Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

развивающие методы обучения на уроке "Общее фортепиано"
«Развивающие методы обучения на уроках фортепиано». Автор- Ткаченко Валентина Владимировна, преподаватель общего фортепиано КГКП Школы искусств №2 Клуб Юнеско, г.Караганда.
На отделении общего фортепиано учатся дети, которые не обладают ярко-выраженными музыкальными способностями. Ясно, что именно такие ученики наиболее остро нуждаются в развитии музыкальных задатков. Развивать постепенно эти задатки, конечно же, можно, используя на занятиях постоянно и умело такие виды работы как навыки разбора чтения нот.
Если недостаточно уделять внимания правильному разбору, то с детьми становится заниматься тяжело, особенно с теми, у которых нет инструментов.
Из урока в урок у ученика одни и те же исправления, элементарные ошибки – это замедляет и затрудняет дальнейшую работу над произведениями. Уроки заполняются так называемой «черновой, рутинной» работой, в результате, атмосфера на уроке становится напряженной и взаимно недоброжелательной, контакт педагога с учеником нарушается, интерес к музыкальным занятиям снижается или вовсе пропадает. Вот почему научить разбору ребенка необходимо с 1-го класса, занимаясь этим систематически на уроках и постепенно приучать ребенка к самостоятельной работе на инструменте.
Ведь что такое разбор? Это первое знакомство с пьесой, первое впечатление, первое непосредственное ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. И надо сказать, что в правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением. А чтобы приобрести ребенку навыки правильного разбора – помогает читка с листа. Во-первых, она учит, активизирует внутренний слух. Во-вторых, чем больше нотного материала проработает ученик, тем больше знакомых оборотов он встретит в новом произведении и, следовательно, более легко и правильно сможет разбирать дальнейшее произведение.
В качестве материала по читке следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач.
Вот, например, некоторые начальные упражнения для обучения чтению с листа. Необходимо безостановочно прочитать выстукиванием следующие ритмические структуры:
2/4; ¾; 4/4 .
Или же такие специальные упражнения: педагог играет фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает ее (тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперед).
Или другое упражнение: педагог играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения. Примеры: пьески
«Вальс собачек»,
«Тень - тень»,
«Птичка»,
«Казачок» и др.
Главная цель при читке, а в дальнейшем при разборе, заключается в том, чтобы:
1. Внести смысл в процесс разучивания;
2. Как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу;
3. Сократить время на изучение пьесы, при этом расширяется репертуар;
4. Повысить интерес ученика к занятиям, к разучиванию пьес.
Чтобы успешно решать с учеником эти задачи, необходимо развивать мышление ученика, мышление, идущее несколько впереди движения рук.
Прежде всего, необходимо добиваться, чтобы ученик воспринимал и воспроизводил на инструменте нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты.
Например: на уроке ученик, который знает клавиатуру, в известных пределах нотный стан. Он уже приобрел элементарные навыки звукоизвлечения. Перед ним маленькая пьеска «Василек».
Процесс будет выглядеть примерно так: узнавание ноты, поиск клавиши, извлечение звука и так будет повторяться на каждой ноте, (даже если они одинаковые) причем вне мелодии, вне ритма.
При таком разборе ученик обычно теряет терпение, и интерес к пьесе пропадает раньше, чем он добьется связного и непрерывного исполнения. Для ускорения процесса разбора применим способ чтения текста группами нот:
Педагог: «Назови первые три ноты, сыграй их, назови следующие три, сыграй их. Теперь целиком сыграй пьеску и спой со словами».
В первом случае в разучивании не было у ученика осмысленности. Во втором – повысился слуховой контроль, концентрация внимания, ученик быстро добился исполнения связной фразы – отсюда в итоге – цельность исполнения.
В результате у ученика, повысился интерес к самому процессу разучивания, а не только к результату. На этом же уроке, применяя метод групповой читки, можно разучить еще 2-3 песенки.
Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности.
Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика.
Вот, вкратце разобраны некоторые пути в приобретении навыков быстрого и осмысленного разучивания музыкального текста.
Конечно, не всегда структура разбираемой музыки будет состоять из таких ясных построений, как в приведенных примерах, но при систематическом развитии ученика он научится осмысливать и незнакомую, более сложную структуру.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Lana67 (2013-12-23) | Автор: Ткаченко Валентина Владимировна E
Просмотров: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru