Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е. В. Камышева» г. Гагарина Смоленской области Игровые технологии Автор: заместитель директора по УВР Наталья Николаевна Покровкова 2014 г. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» А.С. Макаренко Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др. В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.). В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: - развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - самореализации в игре как полигоне человеческой практики; - игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; - функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; - межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; - социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову): • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио¬нальное напряжение»); • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла¬нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспе¬чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова¬тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Что входит в структуру игры как процесса? Давайте вместе составим логическую цепочку. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле¬ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль¬ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действи¬тельности, условно воспроизводимая в игре. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); • как технология внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен-ным признаком — четко поставленной целью обучения и соответ-ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по-знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча¬щихся к учебной деятельности. Вводим игровой элемент. Игра «Продолжи (закончи) мою мысль. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: 1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. 2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. 3. Учебный материал используется в качестве ее средства. 4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых. 5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классифика¬ции педагогических игр. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельностинафизичес¬кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Ука¬жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделя¬ются игры по всем школьным дисциплинам. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя¬ет игровая среда:различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны¬ми средствами передвижения. Спектр целевых ориентаций • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при¬менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме¬ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб¬ных умений и навыков; развитие трудовых навыков. • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре¬деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму¬никативности. • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав¬нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз¬витие мотивации учебной деятельности. • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта¬ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. Концептуальные основы игровых технологий • Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда¬ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп¬ределении, саморегуляции, самореализации. • Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имма¬нентного личности (Д.Н.Узнадзе). • Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усво¬ения социальных установок (Л.С.Выготский). • Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереа¬лизуемых интересов" (А.Н.Леонтьев). • Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. • Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержа¬нием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения меж¬ду людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. • В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каж¬дой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психи¬ческие новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дош¬кольного возраста. Игровые технологии в дошкольном периоде Особенности игровых технологий Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими ви¬дами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, сред¬ний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессио¬нальная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. Игровые технологии в дошкольном периоде Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с чело¬веческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного вы¬ражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и об¬щение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формиру¬ется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельнос¬ти ученья. Технология развивающих игр Б.П.Никитина Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, ко¬торые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характер¬ными особенностями. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, плана¬ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечка¬ми», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуго¬вицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллек¬том. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким обра¬зом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иног¬да двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способ¬ности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основ¬ном, только исполнительские черты в ребенке. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е.в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому про¬верять точность выполнения задания. В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - уда¬лось объединить один из основных принципов обучения от простого к слож¬ному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих воз¬можностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, свя¬занных с развитием творческих способностей: • развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способнос¬тей с самого раннего возраста; • их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие спо¬собностей; • поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок раз¬вивается наиболее успешно; • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосфе¬ру свободного и радостного творчества. Игровые технологии в младшем школьном возрасте Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо¬дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участ¬никами в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моде¬лирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ро¬левой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обста¬новка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-позна¬вательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсужде¬ние игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирую¬щей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так¬же ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики началь¬ной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де¬тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовыхпредставлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю¬дательность, укрепляющие волю. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочета¬нии с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен¬ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви¬вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспиты¬вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшеб¬ника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения. Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта ме-тодика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленно¬го персонажа (октава - жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возрас¬та незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и уме¬ния, понятия ритма, тональности, начала гармонии. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к ро¬зыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Деловые игры Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования об¬щеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный мате¬риал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: ими¬тационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного ко¬митета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла¬на, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседа¬ний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими¬тирующих реальные. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей¬ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи¬мися распределяются роли с «обязательным содержанием». «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать воз¬можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере¬сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон¬кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи. Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело¬вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба¬тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис. 1). Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сцена¬рия - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуа¬ции и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается поста¬новка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструк¬ций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необ¬ходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения. Этап подготовки — общее описание игры — содержание инструктажа — подготовка материального обеспечения Ввод в игру — постановка проблемы, целей — условия, инструктаж — регламент, правила — распределение ролей - формирование групп — консультации Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником Межгрупповая дискуссия — выступления групп — защита результатов — правила дискуссии — работа экспертов Этап анализа и обобщения — вывод из игры — анализ, рефлексия — оценка и самооценка работы — выводы и обобщения — рекомендации Рис. 1. Технологическая схема деловой игры Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модифика¬ции деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участ¬ников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контро¬лер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, фор¬мулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установ¬ление связи игры с содержанием учебного предмета. Практическая часть (примеры игр, в зависимости от специфики) Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий (слайд). «Плюсы» -использование игровых технологий: • игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; • несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; • идет передача опыта старших поколений младшим; • способствует использованию знаний в новой ситуации; • является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; • способствует объединению коллектива и формированию ответственности. «Минусы» при использовании игровых технологий следующие: • сложность в организации и проблемы с дисциплиной; • подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение; • увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; • невозможность использовать на любом материале; • сложность в оценки учащихся. В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу. Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Предлагаю всем поучаствовать в последнем игровом задании. Прошу составить синквейн к понятию «игровые технологии» с опорой на алгоритм: - ключевое слово; - 2 прилагательных; - 3 глагола; - фраза; - обобщающее слово или словосочетание. | |
Просмотров: 19638 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|