Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Адаптация- главный аспект сохранения контингента студентов в колледже. мастер п/о Бикенова А.К.(1слайд) Айтылмыш мақалда қазіргі көкейтесті мәселе қарастырылады. Жастардың бейімделуі студенттік өмірге – қиын және көпқырлы үдеріс, әлеуметтік және биологиялық резервтің белгілі бір нысанаға келмеген бойға сұраныс тудырады. Осы мәселенің шешімі студенттің аударымен бірінші курста аулақтау қояды, әдет- тәртіпке және еңбекке баулау. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа. Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Решение этой проблемы позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработать привычку к дисциплине и труду. Темиртау. Темиртауский технический колледж «Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся» /С. Паперт/(2слайд) Актуальность проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса. (3слайд) Степень социальной адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов:(4слайд) - индивидуально-психологические особенности человека, - его личностные, деловые и поведенческие качества, - академическая активность, - состояние здоровья, - социальное окружение, - статус семьи и т. д. Особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни: новое учебное заведение, новый коллектив сверстников и преподавателей. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. По моим наблюдениям, сложности в обучении первокурсников начинаются во II семестре, так как первые полгода ребята еще не вполне осознают произошедшие изменения в своей жизни. Первый стресс связан с новыми условиями обучения, с отсутствием осенних каникул. Второй стресс обрушивается на них во время первой аттестации. Появляются первые задолженности. Снижается успеваемость. Специфика процесса обучения в колледже определяется различием в методах обучения и в его организации которое порождает отрицательный эффект, называемый барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и в колледже. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и "отсев" по результатам сессий. Огромную роль в адаптации играет психологическая поддержка. Доброжелательность, внимание способствуют сокращению сроков адаптации к содержанию и организации учебного процесса в колледже. Мастер группы контролирует успеваемость и посещаемость занятий, информирует родителей. Индивидуальный подход к каждому – это основной принцип работы наших мастеров. Они стараются найти общий язык с каждым, поговорить откровенно, дать совет или рекомендации, оказать помощь в самостоятельном изучении материала, научить объективно оценивать свои знания и возможности. Мастер группы прилагает немало усилий в создании благоприятного климата среди студентов. Например, в группе я проводила психологический тренинг, на котором ребята посредством несложной иг- ры смогли ближе познакомиться друг с другом, научились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше. В тренинге принимает участие вся группа. Основные принципы реализации адаптационного тренинга(5слайд) 1. Принцип самораскрытия (каждый студент имеет возможность выразить свои истинные мысли, чувства, переживания). 2. Принцип доброжелательности Предполагает теплоту и дружеские взаимоотношения участников тренинга. 3. Принцип психокоррекционного эффекта. Заключается в помощи студенту как личности, завышенной или заниженной самооценки, застенчивости в общении с большой аудиторией. 4. Принцип добровольной активности Осуществляется не за счет давления и принуждения, а путем поощрения студентов. 5. Принцип индивидуального подхода Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Таким образом, выявление трудностей, вступающих перед студентами на первом курсе в системе среднего профессионального образования, и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость, качество знаний и сохранить контингент студентов и позволит избежать отчисления студентов на первом курсе, выработать привычку к дисциплине и труду. Рекомендации, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов по специальности:(6слайд) -создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии; -помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней; -формирование положительного отношения к своей профессии; -обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям. Профессиональная адаптация в условиях колледжа является процессом формирования у студентов интереса к избранной профессии, стремление в совершенстве овладеть ею. Трудности, с которыми сталкиваются первокурсники, различны по происхождению. Но если студент твердо решил вопрос о выборе им профессии, осознал ее значение, ее положительные и отрицательные стороны, требования, которые она выдвигает, то обучение здесь будет целенаправленным и продуктивным, а адаптация будет осуществляться без особых затруднений. Я хочу закончить своё выступление 4 основными принципами образования в XXI веке, которые были определены в докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО(7слайд) 1 Учиться жить вместе! 2 Учиться познавать! 3 Учиться делать! 4 Учиться быть Список литературы: 1.Жарыкбаев К.Б. Психология-Алматы «Білім»1993 2.Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.М., 2007 3.Безрукова В.С. Настольная книга педагога иследователя. Екатеринбург,2000. | |
Просмотров: 2708 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|