Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Открытый урок
Занятие подготовила Хайрулина В. Д.
преподаватель русского языка
колледжа транспорта и коммуникаций
г. Астана

Тема: «Однозначные и многозначные слова».
Цель занятия: 1.Повторить тему «Лексическое значение слова»,
ввести понятие «однозначные и многозначные слова»,
показать различие между однозначными и
многозначными словами.
2.Развивать внимание, образное мышление, языковую
культуру, умение сравнивать и анализировать.
3.Воспитывать интерес и любовь к языку.
Ход занятия
Повторение пройденной темы.
Вопросы к студентам:
I. Что такое лексика? (словарный запас)
1. Где разъясняется значение слова? ( в толковых словарях)
2. Какие толковые словари вы знаете? Назовите их. (Ожегова, Даль)
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вы должны были составить и записать свой словарь, т.е слова, которые употребляете, разговаривая между собой.
Учащиеся читают домашнее задание.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на экран монитора компьютера.
• С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на
занятии? (Запись темы в тетради).
• Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»?
• Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).
• Как вы думаете, почему?
Наводящие вопросы:
- Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх
листа бумаги? (Ручка)
- Как называется эта часть кресла? (Ручка)
- Как называется приспособление на двери? (Ручка)
- Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства
пользования им? (Ручка)
• В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.
(Шариковая ручка, ручка кресла, дверная ручка, ручка кувшина)
2. Работа со словарем.
-Давайте определим лексическое значение слова ручка.
Но сначала вспомним, что такое лексическое значение. (Ответы учащихся).
-Проверим правильность ответа по предыдущей статье альбома.

• Итак, какое же лексическое значение имеет слово ручка?
Обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Ручка – 1.Часть предмета, за которую его держат или
берутся рукой. Дверная ручка. 2.Часть мебели, служащая
опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла. 3.Письменная
принадлежность – удлиненный держатель для пера,
стержня. Шариковая ручка.
-Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.
Как будет называться такое слово? (Многозначное).
-А с одним лексическим значением?(Однозначное).
Приведите несколько примеров однозначных и многозначных слов из толкового словаря.
3. –Давайте обратимся к экрану монитора компьютера и прочтем 1 абзац статьи к разделу «Однозначные и многозначные слова».
Слова, составляющие словарный состав языка, бывают однозначными, т.е. имеющими одно лексическое значение, и
многозначными, имеющими два и более значений. Однозначных слов, таких как кувшин, завидовать, скворец, суффикс, в
русском языке не очень много. В качестве примера слов, которые по своей роли в языке должны быть однозначными, можно привести термины. Гораздо больше в язмногозначных слов. Все их значения фиксируются и объясняются (толкуются) в толковых словарях.
-Так каких слов в языке больше: однозначных или многозначных? (Многозначных).
IV. Закрепление нового материала.
1.Определить, однозначными или многозначными являются данные слова (письменно).
Ключ, солнце, груша, число, дождь, колокольчик, приставка.
2. – Давайте вновь обратимся к нашей иллюстрации.
Как вы думаете, какие ещё предметы можно было бы добавить к нарисованному? (Ручка пилы, ручка чашки и др.)
- В чем сходство этих предметов?
- А сейчас прочитаем 3 абзац статьи «Однозначные и многозначные слова. Между разными значениями многозначного слова явно прослеживается смысловая связь. Эта связь существует
потому, что несколько значений появляется у слова в результате переноса наименования одного предмета (явления, признака) на
другой, ассоциирующийся с ним по тем или иным причинам в сознании людей, говорящих на одном языке. Сравните: колокольчик – звонящий предмет в виде небольшого колокола и колокольчик – цветок, похожий на этот предмет своей формой; дворник –
человек, убирающий двор, и дворники – деталь машины, выполняющая близкие функции; вишня – дерево и вишня – плод
этого дерева.
Перенос может быть основан на сходстве (дворник – человек, дворник – деталь) смежности, т.е. реальной связи
(вишня-дерево, вишня-плод) предметов и явлений между собой.
- Откуда же в русском языке появились многозначные слова?
Чтение параграфа в учебние студентами.
Закрепление: упр.1,2,3
Слово преподавателя: Слово - живое существо, способное, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе, от слова злого нам помогает смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь, но очень интересно узнать, какие ассоциации возникают у ребят при произнесении того или иного слова.
Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком "плюс", а злые - знаком "минус".
Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете доброе оно или злое? Какой у него знак: “ +” или “-“ ? Что помогло вам сделать такой вывод?
А теперь немного пофантазируйте и представьте, что произнесенное и записанное слово превратилось в магнит. Это слово магнит может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к вашему слову магниту... Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму и светлому.
Вот у вас получилось необычное "поле слов". Вы как бы приготовили строительный материал ("речевые кирпичики") для конструирования и строительства целого здания - составления своего связного письменного текста. Составьте небольшой текст со своими словами.
Студенты зачитывают придуманные тексты.
Поэтическая минутка.
Полно спать: тебе две розы
Я принес с рассветом дня.
Сквозь серебряные слезы
Ярче нега их огня.
Вешних дней минуты грозы,
Воздух чист, свежей листы ...
И роняют тихо слезы
Ароматные цветы.
(А. Фет)
- Понравилось ли вам стихотворение Фета?
- Какие слова или словосочетания привлекают внимание необычностью? ((серебряные слезы, цветы роняют слезы, ярче нега их огня.)
- Что означает слово “нега”? (находим значение слова в словаре):
нега- l. Полное довольство. Жить в неге.
2. Блаженство, а также страстное томление, ласка.
Предаваться неге. Нега во взоре.

Дидактическая разминка
К выделенным словам подберите в предложениях правого столбика слова, близкие по смыслу.
1) Иван тем временем вылез из земли, приловчился и отсёк чудо-юду огненный палец. 1) Размахнулся тут Иван своим, острым мечом и срубил чудо–юду три головы
2) Слетел ворон с дуба, ударился оземь и обернулся добрым молодцем. 2) –Вот я, - говорит меньшая,- напущу голод, сама выйду на дорогу да сделаюсь яблочками.
3) Завыл колодец, заревел дурным голосом ... 3) Иван – царевич горько - горько заплакал, снарядился и пошёл в путь – дорогу.
4) Вдруг из рожка выскочили два молодца с дубинами и начали утюжить дурака, и до того утюжили, что он, бедный, с ног свалился. 4) Откуда ни взялись два молодца с дубинками, и начали колотить их изо всей мочи и до того били, что гости принуждены были отдать украденные деньги
Веселая минутка.
Слово преподавателя: Маленькие дети, естественно, не задумываются над важностью лексического значения слова и часто понимают слова по-своему. Сейчас я вам прочитаю небольшой рассказ, а вы подумайте над вопросом: "Что создаёт комический эффект в этой миниатюре?" (слова-омонимы или слова с омонимичными корнями).
Рассказ моя семья
"Я вам расскажу сейчас о своей семье. Мой папа - грабитель. Больше всего он любит собирать в саду граблями опавшую листву. Мой брат - наследник. Ещё бы! Когда он приходит с прогулки, мама вздыхает: "Опять везде наследил". Дедушка работает следователем, потому что он любит охоту, и всё время следует по следам зверей. Дедушка у меня весёлый. Он называет моего братишку Витьку поколением. Ведь Витьке всего три года, и он по колени дедушке.
А недавно у нас произошло такое событие - нас обеспечили, то есть вынесли из дома старую печь. Скоро новую привезут. Ну, ладно. Побежал я, некогда. Меня в школе опять озадачили - такую трудную задачу задали"
V. Обобщение изученного.
- Какие слова являются однозначными, а какие многозначными?
- Каких слов в языке больше однозначных или многозначных?
Почему?
- Как в «Толковом словаре» показано, что слово многозначное или
однозначное?
VI. Домашнее задание: Чтение параграф, упр 4
Категория: Профессиональное образование | Добавил: дамир (2013-12-11) | Автор: Хайрулина Венера Далабаевна E
Просмотров: 1606 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru