Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Адильгазинова М.З. ВКО, г. Усть - Каменогорск ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА <br /><br /> «Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении» В. Леви. Из «Концепций образования Республики Казахстан до 2015 года» главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетенций личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Главная особенность компетентности – это не специфические предметные умения и навыки, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. «Компетенция – это круг полномочий и прав, предоставляемых законом и уставом или договором конкретному лицу в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы». Социальная компетенция предполагает наличие у обучающихся способности брать на себя ответственность, принимать решения и участвовать в их реализации. Проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества, продуктивного взаимодействия с представителями других культур и религий. Коммуникативная компетенция подразумевает овладение разнообразными средствами устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях. Отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач, выражать свою точку зрения, осуществлять продуктивное взаимодействие с приверженцами других точек зрения, позиций, строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата. О компетенции личности можно судить лишь тогда, проявляется умение соответствующим образом мобилизовать полученные знания, умения и опыт в определенной ситуации, предоставляющей такую возможность. Таким образом, определяя ключевые компетенции можно выделить их общие характеристики, которые - позволяют решать сложные неалгоритмические задачи; - полифункциональный, т.е. позволяют решать разные задачи из одного поля; - переносимы на разные области деятельности; - требуют сложной организованности, т.е. включения интеллектуальных, эмоциональных качеств; - сложно устроены и для реализации требуют целого набора таких навыков, как навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и т.д.; - реализуются на разных уровнях: от элементарного до глубокого. К основным ориентирам, определяющим как развитие компетенций учащихся, так и их и качество достигнутых результатов школьного образования относятся: - педагогические условия, способствующие развитию у школьника умений применять знания в учебной или жизненной ситуации; - учет особенностей психического, физического и личностного развития ребенка; - оценивание достигнутых ожидаемых результатов при организации учебно-воспитательного процесса. Формирования социальных и коммуникативных компетенций реализуются через применение соответствующих методов и технологий обучения. К ним можно отнести проблемное обучение, технологию сотрудничества, критического мышления, КСО и т.д. Парная и групповая формы работы на уроках позволяют формировать такие способности, как ответственность, сотрудничество, взаимопонимания, принятие решений и т.д. На школьной ступени программирование коммуникативной ситуации включает ожидание результативности, при этом идет опора на общую социально-коммуникативную эрудицию, на знание традиций, культуры речи и языка своего народа. Формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся предполагает совершенствование умения выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения, развития всех видов речевой деятельности- говорения, слушания, письма, чтения, а также всех умений и навыков, лежащих в их основе. В процессе обучения и воспитания и применения методик и технологий можно выделить следующие задачи: создание условий для развития и самореализации учащихся; усвоение продуктивных знаний и умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни. При работе классным руководителем система моей работы опирается на комплексную программу воспитания. Учитывая компетентностный подход, индивидуально-психологические особенности себя и учащихся я составляю программу воспитательной работы класса. Для того чтобы эта программа успешно реализовалась в действии учитель должен быть готов теоретически. Для меня настольной книгой является книга Крашененниковой А. «Шаг на встречу», который помогает мне рассматривать воспитание через призму субъект - субъектных отношений. Полученные знания мне помогают раскрывать в детях коммуникативные и социальные компетентности для того, чтобы он был готов к реальной действительности. Главной фигурой моей системы работы является ученик, а играю роль наставника, советчика, помощника. Такой подход к системе воспитания предполагает увидеть уникальность, индивидуальность каждого ребенка. ЛИТЕРАТУРА 1. М.Н. Болукова, Н.В. Гроголь Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования. // материалы Международной научно-практической конференции 2008 г. 2. Г. З. Байжасарова, Б.У. Салыхова Подходы к определению ключевых компетенций на уровне образовательных областей: казахстанский опыт.// Материалы Центрально-азиатской научно-практической конференции 2006 г. | |
Просмотров: 836 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|