся, т.е. создается ситуация успеха и эмоционально-психологической удовлетворённости учащихся своей деятельностью.
Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит и делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Данное предположение касается всего спектра оценивания [1].
Оценивание одноклассников предоставляет детям возможность давать друг другу ценную обратную связь, таким образом, они учатся друг у друга и поддерживают друг друга. Это раскрывает ценное измерение процесса обучения: возможность общаться, обсуждать, объяснять и бросать вызов друг другу позволяют детям достичь того, что выходит за рамки возможностей самостоятельного изучения.
Оценивание одноклассников помогает развить способность к самооценке, которая способствует независимому обучению, помогая детям брать все большую ответственность за собственный прогресс [7].
Значимым инструментом, помогающим учителю в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий, является ИКТ [7].
При внедрении ИКТ обеспечивает продуманность использования, способствует улучшению процессов преподавания и обучения. На своих уроках этот модуль использую как дополнительный ресурс: презентации, музыкальные разминки, таймер времени, для просмотра аудио и видеозаписей. Слайдовые презентации можно использовать и в других целях: для устного и письменного опроса, для различных игр и т.д.
На компьютерах учащиеся выполняют интерактивные задания и слушают объяснения нового материала, размещенных на электронных носителях (электронные учебники). Создают презентации-проекты, некоторые научились монтировать фильмы.
Я уверена в том, что учитель, который способен в своей практике применять взаимосвязи между тремя областями знаний – педагогические знания, технологические знания, знания содержания – является профессионалом высокого уровня, потому что информационно-коммуникативные технологии дают большой спектр для обучения.
Изучая и используя на практике идеи Программы модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников», я сделала вывод, что талантливыми могут быть не только дети с высокой успеваемостью, но и с низкой. Стратегии критического мышления, диалоговое обучение, обучение тому, как учиться, помогают учащимся с низкой успеваемостью раскрыть свои скрытые способности при выполнении карты ума, заданий творческого характера, в ролевых играх, в которых они могут придумать различные формы, таблицы, иногда берут ответственность на себя при выполнении заданий на критическое мышление типа исследовательской беседы, которая требует аргументаций, когда требуется осмысленная точка зрения.
При составлении календарно-тематического планирования и поурочного плана, педагог ориентируется на возрастные особенности детей. Из теоретических источников [8] для себя отметила, что «когнитивное развитие соотносится с развитием способности к обучению, а также с внимания, речевых навыков, размышления аргументирования и креативности».
В своей деятельности я консультируюсь со школьным психологом об особенностях подросткового возраста. Эти рекомендации являются опорой в моей практике. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение (Л. И. Божович), общение (Д. Б. Эльконин), общественно-полезный труд (Д. И. Фельдштейн). Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Диалогово-коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
Получив консультацию, я стала учитывать возрастные особенности детей при составлении заданий к урокам, разработке самого урока, проведении различных тренингов, смене деятельности с одной на другую, выборе ведущего вида деятельности для успешности обучения, детям было интересно, чтобы они с радостью посещали школу и мои уроки.
Каждый учитель – это стратег, который должен анализировать свою практику, отмечать положительные и отрицательные стороны своей деятельности, постоянно работать над самообразованием. Настольной книгой для учителя – лидера должна быть «Руководство для учителя».
Свое будущее теперь я не мыслю без Программы. Я планирую работу по развитию собственного лидерства через инициативу, стратегические решения, совместное сотрудничество с коллегами и внедрение семи модулей Программы.

Использованная литература
1. Руководство учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Введение, стр.110
2. Vygotsky, 1978: Wood, 1998
3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Новые подходы в преподавании и обучении, стр. 141
4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Содержание программы, стр.117
5. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год Обучение критическому мышлению, стр. 156
6. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год Оценивание для обучения и оценивание обучения, стр.162
7. www.nationalstrategies.com
8. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, с.182
Категория: Профессиональное образование | Добавил: стимул (2013-11-13) | Автор: Сулейменова Татьяна Ивановна E
Просмотров: 9849 | Рейтинг: 2.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru