Главная » Статьи » Профессиональное образование |
«Развивающие методы обучения на уроках фортепиано». Автор- Ткаченко Валентина Владимировна, преподаватель общего фортепиано КГКП Школы искусств №2 Клуб Юнеско, г.Караганда. На отделении общего фортепиано учатся дети, которые не обладают ярко-выраженными музыкальными способностями. Ясно, что именно такие ученики наиболее остро нуждаются в развитии музыкальных задатков. Развивать постепенно эти задатки, конечно же, можно, используя на занятиях постоянно и умело такие виды работы как навыки разбора чтения нот. Если недостаточно уделять внимания правильному разбору, то с детьми становится заниматься тяжело, особенно с теми, у которых нет инструментов. Из урока в урок у ученика одни и те же исправления, элементарные ошибки – это замедляет и затрудняет дальнейшую работу над произведениями. Уроки заполняются так называемой «черновой, рутинной» работой, в результате, атмосфера на уроке становится напряженной и взаимно недоброжелательной, контакт педагога с учеником нарушается, интерес к музыкальным занятиям снижается или вовсе пропадает. Вот почему научить разбору ребенка необходимо с 1-го класса, занимаясь этим систематически на уроках и постепенно приучать ребенка к самостоятельной работе на инструменте. Ведь что такое разбор? Это первое знакомство с пьесой, первое впечатление, первое непосредственное ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. И надо сказать, что в правильном разборе заключено не менее половины всей работы над произведением. А чтобы приобрести ребенку навыки правильного разбора – помогает читка с листа. Во-первых, она учит, активизирует внутренний слух. Во-вторых, чем больше нотного материала проработает ученик, тем больше знакомых оборотов он встретит в новом произведении и, следовательно, более легко и правильно сможет разбирать дальнейшее произведение. В качестве материала по читке следует выбирать пьесы, доступные ученику по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач. Вот, например, некоторые начальные упражнения для обучения чтению с листа. Необходимо безостановочно прочитать выстукиванием следующие ритмические структуры: 2/4; ¾; 4/4 . Или же такие специальные упражнения: педагог играет фразу, а затем ученик «подхватывает» и продолжает ее (тем самым вырабатывается умение внимательно следить за исполнением по нотам и «смотреть-слышать» вперед). Или другое упражнение: педагог играет мелодию, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения. Примеры: пьески «Вальс собачек», «Тень - тень», «Птичка», «Казачок» и др. Главная цель при читке, а в дальнейшем при разборе, заключается в том, чтобы: 1. Внести смысл в процесс разучивания; 2. Как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу; 3. Сократить время на изучение пьесы, при этом расширяется репертуар; 4. Повысить интерес ученика к занятиям, к разучиванию пьес. Чтобы успешно решать с учеником эти задачи, необходимо развивать мышление ученика, мышление, идущее несколько впереди движения рук. Прежде всего, необходимо добиваться, чтобы ученик воспринимал и воспроизводил на инструменте нотный текст сразу группами по 2-3-4 ноты. Например: на уроке ученик, который знает клавиатуру, в известных пределах нотный стан. Он уже приобрел элементарные навыки звукоизвлечения. Перед ним маленькая пьеска «Василек». Процесс будет выглядеть примерно так: узнавание ноты, поиск клавиши, извлечение звука и так будет повторяться на каждой ноте, (даже если они одинаковые) причем вне мелодии, вне ритма. При таком разборе ученик обычно теряет терпение, и интерес к пьесе пропадает раньше, чем он добьется связного и непрерывного исполнения. Для ускорения процесса разбора применим способ чтения текста группами нот: Педагог: «Назови первые три ноты, сыграй их, назови следующие три, сыграй их. Теперь целиком сыграй пьеску и спой со словами». В первом случае в разучивании не было у ученика осмысленности. Во втором – повысился слуховой контроль, концентрация внимания, ученик быстро добился исполнения связной фразы – отсюда в итоге – цельность исполнения. В результате у ученика, повысился интерес к самому процессу разучивания, а не только к результату. На этом же уроке, применяя метод групповой читки, можно разучить еще 2-3 песенки. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Вот, вкратце разобраны некоторые пути в приобретении навыков быстрого и осмысленного разучивания музыкального текста. Конечно, не всегда структура разбираемой музыки будет состоять из таких ясных построений, как в приведенных примерах, но при систематическом развитии ученика он научится осмысливать и незнакомую, более сложную структуру. | |
Просмотров: 699 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|