Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Доклад на педагогический совет Состояние психического здоровья школьников Дата: 06.01.2014 г. Подготовила: педагог-психолог Огнева Т.В. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): • Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Сегодня оградить детей и подростков от стрессов практически невозможно. Интернет-зависимость, игромания, просмотр на экранах фильмов остросюжетного жанра наносят мощный удар по неустоявшейся психике ребенка. Впрочем, и в обычной школе стрессов не меньше: сегодня ученик вместо положенных 5-6 занимается на уроках 7-8 часов. Дома его тоже ждут уроки, репетиторы. И как следствие - нервные расстройства и низкая успеваемость. И начинает страдать психическое здоровье ребенка. Психическое здоровье является важнейшей составляющей высокого качества жизни, позволяющие людям считать свою жизнь полноценной и значимой и являться активными и созидательными членами общества. Критерии психического здоровья 1. Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту). 2. Отсутствие заболеваний. 3. Отсутствие вредных привычек 4. Положительное эмоциональное состояние (настроение) 5. Органы чувств функционирую нормально 6. Преобладают положительные и связанные образы мысли. Довольно часто приходится сталкиваться со школьниками имеющими так называемые пограничные состояния, главным образом неврозы и невротические реакции с некоторыми функциональными отклонениями. Ситуации, предполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников. 1. Неспособность справиться с учебной нагрузкой. 2. Враждебное отношение педагога. 3. Смена школьного коллектива. 4. Неприятие детским коллективом. 5. Чрезмерная умственная нагрузка (длительно травмирующая ситуация). 6. Вербальный принцип построения учебного процесса 7. Поза во время учебного процесса 8. Несовершенные методики преподавания Школьники как правило, предъявляют следующие виды жалоб: 1. Усталость. 2. Сонливость в дневные часы. 3. Пассивность на уроках, во время игр. 4. Отказ от умственного напряжения. 5. Нестойкость интересов. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в: * головных болях * слабости * снижении аппетита * нарушении сна * ухудшении памяти * рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям. ! Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой школьников. Здоровье – это полное благополучие физического, психологического и социального состояния человека. Но многие родители ошибочно считают, что если ребенок здоров физически, этого достаточно. Психическое здоровье, как и биологическое, не является постоянным и может изменяться под влиянием разных воздействий. Нормой в психическом здоровье школьника является соответствие развития полу и возрасту. Школьник должен развиваться гармонично, без ущерба для других способностей. Самым важным показателем психики является умственная работоспособность. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении. Так же, психическое здоровье школьника можно распознать по положительному эмоциональному состоянию ребенка и эмоциональных реакциях на различные воздействия. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, но заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер. Как создать условия для становления психологически здоровой личности? * просьба вместо требования и приказа; * убеждение вместо агрессивного словесного воздействия; * организация вместо жесткой дисциплины; * компромисс вместо конфронтации; * доброжелательное прикосновение; * подбадривание; * снятие напряженного состояния; * защита и др. Учителям и родителям следует формировать у ребенка * хорошую самооценку * способность противостоять трудностям * учить уверенности в себе Родителям необходимо * всячески поддерживать школьника * доверять его мнению * уважать его * не сравнивать с другими * не ругать Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье. Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе: * создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности); * учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.); * допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд; * рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке; * поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой! * обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий; в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование; в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой; * рациональное использование поощрений и наказаний; * оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни. Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой). | |
Просмотров: 2000 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|