Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Адаптация- главный аспект сохранения контингента студентов в колледже
Адаптация- главный аспект
сохранения контингента студентов в колледже.
мастер п/о Бикенова А.К.(1слайд)

Айтылмыш мақалда қазіргі көкейтесті мәселе қарастырылады. Жастардың бейімделуі студенттік өмірге – қиын және көпқырлы үдеріс, әлеуметтік және биологиялық резервтің белгілі бір нысанаға келмеген бойға сұраныс тудырады. Осы мәселенің шешімі студенттің аударымен бірінші курста аулақтау қояды, әдет- тәртіпке және еңбекке баулау.
В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа. Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработать привычку к дисциплине и труду.
Темиртау. Темиртауский технический колледж

«Мы не учим их;
мы создаем условия, в которых они учатся»
/С. Паперт/(2слайд)
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. (3слайд)
Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов:(4слайд)
- индивидуально-психологические особенности человека,
- его личностные, деловые и поведенческие качества,
- академическая активность,
- состояние здоровья,
- социальное окружение,
- статус семьи и т. д.
Особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни: новое учебное заведение, новый коллектив сверстников и преподавателей. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения.
По моим наблюдениям, сложности в обучении первокурсников начинаются во II семестре, так как первые полгода ребята еще не вполне осознают произошедшие изменения в своей жизни. Первый стресс связан с новыми условиями обучения, с отсутствием осенних каникул. Второй стресс обрушивается на них во время первой аттестации. Появляются первые задолженности. Снижается успеваемость.
Специфика процесса обучения в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации которое порождает отрицательный эффект, называемый барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и "отсев" по результатам сессий.
Огромную роль в адаптации играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в колледже. Мастер группы контролирует успеваемость и посещаемость занятий, информирует родителей. Индивидуальный подход к каждому – это основной принцип работы наших мастеров. Они стараются найти общий язык с каждым, поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала, научить объективно оценивать свои знания и возможности.
Мастер группы прилагает немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов. Например, в группе я проводила психологический тренинг, на котором ребята посредством несложной иг-
ры смогли ближе познакомиться друг с другом, научились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. В тренинге принимает участие вся группа.
Основные принципы реализации адаптационного тренинга(5слайд)
1. Принцип самораскрытия (каждый студент имеет возможность выразить свои истинные мысли, чувства, переживания).
2. Принцип доброжелательности
Предполагает теплоту и дружеские взаимоотношения участников тренинга.
3. Принцип психокоррекционного эффекта.
Заключается в помощи студенту как личности, завышенной или заниженной самооценки, застенчивости в общении с большой аудиторией.
4. Принцип добровольной активности
Осуществляется не за счет давления и принуждения, а путем поощрения студентов.
5. Принцип индивидуального подхода
Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Таким образом, выявление трудностей, вступающих перед студентами на первом курсе в системе среднего профессионального образования, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость, качество знаний и сохранить контингент студентов и позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработать привычку к дисциплине и труду.
Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности:(6слайд)
-создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии;
-помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней;
-формирование положительного отношения к своей профессии;
-обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям.
Профессиональная адаптация в условиях колледжа является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, различны по происхождению. Но если студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение здесь будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений.
Я хочу закончить своё выступление 4 основными принципами образования в XXI веке, которые были определены в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО(7слайд)
1 Учиться жить вместе!
2 Учиться познавать!
3 Учиться делать!
4 Учиться быть

Список литературы:
1.Жарыкбаев К.Б. Психология-Алматы «Білім»1993
2.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.М., 2007
3.Безрукова В.С. Настольная книга педагога иследователя. Екатеринбург,2000.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Аккыз (2014-06-17) | Автор: Бикенова Аккыз Кусаиновна E
Просмотров: 2708 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru