Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современный этап социально-экономического развития Казахстана характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества: в экономике - это переход к рыночной экономике и соответствующим ей формам трудовой занятости населения и рынка труда, в целом; в политике - изменение роли государства, демократизация социального устройства и движение к гражданскому обществу; в социальной жизни — глобализация и либерализация общества, усиление его открытости и т.д. Существенным фактором перемен следует признать обусловленный вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию (Word Trade Organisation - WTO) переход от протекционистских торговых отношений на основе политических соображений к мировой торговле, опирающейся на конкурентоспособность. По мнению многих исследователей, эти изменения, темп которых в последние десятилетия стремительно нарастает, сегодня приобрели общецивилизационное значение: «...они непрерывны, постоянны; они стремительны и характеризуются тенденцией к ускорению; они касаются всей планеты и практически всех областей и условий деятельности и жизни человека и общества».
Соответственно, система отечественного образования, основные параметры которой определялись в прошлом веке на основе иного социально-экономического уклада, перестала отвечать современным реалиям и, тем более, в опережающем режиме предвосхищать их. На этот факт указывают многочисленные исследования, выполненные как российскими, так и зарубежными учеными, В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», составленном в 2003 г. по материалам исследований в 27 странах региона Европы и Центральной Азии (в том числе — России), указывается, что образовательные системы этих стран во многом по-прежнему ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов; они слабо реагируют на «сигналы» рынка труда; потребители образовательных услуг этих стран не требуют от государства качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании неэффективно.
Эффективность и качество базового (начального, среднего, высшего) профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия; уровню конкурентоспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда; показателям молодежной безработицы [1; 2; 3 и др.].
Как отмечается рядом исследователей, наблюдается существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к соискателям рабочих мест со стороны работодателей, и качеством подготовки выпускников профессиональной сферы образования [4; 5 и др.].
Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость, высокая инновационная динамика, предъявляет новые, неартикулированные ранее требования к соискателям рабочих мест. Среди них: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, деловым коммуникациям, кооперации (сотрудничеству), действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде, в условиях стрессогенных факторов и т.д. Следует отметить, что требования работодателей формулируются не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности («умения», «способность», «готовность»). Таким образом, речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования - о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.
Комтетентностно-ориентированное образование с середины 80-х годов начало широко распространяться во многих развитых странах мира. В различных своих модификациях оно прочно утвердилось в системах образования Австралии, Великобритании, Финляндии, Австрии, США, Канады, Нидерландов и т.д. Среди причин, побудивших правительства этих стран обратить внимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населения и молодежи, можно отметить следующие:
- «давление» работодателей, инициировавших социальный диалог по качеству профессионального образования и предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, как основные «заказчики» кадров;
- необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию средствами эффективной профессионализации;
- создание основы для нострификации (взаимопризнания) профессиональных сертификатов выпускников в рамках создания единого европейского образовательного пространства и т.д.
Высокий уровень компетентности рабочих и специалистов (главный ресурс социально-экономического развития в информационном обществе) рассматривается сегодня как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими. Этот факт отражается в политике практически всех развитых стран в формате целевых общенациональных программ (французская программа правительственных действий по развитию информационного общества PAGSI, норвежская программа «Реформа компетентности» и др.). Компетентностный подход реализован во многих странах на уровне национальных образовательных стандартов. Как отмечают исследователи, системы профессионального образования подавляющего большинства развитых стран при всем их культурно-национальном разнообразии и специфике экономического развития объединяют две общие долгосрочные тенденции:
1) переход к профессиональным стандартам, основанным на деятельностных результатах;
2) системное описание квалификаций в терминах профессиональных компетенций [6, с.12].
«Европейское измерение в образовании» как стратегия, разработанная в рамках Совета Европы, включает в себя направление «Ключевые компетенции для Европы». Например, в Великобритании введены квалификационные испытания для людей, получающих профессиональное образование всех уровней, по шести ключевым компетенциям, перечень которых определен правительством страны. Ключевые компетенции выступают предметом прямой оценки и сертификации (установления соответствия), т.е. присутствуют в обучении как образовательные результаты.
Опыт организации компетентностно-ориентированного образования в нашей стране на сегодняшний день исключительно фрагментарен и неотрефлексирован. Существуют отдельные практики реализации компетентностного подхода в рамках завершившихся и продолжающихся международных проектов, осуществляемых казахстанскими исследователями совместно с зарубежными экспертами (проекты ДЕЛФИ-1 и ДЕЛФИ-2 «Развитие образовательных связей и инициатив в профессиональном образовании и обучении» программы Тасис; несколько проектов Британского Совета, связанных с модульно-компетентностным подходом в довузовском профессиональном образовании и др.).
Компетентностный подход в профессиональном образовании фиксирует новую (компетентностную) модель образования - такую систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, в которой основным образовательным результатом выступают профессиональная компетентность и составляющие ее, специальные профессиональные и ключевые компетенции выпускников. Комтетентностно-ориентированное образование представляет собой реализованную в практике компетентностную модель образования. Профессиональная компетентность личности - это готовность мобилизовать персональные ресурсы (организованные в систему знания, умения, способности и личностные качества), необходимые для эффективного решения профессиональных задач в типовых и нестандартных ситуациях, включая ценностное отношение к ним. Ключевые компетенции как интегрированный результат образования представляют собой способности человека к эффективному решению класса профессиональных задач, инвариантных относительно профессии или специальности.
Перечень и покомпонентный состав ключевых компетенций, выявленные на основе изучения требований работодателей и других заказчиков профессионального образования к его качеству, включает в себя шесть ключевых компетенций:
 информационную,
 социально-коммуникативную,
 компетенцию в решении проблем,
 способность к эффективному поведению на рынке труда,
 предпринимательскую компетенцию и
 способность к профессиональному росту и самообразованию.
Для первых трех ключевых компетенций необходимым и достаточным условием их формирования выступают релевантные педагогические технологии (метод проектов, «портфолио», «case-study» и др.), три последние требуют, кроме этого, освоения дополнительного содержания образования в виде спецкурсов.
Технология проектирования ключевых компетенций как образовательного результата системы профессионального образования структурируется как последовательная реализация шести этапов:
1) определение перечня ключевых компетенций;
2) выбор одной из трех стратегий «включения» ключевых компетенций в образовательный процесс;
3) операционализация ключевых компетенций на совокупность умений;
4) распределение выделенных умений по учебным предметам;
5) отбор релевантных педагогических технологий;
6) проектирование диагностического инструментария для оценки ключевых 16 компетенций.
Экспериментально доказан статистически значимый факт формирования ключевых компетенций обучаемых как интегрированного результата компетентностно-ориентированного образования, проявляющийся в позитивной динамике развития таких личностных коррелятов как:
а) способность к самоуправлению личности (уровень значимости р >0,06);
б) направленность на взаимодействие, сотрудничество (р >0,01);
в) уровень самооценки личности (р >0,05).

Теоретические основы развития ключевых компетенций личности.

Анализ понятий «компетенция», «компетентность» в трудах отечественных и зарубежных ученых.
В настоящее время Казахстан переживает базисные изменения социально-экономической ситуации, суть которых в формировании рыночных отношений в экономике и либерализация социальной сферы. Важной составляющей перемен является вхождение Казахстана в современную информационную цивилизацию, когда объем информации, удваивается каждые три года, список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять место работы в среднем 3-5 раз в жизни. Фундаментальные академические знания в эпоху Интернет и электронных справочников перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание, какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
Как отмечают исследователи, «сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как это ни парадоксально звучит, знаниевое научение стало утрачивать смысл» [7, с.8].
Если знания сами по себе больше не ценность, то какой результат образования необходим личности и востребован обществом?
Идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования.

Список литература

1. Ключевые компетенции в системе оценки Великобритании. М. Холстед,
директор Кембриджского экзаменационного синдиката.
2. Попытка определения компетенции как образовательного результата. Голуб Г.Б.,
к.и.н., руководитель РСК Самарского регионального проекта Мегапроекта «Развитие
образования в России».
3. Ключевые компетенции как образовательный результат: теоретический подход.
Б.Д. Эльконин, доцент психол.н., профессор, зав. лаб. «Теоретических и
экспериментальных проблем психологии развития».
4. Токарева А.И., «Компетентностно-ориентированное образование в современном мире».
5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
243 с.
6. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. М., 1984. 452 с.
7. Парадигма актуального образования, 2007 (Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, В.А. Прудникова)
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Analee (2014-07-17) | Автор: Бондаренко Наталья Юрьевна E
Просмотров: 1345 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru