Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Тема «Разноуровневый подход в личностно-ориентированном обучении активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся» В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности студента, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств: Во-первых, динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего студенту стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, современные учащиеся прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Личностно-ориентированная модель – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин: В центре образовательного процесса находится учащийся как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Возрастает роль и значение благоприятной, комфортной для студента образовательной среды, где видна его индивидуальность. Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает учитель с учетом развития каждого ученика. Современные дети ждут новых форм знакомства с материалом, где могла бы проявиться их самостоятельность и деятельностный характер мышления. Эпизодическое использование творческих заданий не принесет желаемого результата. Познавательные задания включают всю систему познавательных действий, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением и кончая операциями творческого мышления. Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Уровневые задания с успехом могут быть использованы: При изучении нового материала При контроле за усвоением знаний, умений и навыков При проверке знаний. Все задания разделены на три группы, соответствующие трем уровням сложности, что обусловлено основными этапами усвоения знаний. 1 уровень – базовый (оценка «3-4») Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая преподавателем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: Если это тема «Алгоритм и его свойства» вставить или внести недостающие блок-схемы, свойства алгоритма (обязательная черта пример жизненной ситуации). 2 уровень (оценка «4-5») Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия. 3 уровень (оценка «5») Цель: творческое использование знаний. Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне. Алгоритм применения заданий. Преподаватель составляет задания, соответствующие всем уровням усвоения знаний. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты: При составлении заданий преподаватель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть доведено усвоение учебного материала, при этом учитываются возрастные особенности учеников. Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха. В ходе проверки раскрываются возможности и способности каждого учащегося, что создает условия для перехода на более высокий уровень усвоения знаний. Анализ работ позволяет преподавателю сделать вывод не только об уровне, но и динамике усвоения знаний и личностном развитии отдельных учащихся. Применение уровневых заданий позволяет существенно повысить качество знаний. Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями. Инструкция: Выполните одно задание по выбору (из 3). Инструкция: Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3. Групповая форма работы (формирование группы): Ребята, сегодня мы работаем в группах, вы можете сами определиться, в какой группе будете работать: Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему (материал изучаемой темы), то можете поработать в первой группе; Если вы усвоили основные понятия и стремитесь закрепить их при решении практических задач, выбирайте вторую группу; Если вы уверенно чувствуете себя в теме, хорошо усвоили всю тему в целом и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу. Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что: овладение уровневым подходом дает возможность преподавателю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. учет индивидуальных особенностей студентов позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения. применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся. такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет приносить хорошие результаты. | |
Просмотров: 1063 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|