Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Актуальность использование аудиовизуальных средств в процессе преподавания юридических дисциплин Использование научно-технических средств в преподавании юридических дисциплин стало довольно распространенным явлением, хотя специфика различных дисциплин требует дифференцированного подхода к их примене¬нию. Если при изучении криминалистики эти возможности достаточно вели¬ки, то в преподавании уголовного права они гораздо меньше. Однако можно с уверенностью сказать, что научно-технические средства могут быть ис¬пользованы в преподавании любой юридической дисциплины, как в процессе чтения лекции, так и при проведении практических занятий. Использование аудиовизуальных средств (кино, видеофильм, кадро-фильм, видеофрагменты) в учебном процессе характеризуется рядом особен¬ностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана, управление процес¬сом восприятия, целостность и законченность. Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что по¬средством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереально представить при словесном из¬ложении с использованием других средств обучения. Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чувства учащегося, вовлекающих его в действие, происходящее на экране. Управление процессом восприятия информации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, дикторским текстом. Целостность и законченность экранно-звукового пособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник ин¬формации и поэтому содержит логически целостную информацию с опреде¬ленной методикой ее подачи. Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся: А) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно произвести в условиях занятия или пронаблюдать в реальных условиях; Б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непосредствен¬ному наблюдению; В) с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие. Учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, со¬стоящего из нескольких частей, хрестоматии, фрагментов, кинокадров, ви¬деофильмов. Требования, предъявляемые к учебному фильму: 1. четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности; 2. простое композиционное построение кадра с четким выделением глав¬ного; 3. дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразитель¬ным, доступным; 4. занимательность кадров; 5. создание проблемной ситуации; 6. включение в текст изложения вопросов, заданий, если необходимо, ин¬струкций; 7. короткие по времени или с четким разделением сюжета или фрагмента внутри более продолжительной ленты. В процессе преподавания дисциплины «Уголовное право» мною используются следующие формы применения аудиовизуальных средств. 1. Ориентированный показ. Учащимся демонстрируется кадрофильм или серия диапозитивов с предварительной установкой — что-то понять, усвоить, сформулировать. Так, серия диапозитивов используется на практическом занятии по теме «Преступления против личности», «Преступления против собственности». До демонстрации ставятся вопросы: какой вид преступления показан; что явилось основанием совершения преступления, какие пути и средства борьбы с преступностью видят учащиеся? Затем учащиеся дают аргументированные ответы на поставленные вопросы, приводят факты, соглашаются или спорят с друг с другом, пытаются теоретически их объяснить. В конце семинара подводится итог. Хотя ориентированный показ является простейшей формой использо¬вания экранных пособий, его применение имеет ряд методических особенно¬стей. • Кадрофильм целесообразно демонстрировать в конце занятия, чтобы все оставшееся время посвятить обсуждению. • Если фильм эмоционально на¬сыщен, то его обсуждение нельзя начинать сразу после показа. Надо дать учащимся возможность собраться с мыслями, обменяться впечатлениями, иначе дискуссии может не получиться. • Нельзя все сводить к пересказу со¬держания фильма. Обсуждать нужно проблему, обращаясь к фильму, как к од¬ному из источников фактов, примеров, ситуаций. 2. Комментированный показ. По ходу демонстрации кадрофильма даю пояснения, обращаю внимание на детали, связываю факты с теоретическими положе¬ниями. Достоинство этой формы — более органичная связь демонстрации с ходом лекции или семинара. Она может применяться в начале, в середине и в конце учебного занятия. Вместе с тем применение комментированного пока¬за имеет определенные методические трудности. До занятия необходимо тщательно продумать и отрепетировать комментарий, так как в процессе демонстрации достаточно сложно подбирать нужные слова и правильно строить речь в столь короткий отрезок времени. Не менее важна методика объяснения каждого кадра — до показа, в процессе показа, после показа. Если комментарий произносится в момент, когда все внимание присутствующих устремлено на экран, то учащиеся его «не слышат». Рече¬вое сопровождение обязательно должно нести дополнительную информацию. Хорошее объяснение «оживляет» изображение, наполняет его смыслом, вызывает у слушателей чувство удовлетворения. Учебный комментарий — хорошее воспитательное средство. Многие учащиеся убеж¬дены, что им достаточно увидеть предмет, явление, факт, чтобы проникнуть в его сущность. Безграничное доверие к собственному восприятию вообще свойственно молодежи. Комментарий же преподавателя наглядно убеждает, что понимание сущности явления дают опыт и теоретические знания. 3. Параллельный показ. Демонстрация ведется на одном экране широкого формата. Например, на одном экране — общая фотография, на другом — детали; групповая фото¬графия — отдельные лица; общий вид места происшествия — и узловые, де¬тальные снимки. Параллельный показ позволяет передавать большое количе¬ство информации, наглядно сопоставлять, сравнивать, обобщать факты. Уме¬лое использование данной формы способно развивать мышление, будить творческую фантазию учащихся. 4. Применение аудио и видеотехники в ситуационно-ролевых играх. Применение аудио и видеотехники в ситуационно-ролевых играх способно: 1.существенно сократить время подготовки при сохранении всех тех положительных моментов, которые несет в себе ролевая игра, так как разыгранная и отснятая на видеокамеру один раз ситуация может неоднократно использоваться в разных группах и на разных занятиях; 2. повысить качество последующего разбора игровых ситуаций. Демонстрируемая учащимся видеозапись проигранной ими же ситуации позволяет фиксировать их внимание на тех или иных этапах (кадрах) игры, дает возможность выявлять положительные и отрицательные моменты в уяснении, оценке и разрешении ситуации. Последующий просмотр видеозаписи в ходе разбора результатов ситуационно-ролевой игры позволяет произвести качественный анализ занятия, обратить внимание учащихся на процессуальные, тактические и коммуникативные аспекты. Для проверки гипотезы исследования мною был проведен педагогический эксперимент по типу параллельного социологического эксперимента, т.е. с выделением экспериментальной и контрольной групп. Мною были взяты две группы второго курса, идентичные по численности, уровню успеваемости и качеству знаний. В первой группе занятия проводились по традиционной лекционно-семинарской методике с решением типовых стандартных задач. Во второй группе при проведении практических занятий были с применением аудиовизуальных средств. Наблюдение за этими двумя группами велось в течение 2012-2013 учебного года. Успеваемость и качество знаний учащихся контрольной группы, обучавшихся по традиционной методике, остались практически на прежнем уровне. В экспериментальной группе успеваемость достигла 100%, качество знаний выросло на 22%. Таким образом, следует отметить, что при проведении учебных занятий с применением информационно-коммуникационных технологий значительно изменяется и роль преподавателя, задачи и функции которого сводятся не только к передаче своих знаний, но и к максимальной стимуляции профессионального и творческого потенциала участников игры, как говорится, плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Использование научно-технических средств в преподавании юридических дисциплин позволяет установить оптимальное соотношение между теорией и практикой и способствует адаптации учащихся к будущей профессиональной деятельности. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995. 2. Закон РК «Об образовании». Астана, 2007. 3. Послание Президента РК от 6.02.2008. 4. Барышков Ю.А. Проблема педагогической эффективности юридического образования. // Среднее профессиональное образование. М., № 2, 2008. 5. Баранов В.И. Использование игровых технологий при изучении дисциплин специального блока учащимися юридических специальностей // Среднее профессиональное образование. М., № 8, 2006. 6. Борисова С.Е. Применение ситуационного моделирования в криминалистической дидактике. // Современная высшая школа. – Москва, № 3, 1999. 7. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. М., № 3, 2001. 8. Волчевская Т.С. Криминалистическая ситуация: Монография /Под.ред.проф. Н.П.Яблонова, Калининград, 1997. 9. Гатауллин А.З. О роли информационных технологий в преподавании юридических дисциплин. // Сборник статей 4 научно-технического и методического симпозиума. – Пенза, 2006. 10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. 11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1,2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений. – Ростов-н/Д: 2005. 12. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1998. 13. Медведенко К.В. К вопросу о проведении ролевой игры по уголовно-процессуальному праву. // Профессионал Казахстана. Алматы, № 5, 2008. 14. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. – М.: Педагогическое общество России, 1999. 15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. 16. Слободчиков В.И. Проблемы становления и развития инновационного образования // Инновации в образовании, № 2, 2003. 17. Ходневич Е.И. Активные методы обучения в профессиональном юридическом образовании // Среднее профессиональное образование. М., № 10, 2007. 18. Эльдяева Э.Э. Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов как условие развития творческих способностей // Научное исследование и Российское образование: идеи и ценности 21 века: Материалы 6 междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей. – М., 2003. | |
Просмотров: 1292 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|