Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Программа по изобразительному искусству для Ресурсных Центров, концепция и основные направления. Автор - Цыбуля светлана Борисовна, преподаватель художественных дисциплин Школы искусств №2 клуба Юнеско. г. Караганды. Приоритетным направлением государственной политики в системе непрерывного образования является новая Концепция воспитания подрастающего поколения. Важная роль в Концепции отводится эстетическому воспитанию, которое формирует нравственно-духовные ценности через приобщение к прекрасному, через художественную культуру, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого. Формирование средствами искусства человека с новым, более высоким уровнем самосознания, способностью к концептуальному решению, целостному видению мира, воплощению ценностных представлений о нём в собственной творческой деятельности, умения жить в коллективе, проявлять себя в общении с миром культуры и людьми является важной задачей на современном этапе развития. [1 стр.11] Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё разрешение в условиях обучения ресурсного центра. Ресурсный центр дополнительного образования, созданный на базе Школы искусств №2, ставит своей целью обеспечения условий художественно- эстетического развития всех детей в соответствии с их способностями и интересами, не зависимо от социальной принадлежности и места проживания, а так же обучение старшеклассников общественно-гуманитарного профильного направления по художественному и эстетическому профилям. Одним из компонентов образовательного процесса в модели РЦДО (Ресурсного Центра Дополнительного образования) является ориентационный компонент, ориентированный на творческое развитие каждого обучающегося и формирование базовых компетенций, позволяющий полноценно жить и работать в обществе. Проблема в том, что личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности, обеспечивающий и поддерживающий процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности – реализуется не полностью. Для решения этой проблемы необходимо - создание условий для выбора, что включает в себя и разработку разноуровневых программ, способных реализовывать идею личностно-ориентированного подхода и дифференцированного обучения. Данная учебная программа первого уровня по изобразительному искусству составлена в соответствии с Государственным стандартом и предназначена для учащихся 5-7 классов, обучающихся в магнитных школах на базе РЦДО. Программа должна обеспечивать оптимальные условия в системе непрерывного образования для становления, самореализации, развития творческого и эстетического потенциала каждого обучающегося, а так же способствовать нравственно-духовному воспитанию через приобщение к культурному наследию, достижениям отечественной и зарубежной культуры. Программа – модифицированная, т.е адаптированная к условиям РЦДО, разработана как целостная система и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных, конструктивных, декоративно-прикладных: (живопись, графика, скульптура, дизайн, народные промыслы). Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия в группах проводятся два раза в неделю по 3 часа. В группы принимаются все поступающие, специального отбора не производится. Цель программы: создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, самореализации, развития творческих способностей и формирования внутренне свободного человека. Задачи программы: 1) Увлечение искусством через приобщение учащихся к достижениям мировой и отечественной культуры, изучение обычаев и традиций казахского и других народов; 2) Обучение изобразительному искусству сообразно способностям, склонностям и интересам обучающихся; 3) Развитие у учащихся культуры зрительного восприятия предметов и окружающей действительности в произведениях искусства. 4) Научить изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и учётом их конструктивных, цветовых и тоновых особенностей. 5) Развитие зрительной памяти, представления и воображения. 6) Ознакомить учащихся с теоретическими основами рисунка, живописи, композиции, дизайна и конструирования, с основами цветоведения и перспективы, теории теней, с технологией изготовления предметов декоративно-прикладного искусства. 7) Раскрытие эстетической сущности искусства и его возможностей в трудовом и нравственном воспитании. Педагогические требования к контролю: • индивидуальный характер (нужно контролировать работу каждого ученика. Не допускается подмена результатов деятельности отдельного ученика итогами работы группы и наоборот); • систематичность и регулярность; • разнообразие форм и методов контроля; повышение интересов ученика к его проведению и результатам; • всесторонность (охват всех разделов программы; проверка теоретических знаний и интеллектуальных и практический умений и навыков); • объективность; • дифференцированный подход (учет особенностей каждого учащегося и каждого раздела каждого учебного предмета); • единство требований учителей. Критерии оценки: • композиционное решение: организация плоскости листа, согласованность всех компонентов изображения, выражение общей идеи и содержания. • характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции), умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях). • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали между собой и с общей формой. • перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспектив. • передача объёма: использование изобразительных средств, как усвоены законы светотени, какова объёмно-пластическая выразительность изображения. • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка. • Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Формы проведения занятий В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Список используемой литературы: 1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан 2. Программа Опытно-Экспериментальной Работы «Ресурсный Центр Дополнительного Образования» Школы искусств №2 | |
Просмотров: 961 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|