Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ в решении проблем качественного образования, ориентированного на резуль
Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы как способ в решении проблем качественного образования, ориентированного на результат
Сазонова Н.А.
Мартукская средняя школа № 1 Актюбинская область, Мартукский район п. Мартук Казахстан


Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс

Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире ставит перед людьми серьезные задачи. В мудрых словах предков отмечалось, «мы всегда преклоняемся перед прошлым, но стремимся к будущему». Сегодняшняя молодежь – это будущий мир.
Мир шагнул в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем перед учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Всё это обеспечивает диалоговое обучение как один из основных способов введения нового знания, который используется мною на уроках. В основе взаимодействия с классом на занятиях является сотрудничество: диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Обучившись на курсах по Кембриджской Программе я узнала о базовом материале, который дифферинцирован на семь модулей.
Модули Программы:
1.Новые подходы в преподавании и обучении
2.Обучение критическому мышлению
3.Оценивание для обучения и оценивание обучения
4. Использование ИКТ в преподавании и обучении
5.Обучение талантливых и одаренных учеников
6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
7.Управление и лидерство
«Основная задача Программы - помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.
Чтобы улучшить качество образования на уроках русского языка, я особое внимание уделила модулю «Новые подходы в преподавании и обучении» и остановилась на «Обучении через диалог», которое помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление» [Руководство для учителя, с117]. Обучение через диалог или учебный диалог – это своеобразная форма общения. Если в традиционной школе на уроках говорил больше учитель, то теперь основываясь на теорию по Кембриджской Программе монолог учителя изживает себя. Изменились приоритеты образования и теперь современный школьник не только должен иметь необходимые знания – умения - навыки, но и уметь их добывать самостоятельно. Он должен научиться организовать собственную учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно измениться: на смену монологу приходит диалог.
Результаты, научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию [Руководство для учителя стр 144].
Будучи учителем русского языка, я осознаю важность диалога на уроках. Без диалога нельзя представить себе урок. Уже с начала урока идет диалог между учителем и учениками. Психологи уже давно пришли к выводу, что самая большая ценность в мире – это человеческое общение и иногда, чтобы вылечить больного, не нужно лекарств – достаточно лишь подобрать общество или слово. Сила слов, точность слов, их убедительность – основа хорошего урока. Урок нужно построить так, чтобы диалоговое обучение длилось от начала до конца урока. Возрастающее количество современных исследований подтверждает,что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию [Руководство для учителя, стр 156]. Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и находить пути их решения.
Диалог наблюдается уже в начале урока, для его хорошей организации, я проводила тренинговые упражнения, чтобы сделать плавный переход от одного вида деятельности к другому, а также, добиться лучшего взаимопонимания при общении. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения. Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, я на своих уроках при использовании методов диалогического обучения пыталась сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения, идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. [Руководство для учителя, стр.145]
«Обучение через диалог» нужно внедрять и прослеживать на каждом уроке, чтобы добиться хороших результатов.
Работая над данными методами по диалоговому обучению на уроке, я увидела результативность, потому что дети работают самостоятельно, затем оживленно обсуждают в группе, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение. Уникальность новой методики в том, что ученики на уроках делятся своими идеями, сравнивают знания, могут свободно общаться.
Я стараюсь построить уроки таким образом, чтобы ученики размышляли вслух, выдвигали идеи, рассуждали и обосновывали свою точку зрения. Из трех видов беседы, по Мерсеру, я отдала предпочтение исследовательскому типу беседы, при которой ученики решали общую проблему, задавали друг другу вопросы, обосновывали свои мысли и утверждения, отстаивали свои позиции.
Конечно, без труда учение не будет продуктивным. Иногда не все учащиеся принимают участие в уроке, отстают от других. К таким ученикам нужен особый подход. В этом мне помогают другие ученики. Они стараются привлечь их к работе в группах, например, что-нибудь раскрасить на постере, найти нужные слова в учебнике и словарях. В процессе работы я старалась часто обращать внимание на таких учеников, хвалить, поощрять, одобрять их. Этим я не изменила их в глубине души, но может быть пробудила интерес к обучению.
Хочу отметить, что будучи на практике во время курсов и внедряя раздел «Обучение через диалог» модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» это оправдало ожидаемые результаты. К концу практики я заметила, что учащиеся внимательнее читают теоретический материал, выискивая интересное и акцентируя внимание на самом важном. И ответы учащихся стали развернутыми и аргументированными. Повысилась степень понимания материала. Они научились рассуждать, творчески мыслить, приобрели уверенность в своих силах и способностях.
Как учитель русского языка и литературы на своих уроках я всегда ставлю цель: увидеть, разглядеть, не оставить без внимания все самое лучшее, тем самым стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, поэтому диалогическое обучение мне в этом очень помогает.
Я думаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся. В результате такого обучения, учащиеся старались высказать свои мнения, у них обогащался словарный запас, расширялся кругозор, поменялся взгляд и отношение к предмету. На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах. Такой подход в обучении во многом изменил и мои взгляды на ведение урока, составление вопросов, а самое главное, я научилась выслушивать мнение учеников, не перебивая их. Я думаю, что на этом не остановлюсь, а буду изучать новые стороны диалогического обучения.
Использованная литература:
1.Абакумова ИВ. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 2003
2.Выготский Л.С. Мышление и речь М.: Педагогика, 1982
3.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Курсы повышения квалификации по Программе Кембриджского Университета. www.cpm.kz,2012.


Источник: http://yadi.sk/d/GYqZalFOMT8d9
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Natali1980 (2014-04-14) | Автор: Наталья Сазонова E
Просмотров: 4697 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru