Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Занятие подготовила Хайрулина В. Д. преподаватель русского языка колледжа транспорта и коммуникаций г. Астана Тема: «Однозначные и многозначные слова». Цель занятия: 1.Повторить тему «Лексическое значение слова», ввести понятие «однозначные и многозначные слова», показать различие между однозначными и многозначными словами. 2.Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать. 3.Воспитывать интерес и любовь к языку. Ход занятия Повторение пройденной темы. Вопросы к студентам: I. Что такое лексика? (словарный запас) 1. Где разъясняется значение слова? ( в толковых словарях) 2. Какие толковые словари вы знаете? Назовите их. (Ожегова, Даль) II. Проверка домашнего задания. - Ребята, вы должны были составить и записать свой словарь, т.е слова, которые употребляете, разговаривая между собой. Учащиеся читают домашнее задание. III. Изучение нового материала. 1. Работа с иллюстрацией. Посмотрите на экран монитора компьютера. • С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на занятии? (Запись темы в тетради). • Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»? • Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка). • Как вы думаете, почему? Наводящие вопросы: - Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх листа бумаги? (Ручка) - Как называется эта часть кресла? (Ручка) - Как называется приспособление на двери? (Ручка) - Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства пользования им? (Ручка) • В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите. (Шариковая ручка, ручка кресла, дверная ручка, ручка кувшина) 2. Работа со словарем. -Давайте определим лексическое значение слова ручка. Но сначала вспомним, что такое лексическое значение. (Ответы учащихся). -Проверим правильность ответа по предыдущей статье альбома. • Итак, какое же лексическое значение имеет слово ручка? Обратимся к словарю С.И.Ожегова. Ручка – 1.Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка. 2.Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла. 3.Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня. Шариковая ручка. -Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье. Как будет называться такое слово? (Многозначное). -А с одним лексическим значением?(Однозначное). Приведите несколько примеров однозначных и многозначных слов из толкового словаря. 3. –Давайте обратимся к экрану монитора компьютера и прочтем 1 абзац статьи к разделу «Однозначные и многозначные слова». Слова, составляющие словарный состав языка, бывают однозначными, т.е. имеющими одно лексическое значение, и многозначными, имеющими два и более значений. Однозначных слов, таких как кувшин, завидовать, скворец, суффикс, в русском языке не очень много. В качестве примера слов, которые по своей роли в языке должны быть однозначными, можно привести термины. Гораздо больше в язмногозначных слов. Все их значения фиксируются и объясняются (толкуются) в толковых словарях. -Так каких слов в языке больше: однозначных или многозначных? (Многозначных). IV. Закрепление нового материала. 1.Определить, однозначными или многозначными являются данные слова (письменно). Ключ, солнце, груша, число, дождь, колокольчик, приставка. 2. – Давайте вновь обратимся к нашей иллюстрации. Как вы думаете, какие ещё предметы можно было бы добавить к нарисованному? (Ручка пилы, ручка чашки и др.) - В чем сходство этих предметов? - А сейчас прочитаем 3 абзац статьи «Однозначные и многозначные слова. Между разными значениями многозначного слова явно прослеживается смысловая связь. Эта связь существует потому, что несколько значений появляется у слова в результате переноса наименования одного предмета (явления, признака) на другой, ассоциирующийся с ним по тем или иным причинам в сознании людей, говорящих на одном языке. Сравните: колокольчик – звонящий предмет в виде небольшого колокола и колокольчик – цветок, похожий на этот предмет своей формой; дворник – человек, убирающий двор, и дворники – деталь машины, выполняющая близкие функции; вишня – дерево и вишня – плод этого дерева. Перенос может быть основан на сходстве (дворник – человек, дворник – деталь) смежности, т.е. реальной связи (вишня-дерево, вишня-плод) предметов и явлений между собой. - Откуда же в русском языке появились многозначные слова? Чтение параграфа в учебние студентами. Закрепление: упр.1,2,3 Слово преподавателя: Слово - живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе, от слова злого нам помогает смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь, но очень интересно узнать, какие ассоциации возникают у ребят при произнесении того или иного слова. Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком "плюс", а злые - знаком "минус". Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: “ +” или “-“ ? Что помогло вам сделать такой вывод? А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в магнит. Это слово магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову магниту... Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму и светлому. Вот у вас получилось необычное "поле слов". Вы как бы приготовили строительный материал ("речевые кирпичики") для конструирования и строительства целого здания - составления своего связного письменного текста. Составьте небольшой текст со своими словами. Студенты зачитывают придуманные тексты. Поэтическая минутка. Полно спать: тебе две розы Я принес с рассветом дня. Сквозь серебряные слезы Ярче нега их огня. Вешних дней минуты грозы, Воздух чист, свежей листы ... И роняют тихо слезы Ароматные цветы. (А. Фет) - Понравилось ли вам стихотворение Фета? - Какие слова или словосочетания привлекают внимание необычностью? ((серебряные слезы, цветы роняют слезы, ярче нега их огня.) - Что означает слово “нега”? (находим значение слова в словаре): нега- l. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, а также страстное томление, ласка. Предаваться неге. Нега во взоре. Дидактическая разминка К выделенным словам подберите в предложениях правого столбика слова, близкие по смыслу. 1) Иван тем временем вылез из земли, приловчился и отсёк чудо-юду огненный палец. 1) Размахнулся тут Иван своим, острым мечом и срубил чудо–юду три головы 2) Слетел ворон с дуба, ударился оземь и обернулся добрым молодцем. 2) –Вот я, - говорит меньшая,- напущу голод, сама выйду на дорогу да сделаюсь яблочками. 3) Завыл колодец, заревел дурным голосом ... 3) Иван – царевич горько - горько заплакал, снарядился и пошёл в путь – дорогу. 4) Вдруг из рожка выскочили два молодца с дубинами и начали утюжить дурака, и до того утюжили, что он, бедный, с ног свалился. 4) Откуда ни взялись два молодца с дубинками, и начали колотить их изо всей мочи и до того били, что гости принуждены были отдать украденные деньги Веселая минутка. Слово преподавателя: Маленькие дети, естественно, не задумываются над важностью лексического значения слова и часто понимают слова по-своему. Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы подумайте над вопросом: "Что создаёт комический эффект в этой миниатюре?" (слова-омонимы или слова с омонимичными корнями). Рассказ моя семья "Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа - грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат - наследник. Ещё бы! Когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: "Опять везде наследил". Дедушка работает следователем, потому что он любит охоту, и всё время следует по следам зверей. Дедушка у меня весёлый. Он называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колени дедушке. А недавно у нас произошло такое событие - нас обеспечили, то есть вынесли из дома старую печь. Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я, некогда. Меня в школе опять озадачили - такую трудную задачу задали" V. Обобщение изученного. - Какие слова являются однозначными, а какие многозначными? - Каких слов в языке больше однозначных или многозначных? Почему? - Как в «Толковом словаре» показано, что слово многозначное или однозначное? VI. Домашнее задание: Чтение параграф, упр 4 | |
Просмотров: 1612 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|