Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Адильгазинова М.З.
ВКО, г. Усть - Каменогорск
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА <br /><br /> «Гений коммуникабельности не есть самый общительный человек, но самый превосходный в общении» В. Леви.
Из «Концепций образования Республики Казахстан до 2015 года» главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетенций личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучения и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности.
Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Главная особенность компетентности – это не специфические предметные умения и навыки, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
«Компетенция – это круг полномочий и прав, предоставляемых законом и уставом или договором конкретному лицу в решении соответствующих вопросов; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы».
Социальная компетенция предполагает наличие у обучающихся способности брать на себя ответственность, принимать решения и участвовать в их реализации. Проявление сопряженности личных интересов с потребностями производства и общества, продуктивного взаимодействия с представителями других культур и религий.
Коммуникативная компетенция подразумевает овладение разнообразными средствами устной и письменной коммуникации для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях. Отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач, выражать свою точку зрения, осуществлять продуктивное взаимодействие с приверженцами других точек зрения, позиций, строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.
О компетенции личности можно судить лишь тогда, проявляется умение соответствующим образом мобилизовать полученные знания, умения и опыт в определенной ситуации, предоставляющей такую возможность.
Таким образом, определяя ключевые компетенции можно выделить их общие характеристики, которые
- позволяют решать сложные неалгоритмические задачи;
- полифункциональный, т.е. позволяют решать разные задачи из одного поля;
- переносимы на разные области деятельности;
- требуют сложной организованности, т.е. включения интеллектуальных, эмоциональных качеств;
- сложно устроены и для реализации требуют целого набора таких навыков, как навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и т.д.;
- реализуются на разных уровнях: от элементарного до глубокого.
К основным ориентирам, определяющим как развитие компетенций учащихся, так и их и качество достигнутых результатов школьного образования относятся:
- педагогические условия, способствующие развитию у школьника умений применять знания в учебной или жизненной ситуации;
- учет особенностей психического, физического и личностного развития ребенка;
- оценивание достигнутых ожидаемых результатов при организации учебно-воспитательного процесса.
Формирования социальных и коммуникативных компетенций реализуются через применение соответствующих методов и технологий обучения. К ним можно отнести проблемное обучение, технологию сотрудничества, критического мышления, КСО и т.д. Парная и групповая формы работы на уроках позволяют формировать такие способности, как ответственность, сотрудничество, взаимопонимания, принятие решений и т.д. На школьной ступени программирование коммуникативной ситуации включает ожидание результативности, при этом идет опора на общую социально-коммуникативную эрудицию, на знание традиций, культуры речи и языка своего народа. Формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся предполагает совершенствование умения выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения, развития всех видов речевой деятельности- говорения, слушания, письма, чтения, а также всех умений и навыков, лежащих в их основе.
В процессе обучения и воспитания и применения методик и технологий можно выделить следующие задачи: создание условий для развития и самореализации учащихся; усвоение продуктивных знаний и умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
При работе классным руководителем система моей работы опирается на комплексную программу воспитания. Учитывая компетентностный подход, индивидуально-психологические особенности себя и учащихся я составляю программу воспитательной работы класса. Для того чтобы эта программа успешно реализовалась в действии учитель должен быть готов теоретически. Для меня настольной книгой является книга Крашененниковой А. «Шаг на встречу», который помогает мне рассматривать воспитание через призму субъект - субъектных отношений. Полученные знания мне помогают раскрывать в детях коммуникативные и социальные компетентности для того, чтобы он был готов к реальной действительности. Главной фигурой моей системы работы является ученик, а играю роль наставника, советчика, помощника.
Такой подход к системе воспитания предполагает увидеть уникальность, индивидуальность каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.Н. Болукова, Н.В. Гроголь Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования. // материалы Международной научно-практической конференции 2008 г.
2. Г. З. Байжасарова, Б.У. Салыхова Подходы к определению ключевых компетенций на уровне образовательных областей: казахстанский опыт.// Материалы Центрально-азиатской научно-практической конференции 2006 г.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: shaxmat (2014-02-02) | Автор: Адильгазинова Марина Зайнуллиновна E
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru