Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Методы и формы работы мастера производственного обучения
Методы и формы работы мастера производственного обучения
Профессионально-технические лицеи с 2013 года называются колледжами, но суть учебного заведения не изменилась - там по-прежнему подготавливают квалифицированные рабочие кадры в основном на базе неполной средней школы. Процесс обучения в колледже требует от преподавателей и мастеров производственного обучения соблюдения в своей педагогической деятельности следующих положений, правил, названных дидактическими принципами:
- воспитывающий характер обучения;
- наглядность обучения;
- систематичность и последовательность обучения;
- активность и сознательность учащихся в обучении;
- доступность обучения;
- обучение на производительном труде;
- прочность знаний, умений и навыков.
Все эти принципы связаны между собой, и на их основе проводится процесс обучения учащихся. Процесс теоретического обучения идет параллельно с обучением практическим навыкам в учебных мастерских. На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера вооружают учащихся знаниями. Обучая, давая новые знания, формируя умения и навыки учащихся, мастера п/о в то же время их воспитывают. Результатом воспитывающего влияния должно быть упорное стремление учащихся к хорошим и отличным результатам в учебе и труде, к честности и правдивости, инициатива и настойчивость.
Для каждой специальности, которой обучают в колледже, мастерами производственного обучения разработан УМК (учебно-методический комплекс). Обучение ведется в строгой последовательности, согласно перечню. Преподаватели дают на своих уроках теорию, а мастера закрепляют с учащимися полученные знания в учебной мастерской (практически), т.е. используется метод наглядности, что позволяет учащимся лучше освоить новую тему. Каждая новая тема вытекает из предыдущей. Преподаватели и мастера п/о, объясняя новую тему всегда проводят межпредметную связь и связь с жизнью. Главной задачей для мастеров п/о является доступность преподаваемого материала, для того, чтобы у учащихся не пропал интерес к уроку. Материал, изложенный доступно и просто, повышает интерес учащихся, придает им уверенность в себе. Учитывая то, что ребята в группе с разным уровнем подготовки, мастера п/о дают на уроках производственного обучения разноуровневые задания, стараются найти индивидуальный подход к каждому учащемуся. В своей работе мастера и преподаватели ставят перед собой триединую цель: воспитательную, развивающую и образовательную.
Конечная цель мастера производственного обучения - выпуск квалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Оттого насколько эффективна методика проведения уроков мастером п/о и зависит, добьется ли он своей цели.

Производственное обучение – важная часть в процессе подготовки конкурентоспособных квалифицированных рабочих, на который отводится значительная часть общего учебного времени.
На уроках производственного обучения мастер п/о стремится к тому, чтобы учащиеся прочно усвоили системы знаний, умений и навыков, сформировали умения применять их в жизни, развивает у учащихся умение самостоятельного мышления, наблюдательности, овладение культурой умственного и физического труда, прививает любовь к выбранной профессии.
Основная задача производственного обучения учащихся в колледже – научить их планировать, подготавливать, осуществлять, контролировать и обслуживать характерный для их профессии производственный процесс.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах с применением различных методов обучения.
Формы обучения – это способы построения учебного процесса, которые определяют характер учебно-производственной деятельности учащихся, структуру занятий под руководством мастера п/о.
Основной формой организации процесса производственного обучения учащихся в учебных мастерских является урок.
При урочной форме организации обучения, которая, прежде всего, характеризуется руководящей ролью мастера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания.
Уроку производственного обучения содержит четкие цели и содержание, а также организационные структуры.
Тему урока мастер производственного обучения берёт из перечня УМК.
Цели урока разделяются на обучающую, воспитательную и развивающую.
В Рудненском горно-технологическом колледже, в котором я работаю мастером производственного обучения, созданы все условия для подготовки квалифицированных рабочих, которые будут востребованы на рынке труда.
Колледж подготавливает специалистов по следующим специальностям: токарь, проходчик, мастер отделочных работ, электромонтер, электрослесарь, слесарь-ремонтник, машинист электровоза, повар, слесарь по ремонту автомобилей, обогатитель полезных ископаемых.
В состав учебно-производственного комплекса входят специализированные мастерские: слесарная, токарная, электромонтажная, общестроительных работ, лаборатория практических занятий профессии «слесарь по ремонту автомобилей»; лаборатория для подготовки поваров; учебный класс для машинистов электровоза. В основе формирования мастерских и лабораторий положен принцип специализации и потребности в подготовке специалистов для производственной сферы. Каждая мастерская и лаборатория имеет оснащение в соответствии с ее профилем и назначением, а также в объеме, достаточном для проведения учебных занятий: приборы, модели, макеты, специализированное оборудование, плоскостные пособия, стенды, в наличии металлические изделия, материалы для изготовления учебных изделий.
Профессиональное обучение в учебных мастерских проводится для получения первичных профессиональных умений и навыков. Для того, чтобы добиться подлинного профессионального мастерства предусматривается разнообразие методов ведения уроков производственного обучения, оптимальное их сочетание.
Эффективность обучения учащихся в учебных мастерских зависит от создания в них комфортных учебно-производственных условий:
– материально-технические: достаточная площадь; исправное состояние оборудования, инструментов, средств индивидуальной защиты; своевременное обеспечение необходимыми материалами; соответствие требованиям безопасности труда и пожарной безопасности;
– санитарно-гигиенические: достаточное естественное и искусственное
освещение; оптимальный температурный режим, исправная работа вентиляции; минимально допустимый уровень запыленности, шума; наличие в каждой мастерской средств для оказания первой медицинской помощи;
– эстетические: цветовая гамма окраски помещения и оборудования
в соответствии с требованиями дизайна; озеленение.
–технико-педагогические: взаимосвязь учебных мастерских при выполнении учебно-производственных работ (заказов).
В учебной мастерской оборудуется рабочее место мастера производственного обучения, от рациональной организации и оснащения которого необходимыми средствами обучения во многом зависит качество его педагогической деятельности. Рабочее место мастера должно быть удобно, для того, чтобы обеспечить скорость и эффективность выполнения мастером его функций по управлению учебно-производственным процессом.
В нашем колледже производственное обучение для учащихся 1 курса начинается с экскурсии на производство - подразделения АО ССГПО, которое уже много лет является нашим социальным партнером. Производственные экскурсии организуются мастером производственного обучения и инструктором по работе с молодежью того подразделения, куда планируется везти учащихся. Такие экскурсии имеют наибольшее значение: они позволяют учащимся сформировать четкое представление о профессии, помогают представить общую схему производства и свое место в нем, оставляют у учащихся яркие впечатления.
Одним из важнейших компонентов уроков производственного обучения являются методы обучения.
Методы производственного обучения – это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими навыками, знаниями и умениями, формируются основы их профессионального мастерства, воспитываются убеждения, взгляды, отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Методы производственного обучения подразделяются на:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Эффективно применять на уроках производственного обучения сразу все методы, так как человек способен запоминать:

10% из того, что прочитал

20% из того, что услышал

30% из того, что увидел

50% из того, что услышал и увидел

70% из того, что сам говорит

90% из того, что сам делает.

Следовательно, положительный результат на уроках производственного обучения быстрее и эффективнее можно достичь, лишь используя в комплексе все методы обучения.

Калашникова Галина Александровна, мастер производственного обучения
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Галиника (2014-06-09) | Автор: Калашникова Галина E
Просмотров: 2675 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru