Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Активные формы проверки и контроля знаний
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕРКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
Бичун Л.В. - преподаватель педагогики,
ГККП «Педагогический колледж, г. Щучинск

«Урок — клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны»
М.Н. Скаткин

Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания преподавателя, свидетельствует о результатах обучения. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес.
Опорный контроль знаний.
Опорный контроль, проводится примерно 2 раза в месяц, в зависимости от первоисточника для ответов. Опорный контроль классифицируется на следующие виды:
1.Конспектный контроль.
Студент при ответе опирается на содержание конспекта по предмету. Контроль способствует систематической подготовке к урокам, повышает интерес к предмету, дисциплинирует студента.
2.Учебный контроль.
Студент работает с учебным пособием по предмету. Учебный контроль мобилизует студента на постоянную работу с книгой и даже на изучении необъяснимого учебного материала.
3.Справочно-нормативный контроль.
Студенты ведут поисковую работу по сбору необходимой информации по справочникам и нормативным документам.
4.Плакатный (плоскостной) контроль.
Студенту предлагается при ответах плакат, по которому на предыдущем уроке объяснялся новый учебный материал.
5.Макетный (объемный) контроль (или муляжный или муляжу)
Студент приглашается к объемному учебному пособию, которому прилагаются контрольные вопросы.
6.Рефератный контроль.
Студенту дается ряд контрольных вопросов, на которые он отвечает письменно в виде реферата, а затем делает обобщение на уроке.
7.Интерактивный контроль.
На экране высвечивается нужный кадр, который ранее уже демонстрировался при объяснении нового материала и является основным при контрольных вопросах.
8.Реальный контроль.
Студент, опираясь на макет, учебник или конспект, на заданный контрольный вопрос выполняет реальные задания в виде макетов, плакатов, рефератов, оборудование и оформление учебного кабинета, т.е. свои ответы воплощает в реальное дело. Этот вид контроля используется выборочно с наиболее сильными студентами.
Игровой контроль
Одной из разновидностей нетрадиционного контроля является деловая игра, создаются игровые проблемные ситуации. К нему относятся следующие виды контроля:
1.Кроссвордный контроль
2. Криптограммный контроль
3. Числограммный контроль. Контроль – игра, в которой ответы зашифрованы в цифрах.
4. Диктантовый контроль. Контрольные вопросы представлены в виде диктанта, с незаконченными предложениями.
5. Ребусовый контроль
6. Шарадовый контроль. Игра- загадка, в которой контрольный вопрос делится на несколько частей, каждая из которой представляет собой отдельное слово.
Интеллектуальное казино.
Сценарий «Интеллектуального казино»
Участвуют 7-8 студентов – игроки. Крупье – преподаватель.
Оснащение: таблица результатов по 10 фишек разного цвета на каждого игрока, волчок со стрелкой, поле с номерами участников, по несколько карточек с вопросами на каждый тур. Крупье объявляет тему первого тура. Игроки выставляют по одной фишке в банк. И дальше идет, как в обычном казино. После последнего тура подводятся итоги.
За 10 и более фишек – 5, от 5 до 10-4, меньше 5-3 нет фишек банкрот, предстоит пересдача.
Если по итогам не хватает одной фишки до «5» или «4», то игроку предлагается суперигра. Даются задачи повышенной сложности. Если игрок решает задачи, то оценка увеличивается на один балл. Игра захватывает, нет подсказок. Ответы полные, знания глубокие, студенты используют дополнительную литературу при подготовке.
Релейный зачет
Преподаватель дает учащимся перечень вопросов. Вопросы поделены на блоки. В блок входят:
- очень сложные вопросы (задания)
- вопросы средней сложности
- простые задания
В билетах 2-3 вопроса. Билеты распределены по блокам. Учащийся сам выбирает блок. При успешном ответе учащиеся с согласия преподавателя могут повысить оценку, взяв билет более сложного уровня.
Блиц-турнир (блиц-опрос)
5-10 вопросов, предполагающих односложные ответы (даты, имена, названия, термины). Правильный ответ – балл.
«Снежный ком»- обучающая игра.
Учащиеся разбиваются на группы по 4-5 человек. Группа рассаживается за разные столы. Преподаватель ставит проблему или дает какое-либо задание. В течение 5-15 минут учащиеся ищут ответ, используя литературу, и записывают его в виде тезисов.
Учащиеся меняют местами в соответствии с маршрутным листом. Каждый учащийся в группе за одним столом делится информацией по очереди. Учащиеся каждый в своем маршрутном листе отмечает номер лучшего выступающего ( сообщение интересное, познавательное, информационное и т.д.)
Количество туров – по количеству столов.
Слушатели фиксируют рассказ в виде схемы, плана, тезисов.
Без маршрутных листов – учащиеся с пятыми номерами – записывают на доске схему – конспект своей темы. Затем «защищают» свою тему. Остальные учащиеся оценивают усвоение материала, умение излагать суть вопроса.
Обучающая игра «Брейн –ринг»
Группа делится на подгруппы 7 (5) человек, из них – один- ведущий. Каждая подгруппа сидят за отдельным столом, на которые кладут карточки с заданиями- внизу вопросы первого уровня (7-10 мин. подготовка), далее вопросы второго уровня ( 3-5 мин. подготовки), сверху вопросы третьего уровня – блиц- ответ без подготовки.
Ведущий выкладывает карту. Какая выпала цифра – отвечает учащийся с таким же номером. При полном ответе учащемуся выдается фишка. За дополнение полуфишка. Синяя фишка – «5», Зеленая «4», Желтая – «3». Предварительно также преподаватель готовит карточки с образцами ответов.
Ролевые обучающие игры.
Можно использовать для проверки домашнего задания, уровня знаний. Группа делится на подгруппы по 4 человека – «аналитик», «критик», «защитник», «ученик» - отвечающий за задания ( успешно обучающийся). Задания для каждой группы разные, но одинаковой степени сложности. «Ученик» в течение 7-10 мин. отвечает на задание, остальные внимательно слушают и записывают: «критик» - слабые места ответа, «аналитик» - анализирует правильность и полноту ответов. «Защитник» - положительные стороны. Затем по очереди выступают с оценкой ответа. Группе выдается образец ответа, опираясь на которые группа совместно ставит оценку каждому за выполнение роли в оценочные бланки.
«Техника аквариума»
Группа делится на подгруппы, которые располагаются по кругу или квадрату. Каждая подгруппа выбирает «делегата», который будет представлять ее позицию. Преподаватель предлагает проблему, которая будет обсуждаться в каждой подгруппе. После изучения проблемы в центре аудитории собираются «делегаты» - они высказываются, отстаивают позиции своей подгруппы. Члены подгруппы имеют право передавать указания своим представителям с помощью записок. В особо сложном случае «делегат» может взять «тайм-аут» и подойдя к своей подгруппе, проконсультироваться. Число тайм – аутов определяет преподаватель. Оценивается работа каждой подгруппы и «делегата»
«Счастливый случай»
Группа делится на 2 команды – выбирается название и капитан.
1.«Разминка» - командам дается по 10 вопросов. 5 минут на обсуждение.
Отвечает представитель команды. Команда соперников контролирует правильность ответов по образцу. Выигрывает команда, ответившая правильно на большее количество вопросов.
2. «Заморочки из бочки» - вопросы из бочонка с номерами. Ведущий читает вопрос. После обсуждения капитаны команд дают ответы.
3. «Темная лошадка» - побеждает команда, которая быстрее ответит на вопрос ведущего (используется секундомер). Когда ответ готов – команда поднимает флажок или руку.
4. «Ты – мне, я-тебе» - домашнее задание – команды задают по 2 вопроса друг-другу.
5. «Гонка за лидером» Отвечают на вопросы все участники. Выигрывает команда, которая дает больше правильных ответов.
На обсуждение заданий 2-5 дается 1 мин. при досрочном ответе сэкономленную минуту можно использовать в другом гейме. За каждый правильный ответ – 1 балл или фишка (одинакового цвета) Заранее необходимо подготовить оценочный бланк для каждой команды.
«Эрудиты»
Группа делится на команды. Одна команда у доски. Представители других команд задают ей вопросы по всей изученной теме. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место другой команде.
Команда – победительница определяется по наибольшему количеству правильных ответов.
«Взаимоконтроль»
Группа разбивается на пары – «учитель» - «ученик»- «Ученик» отвечает «учителю».
Дается оценка. Учащиеся могут меняться ролями. Роль преподавателя – следить чтобы учащиеся не занимались посторонними делами, за дисциплиной.
«Диспут»
- развивается логическое мышление, умение задавать вопросы для обсуждения. Каждая сторона высказывает свою точку зрения, ей задают уточняющие вопросы. Каждая из сторон пытается доказать неверность точки зрения противоположной стороны. Жюри выбирает, у кого точка зрения верная.
«Огонь по стоящим»
К доске вызывается несколько учеников. Все остальные задают им вопросы. Ученик задавший вопрос, оценивает ответ. (Ответ может быть «научный эксперт» из числа учащихся). Секретарь записывает оценки. Если стоящие у доски не ответили, отвечает автор вопроса.
«Учителя – ученики»
Дается задание учащимся составить дома вопросы по определенной теме (5-6) человек. Сообщается очередность ведения опроса. Учащийся формулирует вопрос – говорит фамилию того, кто будет отвечать.
«Цепочка»
Преподаватель предлагает учащимся придумать вопросы по теме. Ответ предполагается короткий 1 мин. Преподаватель называет учащегося, который задает вопрос – «в», пауза – называется имя отвечающего – «о» вопрос может быть не принят – при неверной формулировке.
Как видим, форм и методов проверки знаний много. Все они неординарны и интересны. Главное – это умелое и разумное их использование на уроках, т.к. разумное сочетание нового и наработанного – залог успешной деятельности преподавателя.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Педагогика (2014-01-24) | Автор: Бичун Любовь Владимировна E
Просмотров: 2214 | Комментарии: 1 | Теги: студенты, проверка, контроль, формы, знания | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru