Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Павлодарский технологический колледж, преподаватель социально-экономических дисциплин, Байтлесова Динара Темирбаевна. Название: Выработка у обучающихся способностей к самообразованию и самореализации, саморазвитию, навыков критического мышления. В современном быстро меняющемся мире человеку многому нужно научиться, не хватает лишь одного - времени, чтобы это сделать. Сегодня, казахстанская система образования функционирует под девизом «Образование не на всю жизнь, а образование через всю жизнь». Когда новые знания устаревают буквально за одну ночь, люди должны всю жизнь оставаться учениками, способными усваивать огромный потоки поступающей информации. Поэтому многие педагоги стараются не фокусировать внимание учеников на усвоение отдельных не связанных фактов и принципов, а помогают им научиться, самостоятельно производить отбор информации и критический её осмысливать. В настоящее время главной задачей системы образования является формирование личности не только знающей, но и умеющей, способной применять свои знания на практике, принимать решения в нестандартных ситуациях; личности стремящейся к самообразованию, саморазвитию, самореализации и самоопределению. Учащиеся должны не просто овладевать определёнными знаниями и умениями, а должны уметь самостоятельно добывать, анализировать и применять приобретённые знания и навыки в жизни. Основная задача учеников — это учиться мыслить критический. То есть ученики должны уметь воспринимать новые сведения и рассматривать их вздумчиво и критически. Они должны уметь изучать информацию и идеи, независимо мыслить так, чтобы эти сведения били полезны. Они должны уметь исследовать новые идеи с различных точек зрения, и судить о достоверности и полезности, определять общую ценность идей, основываясь на их собственных нуждах и целях. Среди образовательных технологий — технология критического мышления в наибольшей степени способствует решению этой задачи. Эта технология формирует умение мыслить в специально организованных учебных ситуациях, выявляет логические ошибки критической оценки явлений, поведения, особенно часто это применимо на уроках общественных дисциплин. Технология формирования критического мышления руководствуется принципами построения, которые основаны на специфических видах мыслительной деятельности: информационной насыщенности материала для использования аргументов; социальной обусловленности предмета осмысления; коммуникативности в процессе осмысления проблемы и её обсуждения; проблемности содержания материала; мотивации и потребности в знаниях; научности, достоверности и доступности информации Для эффективности учебного процесса важно создать среду для критического мышления. Во-первых, надо разрешить ученикам размышлять; во-вторых, должна быть возможность высказывать разнообразные идеи и мнения; в-третьих, необходимо поощрять активное участие учеников в учебном процессе; в-четвёртых, нужно создать атмосферу, где уважают мнения каждого учащегося; в-пятых, ценить критическое мышление. Актуальность обращения к проблеме саморазвития учащееся молодёжи обусловлены рядом исследований, которые показывают, что в современном обществе сфера знаний выступает осью, вокруг которой организуется новая технология. Саморазвитие обучаемых — длительный процесс. Поэтому система работы по активизации познавательной деятельности должна строиться с учётом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развитие творческих, познавательных способностей. Используемые приёмы и методы активизации познавательной деятельности должны предусматривать не только развитие обучаемых, но и одновременное формирование у них мотивов обучения. При положительном ( познавательном, осознанном, инициативном) отношении обучаемых к учению их мотивации характеризуется переопределением и доопределением задач преподавателя; постановкой новых целей и рождением на этой основе новых мотивов; осмысления соотношения своих мотивов и целей. Познавательная деятельность включает в этом случае не только воспроизведение по образцам задач и способов действий, но и возникновение самостоятельно поставленных целей, а также выполнение действий по собственной инициативе. Как и все психические свойства личности познавательный интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Он выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого. Технология критического мышления предполагает наличие трёх стадий ( вызов, осмысление, рефлексия) в каждой подструктуре образовательного процесса. Соразмерность этих стадий может быть разной. Реализацию технологии критического мышления обеспечивают следующие подходы. На первом этапе при организации мотивации учебной деятельности студентов в качестве побудителей познавательной деятельности пользуются: ассоциации с ключевыми словами текста; фотографии, картинки; односюжетные видеофильмы и другие мультимедийные источники. На этапе осмысливается и конкретизируется тема занятий. На втором этапе предъявляются учебные научно-популярные тексты, несвязанные друг с другом тематический. По заголовкам текстов студенты предполагают, какой текст поможет им расширить знания по теме. После выбора текста студенты читают его в малых группах с целью понимания основного содержания прочитанного. На третьем этапе организуется работа над грамматическим материалом текста и работа по углубленному пониманию содержания. На четвёртом этапе возможны задания творческого характера. Студенты должны продемонстрировать умения владения языковым и речевым материалом темы и умения обрабатывают материалы текста ( например, сформулировать тему сообщения, осмыслить цель и адресат сообщения, продумать его смысловое содержание, языковые и художественные средства эмоционального воздействия на читателя). На заключительном этапе преподаватель организует рефлексию, переходящую во внутреннюю самооценку. Д Деятельность преподавателя на занятии по технологии критического мышления характеризуется поощрением за ответ, активностью, созданием доброжелательной обстановки, разнообразием каналов передачи информации. Деятельность студентов характеризуется умениями работать в группе, а также умениями вести диалог, степенью вовлечённости в занятие. Алгоритм организации учебной деятельности Организация мотивации через совокупность побудителей познательной потребности Предъявление учебной ситуации через учебные задания и тексты Организация учебных действий через структуризацию учебных заданий проявление контрольных действий преподавателя через инициацию оппозиционных действий в группе Организация рефлексии, переходящей во внутреннюю самооценку Деятельностное проявление алгоритма Предъявление проблем Выделение основных положений учебного материала Рубрикация основных положений и заданий к ним Проблематизация выявленной и предъявленной информации Иннициация обобщающих выводов Использование технологии критического мышления особенно актуально в преподавании общественных дисциплин. Учащиеся учатся анализировать, делать самостоятельные выводы, задавать «умные» вопросы и творчески на них отвечать. Стратегии критического мышления способствуют формированию систематизированных знаний об окружающем мире, обществе и человеке, истории и природе. Для внедрения критического мышления в практику, учителю необходимо создать следующие условия: • обеспечит на уроке время для проверки критического мышления; • разрешать размышлять; • принимать разнообразные идеи и мнения; • обеспечивать различные режимы работы для активного участия в учебно-познавательном процессе каждого; • гарантировать учащимся рискованную атмосферу без насмешек; • выражать веру в способности каждого ученика принимать критические решения; • поощрять жестом, улыбкой, взглядом, не выделяя одного учащегося. При использовании стратегии критического мышления, необходимо использовать следующие права и обязанности учащегося. Права: • самостоятельно мыслить; • спор с учителем; • оспорить общепринятую точку зрения; • дифференциация в обучении; • право на работу в обучении; • пользоваться информационным полем; • • обращаться за помощью к группе; • высказывать идеи и иметь позиции, не похожие на других; • ошибаться, не быть за это осмеянным. Обязанности: • пополнять объем знаний; • систематически посещать занятия; • стремиться к положительной оценке; • быть активным на уроке; • быть подготовленным к уроку; • аргументировано отстаивать свою точку зрения; • слушать и ценить мнения других учащихся; • не подвергать критике личность говорящего; • н осмеивать то, о чем говорят. Благодаря критическому мышлению, стратегиям и системе, используемым в работе, очевидны следующие результаты: • психологическая обстановка на уроке меняется, преобладает более демократичная форма общения между учителем и учащимся, наличие открытого коллективного сотрудничества; • применяемые в работе стратегии содействуют развитию способности учащихся мыслить критически, формировать собственное мнение, умению уважительно относиться к высказываниям других; • постоянное, в системе использования стратегий. Ускоряет процесс приобретения учащимися навыков различных видов письма устной речи (рефератов, докладов, экскурсий, выступлений на дебатах, дискуссиях и др.); • в группах учащиеся учатся работать вместе, уважая мнение других, отвечая за результаты общего дела; и важно, что от этого выигрывают все: даже пассивное участие в познавательных делах группы влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор; конечная цель, видимые результаты стимулируют творческую деятельность учащегося; • любая работа учащегося, что очень важно, получает обратную связь через аудиторию. На своих уроках я часто использую элементы технологии развития критического мышления, такие как: стратегия взаимного обучения, пятистишья, диаграмма Венна, кардиаграмма, цветограмма, ассоциации. Учащиеся учатся обсуждать вслух, подвергать информацию сомнению, высказывать своё мнение, принимать компромиссное решение, формируются навыки индивидуальной и коллективной работы, сотрудничества и культуры общения. Каковы преимущества методов развития критического мышления? 1)стратегия взаимного обучения позволяет учащимся побывать роли преподавателя, способствует развитию у них ответственности за качественное усвоение знаний. То есть, то того, на сколько он хорошо усвоит материал и донесёт его до другого, будет зависеть оценка знаний всей группы; 2)составление пятистиший позволяет кратко, лаконично изложить главный смысл или собственную позицию. Например по теме « Коллективизация в Казахстане» можно составить следующее пятистишье: - Коллективизация; - Сплошная, насильственная; - Объединяет, ликвидирует, наказывает; - Завершился процесс оседания казахов; - Обобществление. 3)Составление диаграммы Венна способствует развитию у учащихся таких аналитических умений, как: выделение главного, установление связей, сравнение, обобщение. Представляет собой два пересекающихся круга. К примеру, по теме « Национально-освободительное движение в первой половине 19 века» диаграмма Венна будет выглядит так: 4) Диаграмма Венна Восстание И.Тайманова и М.Утемисова. -охватило территорию Младшего жуза; - шло 2 года; - руководители были выходцами из народа; - носило антифеодальный характер. - антиколониальный характер; - участвовали все слои населения; - восстания были подавлены царскими карательными отрядами. Восстание К.Касымова. - охватило всю территорию Казахстана, все три жуза; - шло 10 лет; - К.Касымов был султаном (из Чингизидов); - направлено как против царской России, так и против среднеазиатских ханств. 4)многоуровневые вопросы: - буквальные вопросы, которые требуют только вспоминания фраз и ученик должны иметь кратковременные знания этих фраз; - вопросы, требующие изменения, требуют от отвечающего передать информацию в другой форме; - вопросы-интерпретации заставляют учащихся обнаружить связи между идеями, фактами; - вопросы на логику дают учащимся возможность решать проблемы или исследовать следующие проблемы логики или причины, встречающиеся во время чтения; - вопросы-синтез включают креативные решения проблемы, дают возможность оригинально мыслить; - оценочные вопросы заставляют учащихся принимать ответы о правильном или неправильном решении, согласно стандартам, который ученик определяет. 5) ассоциации позволяют думать свободно и открыто по теме. Ассоциации можно применять как в процессе повторения изученного материала, так и при изучения новой темы. Список используемой литературы: 1. «Методический вестник» №1 - 2008; 2. «Специалист» - 2008; 3. «Образование» №1 - 2006; 4. «Методический вестник» №2 — 2007; 5. «Специалист» №1 — 2008; 6. «Образование» №2 — 2006. | |
Просмотров: 1138 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|