Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Способы повышения мотивации обучения Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить». В настоящее время необходимо шагать в ногу со временем, поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учащихся. Чтобы заинтересовать ребят изучением математики, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Учителя математики в начале процесса обучения сталкиваются со слабым развитием вычислительных навыков, незнанием алгоритмов и правил выполнения основных математических действий, их неотработанностью, недостаточным развитием общеучебных умений и навыков и просто - нежеланием учиться. Все это выявляется при комплексной или частичной диагностике учащихся в начале учебного года. Добиться положительной динамики, повышения уровня обученности, повышения мотивации невозможно без развития осознанного отношения к изучаемому процессу, без осознания личных возможностей. Работа по пробуждения сознательного отношения ученика к процессу я начинаю с первого урока математики. Данные исследования актуального уровня знаний (АУЗ), доминирующего типа восприятия, особенностей познавательной и эмоциональной сферы, уровня мотивации- базовые данные для ученика и учителя, на основании которых только и возможно их осознанное взаимодействие. Карта учета индивидуального стиля учебной деятельности учащихся Список класса Обученность Обучаемость Доминирующее полушарие Модальность Внимание Память Мыслительные навыки Организационные навыки Информационные навыки Устная речь Работа в группе Смысловое чтение Уровень мотивации Вектор мотивации Полная комплексная диагностика учащихся проводится по следующим параметрам: обученность (на первом этапе проверяется АУЗ (приложение 2), затем проводятся итоговые работы, наблюдается динамика (приложение 3); обучаемость (приложение 5); модальность, внимание, память (определяется психологами); общеучебные умения и навыки (ОУУН) (организационные, информационные, устная речь, работа в группе, смысловое чтение (приложение 6)определяется учителем, наблюдается динамика); уровень мотивации (анкетирование; приложение 1); вектор мотивации (выявляется в беседе). Приведем данные анкетирования (см приложение 1) учащихся 5-9 классов (выявление мотивации на изучение математики), проведенного в начале этого учебного года. проводить обучение без учета этого факта с надеждой на успех бессмысленно. 1. Нравится ли тебе предмет "математика"? да - 60%; нет - 33%; не очень - 7% 2. Можешь ли ты объяснить почему? не могу объяснить - не задумывался - просто нужна - легкий предмет - интересно - сложно, не понимаю, трудно - 3. Нужна ли тебе математика? да - нет - не знаю - 4. Если нужна, попробуй объяснить - зачем, если нет - то почему? не могу объяснить - посчитать сдачу - пригодится - не задумывался - не знаю, зачем - поступить в институт - для "развития мозгов" - чтобы быть умным - чтобы жить хорошо - открывает дверь в будущее - не понадобится - 5. Что является, на твой взглуд, причиной твоих неуспехов или неудач, если они случаются? 6. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике? да - нет - все равно - не знаю - невнимательность - лень - не знаю - небрежность - запущенность - не везет - Результаты анкетирования, показывают, что математика как предмет учащимся нравится, но объяснить почему, многие не могут. После обсуждения результатов анкетирования учащимся дается объяснение и на практическом опыте они убеждаются, что, запоминая алгоритмы, правила решения, можно тренировать память. обращая внимание и на то, что процесс решения уравнения позволяет проверить объем памяти ученика, установить, какое количество шагов, операций он может удержать в памяти одномоменто: раскрыть скобки, перенести слагаемые из одной части уравнения в другую, меняя знаки; найти неизвестный множитель. Указывается , что процесс решения простейшего уравнения требует усиленной концентрации внимания, так как изменение всего лишь одного знака приводит к неверному ответу. В то же время в поисках верного решения вырабатывается терпение, усидчивость, умение добиваться поставленной цели. все это необходимо для того, чтобы быть успешным в жизни. После такой беседы выполнений заданий начинает приобретать другую окраску. Учащиеся уже понимают необходимость изучения математики. Причина неудач, неуспехов по предмету учащиеся видят в себе. Ответ "лень", возможно, скрывает истинную причину, за ним немотивированность на предмету. самое радостное, что большинство учащихся хотят улучшить свои результаты, и в этом должен оказать поддержку учитель. По результатам анкетирования и его анализа, дети начинают проявлять интерес к предмету, а мы учителя, пытаемся поддержать интерес, постепенно переводя его в стабильную заинтересованность, а затем в овладение знаниями. Следующий этап: проверка актуального уровня знаний (приложение 2) предлагаемые задания позволяют проверить актуальный уровень знаний учащихся(как правило в начале четверти), необходимый для дальнейшего изучения материала по курсу в 5-6 классах и алгебре в 7-9 классах; дают возможность учителю в течение четверти контролировать минимальный уровень знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для овладения обязательным уровнем обучения и прохождения программы. Материалы направлены на выявление недостаточно сформированных предметных промежуточных умений и навыков: элементов не понимания, недостаточного усвоения простейших математических операций при выполнений действий с числами, решений уравнений и т.д. , на проверку умения сохранять в памяти правила, основные математические действия, преобразования и алгоритмы. Результаты проверки позволяют учителю организовать индивидуальную работу с каждым учащимся, вовремя оказать необходимую помощь, поддержку, является мобильным средством контроля и оказания своевременной помощи; могут быть объектом для работы как на консультационных часах при индивидуальной помощи, так и в классах при планировании урока. Весь процесс обучения строится с учетом первичной диагностики. Из предложенных заданий, в которых проверяется одно-два правила, чаще всего учащиеся справляются с 4-5, что соответствует неудовлетворительной оценке(около 25%). Эти учащиеся составляют "группу риска", им в первую очередь необходима индивидуальная помощь. Результаты проверки учитель заносит в таблицу (план- карту; приложение 3), что позволяет затем четко организовать инд работу с учащимися. В ней так же можно вести учет знаний, умений и навыков , которые преобретаются в течение года, фиксировать ОУУН, которые достиг ученик. Оценочная таблица позволяет каждому видеть свой уровень достижений. Учащиеся начинают относиться к себе с большим уважением ; видеть и понимать истинные причины своих успехов и неудач. Все результаты анкетирования являются открытыми. важно, что бы они были доведены до сведения учащихся. В конце изучения каждой темы проводится зачет. Зачетные задания позволяют решить задачи развития мотивации на успешный результат. В отличие от контрольной работы зачетная система дает возможность всем учащимся получить положительную оценку, а при желании улучшить результат. Задания состоят из обязательной части и дополнительной. Обязательная часть включает задания по изученной теме: первые - на уровне понимания, начиная с простейших приемов, далее пошаговое усложнение применение алгоритма или правил вычисления. Выполнение данных заданий необходимо для дальнейшего прохождения программы (обязательный уровень обучения). Дополнительная часть содержит задания, для выполнения которых необходимы более серьезные вычислительные навыки и глубокое знание предмета. Проведение зачета позволяет учителю оценить уровень достижений каждого учащегося на текущий момент. Ученику предоставляется возможность делать выбор адекватно своим возможностям(см. оценочную таблицу), учит не бояться допустить ошибку, так как оценивание осуществляется по принципу "сложения " и зависит от числа заданий, которые ученик выполнил верно. Такая структура учит объективно оценивать уровень собственных достижений. Осознание учащимися всего сказанного выше меняет отношение к себе, повышает самооценку, интерес к предмету, к процессу обучения в целом. Приложение 1 вопросы анкеты 1. Нравится ли тебе предмет "математика"? 2. Можешь ли ты объяснить почему? 3. нужна ли тебе "математика"? 4. Если нужна - попробуй объяснить, зачем, если - нет, то почему? 5. Нужна ли тебе помощь при выполнении домашних заданий? 6. Как ты оцениваешь свои знания по математике? Имею... (3) Знаю... (на 4) Могу.. (на 5). 7. Что является на твои взгляд, причиной твоих неуспехов или неуда, если они случаются? 8. Хочешь ли ты улучшить свои результаты по математике? Приложение 2 Проверка актуального уровня знаний (алгебра , 7 класс , 1 четверть) вариант 1 вычислите 1-8 1. 14 - 167 3. -1,6*(-3) 2. -23-61 4. -43,4/0,2 5. 5/8 + 2/5 6. 3/7 * 5/6 7. 11/13 / 25/26 8. 62 решите уравнение 9-12 9. 50х = 10 10. 6х - 7 = 23 11. 8(х - 2) = 7х - 3 12. 4 -(х-3)=3х-7 составьте уравнение по условию задачи. Одно число больше другого в два раза. Сумма чисел равна 33. Найдите эти числа. критерии оценок: 12-13 баллов - "5" 9-11 баллов - "4" 6-8 баллов - "3" 4-5 баллов - "2" приложение 3 7 класс алгебра ПЛАН - КАРТА Общеучебные умения и навыки Действия с числами и дробями Решение линейных уравнений Составление уравнений по условию задачи Решение задач Выражения с переменными Действия со степенями Умножение одночленов Умножение многочленов Способы разложения на множители Построение графиков функций Решение систем уравнений Смысловое чтение Устная речь Конспектирование Анализ, обобщение Самостоятельное выполнение заданий Коммуникативные навыки Самостоятельное ведение тетради Самопроверка Адекватность в самооценке Фами лия, имя ± ÷ × Правила знаков Десятичные дроби Обыкновенные дроби простейшие Перенос слагаемых Умножение на скобку Раскрытие скобок Вынесение ФСУ Способом сложения Способом подстановки × ÷ + × ÷ сокращение Приложение 5 Методика определения обученности (по модифицированной методике П.И.Третьякова и И.Б. Сенновского) 1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7 - 8 мин работы. 2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний. 3. Учитель объясняет новый материал 4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях. 5. Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся. Задания для самостоятельной работы 1. Напишите, что вы узнали нового. 2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала. 3. Выполните задание по образцу. 4. Выполните задание по измененной ситуации. 5. Примените полученные знания в новой ситуации. Ключ к определению уровня обученности: • Как только 3-4 ученика выполнят задания, собрать рабочие записи у всех. • Если выполнены все задания, то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. • Если ученик справился с четырьмя заданиями-второй (также высокий) уровень обученности. • Если выполнены три и менее заданий - первый уровень. | |
Просмотров: 1292 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|