Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Особенности преподавания на уроках общего фортепиано в Школе искусств. Автор- Ткаченко Валентина Владимировна, преподаватель КГКП Школы искусств №2 клуба Юнеско, г. Караганды Проблемы воспитания музыкантов-профессионалов постоянно обсуждаются на конференциях, семинарах, в печати. Круг вопросов достаточно широк и разнообразен: рассматриваются учебные планы многих дисциплин, как теоретических так и исполнительских. Однако проблемы преподавания курса общего фортепиано часто остаются в стороне, хотя во все времена курс играл весьма значительную роль. Давно устарели действующие программы. Например, для музыкальных школ она была издана свыше 10 лет назад. Программные требования не дифференцированы, они едины для учащихся-оркестрантов и народников, то есть не выявлена специфика работы. Реальность сегодняшнего времени требует выработать свою методику, внедрение специфических форм и методов преподавания, которые могут привести к положительным результатам в деле воспитания учащихся разных специальностей. В связи с этим возникает необходимость создания программы по предмету общее фортепиано. Основанием для разработки учебной программы являются: закон «Об образовании», Государственная программа развития образования РК до 2020 г., Концепция развития образования в РК до 2015г. Курс общего фортепиано включает в себя следующее: Цель: • Освоение инструмента, который призван ввести учащихся в мир свободного музицирования помочь развитию его творческих способностей, стать средством ознакомления с разнообразной нотной литературой – с музыкой разных эпох, стилей, жанров. Задачи: • научить учащихся приемам игры на фортепиано, техническим навыкам • способствовать гармоничному и эстетическому музыкальному развитию учащихся, правильному пониманию исполняемых произведений • формировать у учащихся необходимые, сообразно их специальности, практические знания, умения и навыки. Предмет общее фортепиано в школе искусств №2 изучается на музыкальном, хореографическом и театральном отделениях в объеме 1 часа в неделю Особенность данной программы – это выработка учебно- тематического плана, составление годовых требований и форм отслеживания результатов по каждому отделению.Так,на хоровом отделении большее внимание уделяется игре аккомпанемента к песням,мелодиям,развитию слуховых навыков.На хореографическом-знакомство учащихся с танцевальной музыкой с различным ритмическим рисунком,на театральном отделении целесообразно включать пьесы,помогающие развивать ассоциативно-образное мышление учащихся. Программа составлена с 1-9 классы и включает в себя три возрастных блока. Содержание занятий: в младшей школе (1-3 классы) учащиеся осваивают расположения нот на нотном стане в скрипичном ключе, приемы игры на фортепиано: нон легато, стаккато, легато. Изучаются длительности нот, формируется представление о размере, метре. В течение года необходимо познакомить учащихся с жанрами марша песни и танцами (вальс, полька и др.). С первых уроков в работу непременно включаются ансамбли, подбор мелодий по слуху. На втором году обучения начинается изучение гамм. В работе над музыкальными произведениями следует познакомить ученика с обозначениями динамики, изучить закономерности строения фразы на занятиях должен присутствовать материал для чтения нот с листа. Ожидаемые результаты: по окончании младшей школы учащиеся должны знать основы музыкальной грамоты: регистр – лад, ритм, интонация, динамика; обличать жанры в музыке. уметь разбираться в нотном тексте, освоить основные приемы звукоизвлечения, уметь играть в ансамбле. Содержание занятий: в средней школе (4-6 классы) учащиеся закрепляют выученные ранее приемы игры. Осваивают более сложные пианистические приемы, пассажи. Осуществляется знакомство с разными типами аккомпанементов. Вводится на занятиях материал со сложными метроритмическими характеристиками: синкопа, пунктир, перенос акцентов. Осваиваются варианты применения педали. Продолжается изучение гамм: они исполняются обеими руками. На уроках учащиеся подробно получают знания о моноискусствах, учатся видеть взаимосвязь музыки с другими видами искусств. Ожидаемые результаты: по окончании средней школы учащиеся должны знать полифонические жанры (канон,прелюдия и др.). произведения крупной формы (вариации, рондо, сонатины); владеть знаниями о творчестве известных композиторов, знать о сложных видах искусства. уметь выразительно исполнять музыкальное произведение, подобрать простейшей аккомпанемент к мелодии; уметь критически оценивать творчество сверстников и собственную деятельность. Содержание занятий: в старшей школе (7-9 классы) учащимися закрепляется, систематизируется и повторяется полученная ранее информация, совершенствуются приобретенные навыки. Следует стремится к достижению естественности и свободы музицирования, учиться самостоятельно оперировать разнообразными приемами игры. На уроках с учащимися рассматривается художественный образ музыкального произведения. Вечные темы находят свое отражение в музыке прошлого и настоящего. Ученики продолжают знакомиться с народным творчеством, образцами классической музыки, с портретами композиторов и исполнителей. Ожидаемые результаты: по окончании старшей школы учащиеся должны знать формы музыкальных произведений, композиторский стиль, его соотношение с национальной традицией, стилем эпохи. уметь анализировать музыкальные произведения, владеть навыками правильного звучания, гибкости, эмоциональной отзывчивости. В программе выработаны критерии оценки по пятибальной системе, составлен репертуарный план для учащихся. Общее фортепиано – предмет интересный, многогранный, требующий владения разносторонними профессиональными навыками. Он является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального музыканта, одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей. По окончании курса общего фортепиано учащиеся: • владеют навыками игры на фортепиано, игры в ансамбле, аккомпанементе • владеют музыкально-исполнительскими приемами на художественном и учебно-вспомогательном материале • понимают художественный замысел произведений. Список используемой литературы 1. О. Блох «Комплексный репертуар как основа развития учащихся музыкантов» 2. «Общее фортепиано» Программа для школ искусств, Киев, 1992 год | |
Просмотров: 2525 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|