Главная » Статьи » Профессиональное образование |
К. Джумабеков доцент, к. э. н., Школа прикладных наук Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова, г. Алматы ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КРЕАТИВНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ Сегодня мировые тренды характеризуются активным поиском новой модели образования, адекватной стремительному росту ценностей человечества и проблема качества образования является ключевой как для системы образования, так и для развития любого государства в целом. Качество образования сегодня определяет качество жизни, ибо экономическое и духовное развитие страны в значительной степени зависит именно от качества образования. Неуклонность цели Казахстана по вхождению в тридцатку наиболее конкурентоспособных стран мира, сегодня требует адекватного отношения к такому явлению, как современное качество образования. Социальных ценностей «высокой пробы» достигнут только те страны, в которых совместные усилия государства и общественных институтов приведут к формированию Нового образования. Прочие останутся в прошлом, даже если наладят выпуск хороших и умных вещей по чужим чертежам и на основе чужих открытий. Качество образования личности и личностные качества обучаемого Отличительным свойством образования является то, что его качество невозможно в полной мере измерить и оценить непосредственно в ходе самого процесса. Потенциал приобретенных знаний проявляется в практической деятельности специалиста и требует времени. Еще Д. И. Менделеев писал: “…высшие качества определяются не столько простым знанием прежней мудрости в данной специальности, сколько личным участием в дальнейшей разработке предметов наук, искусств и знаний”[12]. В этом и состоит одна из главных проблем обеспечения качества образования. Реалии современности таковы, что темпы развития технологии и самой социально-экономической жизни общества опережают темпы передачи адекватных с ними знаний, и в этих условиях практика использования традиционных методик обучения неизбежно приводит к отставанию от потребностей работодателей, социума и государства. Возникает настоятельная необходимость в изменении подходов к выбору содержания и методики (технологии) обучения, обеспечивая переход от современной, универсально-адаптивной парадигмы (ставящей перед собой задачу преимущественно передачи информации обучающимся) и покоящейся на триаде «знания, умения, навыки» - к новой парадигме креативно развивающего образования, реализующего триаду совершенно другого плана: «прогнозы, творчество, креативное решение». Достижение целей, предусмотренных в «Стратегии «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в решающей мере зависит от формирования качественного человеческого капитала, который сегодня составляет до 80% национального богатства в развитых странах и выступает мощным фактором национальной конкурентоспособности. Эффективное решение задач повышения конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики - и есть парадигма казахстанского образования. Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования стала Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования. Ориентация стратегии и приоритетов экономического развития в сторону человека, общественного интеллекта и, следовательно, в сторону образования привело к тому, что политика качества образования становится ядром политики качества вообще. В этих условиях инновационные образовательные технологии превращаются в важнейший стратегический фактор, при помощи которого можно формировать новые качества «человеческого капитала», повышать его креативный потенциал – готовить новые интеллектуально продуктивные поколения. Очевидным становится тот факт, что страны, уделяющие первостепенное внимание повышению интеллектуального потенциала своих «человеческих» ресурсов, подготовке их к инновационной деятельности, займут высшие ступени «общественной» лестницы. Стратегия инноваций на рынке образования Инновации – это разработка такой креативной парадигмы образования, которое будет востребовано на рынке работодателей завтра. Правильная стратегия инноваций – гарантия того, что вас не обгонят конкуренты и которая позволяет занять такую позицию на рынке, за которую с вами будет невыгодно бороться всем остальным. Им тогда не остаётся ничего, кроме как учиться у вас новаторству и стать вашими союзниками. Инновации — необходимый компонент любой бизнес - стратегии. Эту стратегию ввёл Майкл Портер в своей книге «Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» (2008)[21]. Его модель пяти сил проста. Смысл этого открытия состоит в том, что корпоративная стратегия должна учитывать возможности и угрозы, которые исходят извне. Портер выявил пять конкурентных сил, предопределяющих все, что происходит в любой отрасли и на любом рынке. Инновации — и есть ответы на эти угрозы. Система новых образовательных технологий не появится автоматически как следствие становления инновационной экономики. Наоборот, становление инновационной экономики невозможно без проектирования и сопряженного становления соответствующих обучающих технологий в системе образования. Образование и экономика во многом взаимно определяют друг друга. Форсайт - исследования в области развития мировой экономики показывают, что к 2050 году лидерами экономического развития станут 4 страны — Бразилия, Россия, Индия и Китай, динамику развития которых будут обеспечивать специалисты, родившиеся в период 1990 – 2020 годы. В этой связи в системе образования этих странах уже происходит переоценка форм, методов и содержания обучающих программ (образовательных технологий) и они нацеливаются на формирование у школьников и студентов более развитых способностей, знаний и компетенций на основе принципов опережающего образования. На этом фоне нельзя не признать живучесть прежних, устаревших тенденций в некоторых учебных заведениях, когда: лекции - монологи преподавателей как основной способ подачи информации устарели; система аудиторных занятий представляют собой жесткие программы и пассивные системы преподнесения знаний, преобладает явный консерватизм организационных форм учебного процесса, который не соответствует требованиям динамично развивающегося мира. В итоге такое образование представляется в виде одномерного процесса усвоения знаний, нарастают случаи снижения мотивации студентов быстрому и продуктивному личностному становлению будущего специалиста, способного к инновационно-креативным видам профессиональной деятельности. Креативность и новаторское мышление в сотворении будущего Основоположник современного менеджмента Питер Друкер утверждал, что лучший способ предсказать будущее — это создать его. В верности данного утверждения мы убеждаемся при анализе происходящих мегатенденций, будь то глобализация, информационные или нанотехнологии, аномальные климатические явления или финансово-экономический кризис. Осознание их — это кратчайший путь к инновациям. Новые тенденции создают новые потребности. Новые потребности инициируют новые проблемы, а значит, и возможности для инноваций, прежде всего – в области знаний, нацеленных на поиск, новаторство и креативное мышление. Острота постановки вопросов о развитии креативной личности в в условиях Казахстана вызвана, во-первых, социально - экономической динамикой в модернизации общества, активно интегрирующегося в мировые процессы и неизбежно выдвигающего необходимость разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений, во-вторых – такими мировыми процессами в образовании, когда способность творчески решать технологические задачи в самых разных отраслях с неполными данными и противоречивыми требованиями - всё шире выдвигается в качестве критерия к качеству специалиста со стороны работодателей, общества и государства. В Казахстане уже становится привычными запросы работодателей, когда в перечнях требований к кандидатам на самые разные должности – от руководителей представительств до менеджеров по продажам – все чаще встречаются креативность, творческое мышление. Креативность в повседневной жизни становиться все более востребованным качеством на рынке труда, входит в моду. Концепция креатив¬ности как универсальной познавательной творческой способности приобрела попу¬лярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда (Guilford J. P., 1967). Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам [22]. Дальнейшее развитие эта работа психологов Южнокалифорнийского университета получила в исследованиях Торренса (Torrance E. Р., 1964,1965). Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости [24]. Как раскрыть творчество через развитие креативности? Развитие креативных способностей у студентов технической специальности, обучающихся в экономическом вузе имеет определенное своеобразие. Процесс обучения в таких вузах, хотя и построен в строгом соответствии с национальными образовательными стандартами, практически не охватывает задачи, которые способствовали бы развитию креативного мышления, стимулировали бы мыслительные операции и привносили разнообразия характеристикам мышления. В дидактических принципах построения учебных и учебно-методических пособий и учебного процесса в основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. Студенты, даже имеющие определённый уровень необходимых знаний, критичности, гибкости и глубины мышления, не всегда способны решать нестандартные задачи и находить выходы из нетривиальных ситуаций, поскольку довлеющий здесь своего рода стереотип, по которому все задачи должны решаться с помощью предварительных известных схем, не позволяет предложить любое иное решение, выходящее за рамки данной схемы, ибо оно будет оценено как неверное. Между тем, для развития творческого мышления необходимо формирование и совершенствование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификация, планирование, абстрагирование, а также критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, вариативности мышления, воображения и обладание знаниями разного содержания. Развитие именно данных качеств позволяет студентам более легко осваивать дисциплины, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Решение творческих задач дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, эмпатию, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций. Менеджмент качества, который осваивают наши студенты указывает на необходимость сфокусироваться на по¬требителях. Однако часто оказывается, что им управляют внутренние ориентиры, которым они доверяет больше, тем не менее, их внимание требуется снова сосредоточить на рынке. В мире менеджмента качества за последние тридцать с лишним лет все усвоили, что надо делать все правильно и с первого раза. Однако если преподавателю не удается постоянно делать все пра¬вильно, а его образовательные технологии устаревают, тогда все усилия, потраченные на повышение качества образовательного процесса, — пустая трата времени. О мире инноваций ныне много различных суждений. Многие думают, что инновации — это результат внезапных головокружитель¬ных озарений каких-то личностей. Но если обратиться к истории, убеждаешься, что большинство новинок появилось не на пустом месте. Фундаментом для них послужили предшествующие наработки. Люди также полагают, что идеи рождаются в головах одиноких гени¬ев, но на самом деле большинство инноваций — плоды коллективного разума. Инновационные образовательные технологии. Проблемные лекции Проблемная лекция – лекция, опирающаяся на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая на занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаемых для её правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для его решения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения и применения новых знаний. Проблемная задача в отличие от проблемного вопроса содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска её решения. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: - усвоение студентами теоретических знаний; - развитие теоретического мышления; - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. На лекции проблемного характера студенты находятся в постоянном процессе «сомышления», «содействия» с преподавателем и в конечном итоге «соавторами» в решении проблемных задач. Применение на своих занятиях технологии «Проблемной лекции» приводит к значительным результатам: 1. Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются (обучающий эффект занятия), а также более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития, творческого мышления). 2. Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта (развивающий эффект занятия). 3. Восприятие знаний подобным способом повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность (эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности). 4. Освоенные таким образом знания являются собственным достоянием студентов, тем самым достигается воспитательный эффект занятия. Так, например, на проблемных лекциях по дисциплине «Системы менеджмента качества», в интерактивном режиме, даже те студенты, обычно утверждавшие: «Я не творческий человек, поэто¬му не могу придумать ничего нового» или «У меня туго с идеями», неожиданно для себя обнаружили, что именно у них есть шанс на создание «казахстанского национального продукта», который бы стал им только благодаря своим уникальным потребительским свойствам и своему отменному качеству, отвечающим лучшим мировым стандартам. Уникальность этой ситуации ещё и в том, что создание такого продукта позволило бы разработать новый казахстанский национальный стандарт, который впоследствии стал бы и международным. В итоге разработка этой тематики стала предметом дипломных проектов нескольких студентов. Или другой пример, когда студентам предлагается на протяжении всего занятия ни разу не используя слово «качество» изложить своё виденье реализации принципов управления качеством продукции и процессов. Довольно любопытные и креативные формулировки, особенно на казахском языке, были разработаны при изучении смыслового аспекта известной аксиомы: «Человечество будет жить, пока создаёт качество!» Кейс-метод Кейс-метод – это описание ситуации, действительных событий, имевших место в процессе профессиональной деятельности в словах, цифрах и образах, в которых надо предложить варианты действий. В данной технологии учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы. Технология case-study («кейс-стади») используется практически всеми бизнес-школами мира в обучении будущих менеджеров применять теоретические знания на практике. В основе метода лежит теория Experiential learning - практикующего научения. Метод кейсов был разработан в 20-е годы в Гарварде. В настоящее время существует две классических школы кейс-стади: Гарвардская и Манчестерская (американская и западноевропейская). С точки зрения получаемого результата ситуации кейсы можно разделить на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, и всегда присутствует оценка сложности решения. Для проектных ситуаций в качестве результата выступает программа действий по преодолению обнаруженных проблем. Различают три типа кейсов: практические кейсы, отражающие реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. В практике высшей школы встречаются следующие виды кейсов: кейсы-случаи, вспомогательные кейсы, кейсы-упражнения, кейсы-примеры, кейсы-решения и ряд других. При упоминании слова «кейс» обычно на ум приходят именно этот тип кейсов. Студенту необходимо проанализировать информацию из кейса и выявить наиболее важные связи между различными составляющими. Обычно здесь встает вопрос: почему все произошло неправильно, и как этого можно было избежать? С помощью технологии case-study студент учится: - видеть проблемы; - анализировать профессиональные ситуации; - оценивать альтернативы возможных решений; - выбирать оптимальный вариант решения; - составлять план его осуществления; - развивать мотивацию; - развивать коммуникационные навыки и умения. Эти образовательные технологии могут применяться и на практических занятиях дисциплины «Статистические методы в управлении качеством продукции и процессов», где для определения значимых факторов в каких-то повторяющихся событиях используются методы Парето или гистограмм, например: что является частой причиной опозданий на занятия одних и тех же студентов или же при статистическом анализе удовлетворенности студентов преподаванием дисциплин. Проблемное обучение или технология «Обучение в сотрудничестве» Цель этой технологии состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно-коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем. Обучаясь с использованием данной технологии, студенты развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества. При этом у них формируются такие личностные качества, как толерантность к различным точкам зрения и поведению, ответственность за общие результаты работы, формируется умение уважать чужие точки зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах, – словом, все те качества, которые необходимы для эффективной командной работы. Для целей развития креативных способностей крайне важно определить индивидуальные особенности студента, его личностные компетенции. Этому способствует, например, тест «Как найти своё место»[2], который мы используем на завершающих курсах и предлагаем для применения. ТЕСТ на выявление инноваторских способностей Вам необходимо знать, насколько Вы способны к инновациям. Но инновации – плод коллективных усилий. Здесь в равной степени крайне важны и таланты творца, следопыта, доработчика и делателя! Этот тест поможет определить к какому типу Вы относитесь. Данный тест позволяет узнать, каким образом будущий выпускник может наиболее продуктивно потрудиться на пользу инновации и представленные ответы в таблице помогут ответить на этот вопрос. Для успешного хода инновационного процесса необходимо участие людей разных типов. Роли, ключевые для инновационной организации и инновационного процесса, совпадают с этапами этого процесса. Если пройти самооценку по предложенной схеме, то можно увидеть, в каком качестве каждый сможет принести максимальную пользу. Причём сделать это можно посредством: • генерирования возможностей (творцы); • поиска путей к реализации этих возможностей (следопыты); • преобразования идей в технологические решения, применимые на практике (доработчики); • внедрения этих решений и доведения дела до конца (делатели), - может показать только истинное стремление работать над инновациями и опыт, который действительно можно получить, напряжённо работая в команде единомышленников. (ТЕСТ в формате PDF) Так какая роль в инновационном процессе лучше всего подходит именно тому, кто пройдёт этот тест? Генерировать идеи, объединять их друг с другом, делать применимыми на практике или внедрять и доводить дело до конца? У каждого из них своя роль. Первый ряд — следопыты, второй ряд — делатели, третий ряд — творцы, четвертый ряд — доработчики. К третьему столбцу отно¬сятся, как правило, те, кто находит возможности и сообщает о них. Если это про вас, то вы, скорее всего, художник, специалист по маркетингу или исследователь. Вы практик и учитесь на собственном опыте. Первый столбец — следопыты — это те, кто проращивает семена идей и на¬ходит ответы. Сюда относятся дизайнеры, специалисты по НИОКР, разработчи¬ки стратегических планов. Это редкий тип людей, которые учатся размышляя. Четвертый столбец — доработчики, тоже учатся размышляя. Они заставляют идеи работать. Это инженеры, системные разработчики и бухгалтеры. Второй столбец — делатели, отвечают за выход на рынок. Их работа — дово¬дить дело до конца. Это менеджеры по проектам, специалисты по продажам, производственники. Как и люди, охарактеризованные в третьем столбце, они практики и учатся на собственном опыте. И еще: делатели и следопыты — это антиподы. Эти комментарии далеко не исчерпывают все ответы, которые даёт данный тест – имеется целая система оценки креативных качеств личности и инноваторских способностей базирующихся на конкретных значениях сумм в каждом столбце. Наряду с подбором специальных заданий, позволяющих развивать креативность, преподаватель может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию и развитию творческой активности: 1) обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны преподавателя, отказ от оценочных суждений и критики в адрес обучаемого способствуют свободному проявлению креативного мышления. Социальное подкрепление проявлений креативности; 2) обогащение образовательной среды разнообразными новыми объектами; 3) стимулирование познавательной активности студента. Предоставление ему возможности задавать вопросы. Поощрение высказывания оригинальных идей; 4) творческий характер взаимодействия «преподаватель - студент». Наличие других позитивных образцов креативности. Создание условий для подражания творческому поведению. Инновационно-креативная подготовка преподавателя Процесс формирования личностной профессиональной готовности специалиста нового уровня сознания и мышления, готового осуществлять инновационно-креативную деятельность в практической деятельности, может быть значительно более эффективным и продуктивным, если образовательные технологии, используемые преподавателем, будут: ● опираться на концепцию инновационно-креативного профессионального образования, включающие модели мышления личности, уточненный понятийный аппарат, технологически ориентированные методики и опыт формирования креативности; ● теоретически обосновывать и апробировать новые модели, формирующие специалиста нового уровня готовности к инновационно-креативной, проективной, прогностической и т. п. деятельности, используя разработанную систему дидактических инструментов и средств развивающего типа, активизирующих психоэмоциональную сферу обучающихся; ● строить педагогический процесс на диагностической основе по критериям и показателям (индикаторам) продуктивности деятельности студента; ● своевременно корректировать методику подготовки специалиста к профессиональной деятельности, формирующую его готовность к инновационно-креативной самореализации; ● формировать специальные личностные качества с учетом разноуровневой готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. Практикуемые нами лишь отдельные инновационные образовательные технологии, позволили добиться, пусть и скромного, но позитивного результата, который выражается в повышении уровня творческих способностей студентов и их успеваемости, высокой заинтересованности в получении новых знаний. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С момента обретения независимости система высшего образования Казахстана преодолела несколько этапов реформирования, содержание которых в различные периоды времени было направлено на становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования; модернизацию системы высшего образования, обновление ее содержания; децентрализацию управления финансированием образования, расширение академических свобод учреждений образования; стратегическое развитие системы высшего профессионального образования (современный этап). Безусловно, в результате проводимых реформ в системе высшего образования наметился ряд позитивных тенденций, в числе которых демократизация высшего образования и постепенный переход к децентрализации его управления; диверсификация состава и структуры высших учебных заведений и источников их финансирования; формирование новой нормативной и правовой базы и ее дальнейшее совершенствование; нацеленность системы высшей школы на евростандарты образовательной деятельности. Тем не менее, анализируя личностное инновационно-креативное развитие будущего специалиста образования, надо отметить, что высокий уровень учебной, методической, научно-исследовательской деятельности студента определяется разными причинами и, наверное, не совсем объективно отражает его готовность к инновационно-креативной деятельности, что можно наблюдать по выполнению выпускных квалификационных работ, т. е. процент творческих работ ниже в тех группах, где не использовался новый подход подготовки специалиста. РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Методика и технология образования должны быть переориентированы и соответствовать методологии научного познания любого явления (объекта, процесса): от чувственно-конкретного к абстрактному и затем к конкретному в мышлении. В этих целях: осуществить последовательные меры, чтобы: изучение профессии или специальности начинались с чувственно-конкретного представления о ней, затем сопровождались углубленным теоретическим постижением с естественным делением на дисциплины (абстрагирование, анализ) и заканчивались - синтезом дисциплин и разрозненных знаний в более или менее цельный образ профессии - с помощью комплексных занятий, практик, итоговой самостоятельной работы и ее публичной защиты.. 2. Инновационная парадигма образования должна базироваться на человековедческой компетентности, рассматриваемой в качестве социально-духовного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно-мотивационный и личностно-деятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления. В этих целях: обеспечивать реализацию образовательного концептуального триединства: ценностные ориентации – социально-ролевые функции – деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции на принципах новой парадигмы креативно развивающего образования, реализующего триаду совершенно другого плана: «прогнозы, творчество, креативное решение». 3. Осуществлять планомерный переход на диверсификацию и индивидуализацию образовательной деятельности, предоставление студентам режима наибольшего благоприятствования для получения профессии, выбора образовательной траектории. В этих целях: на основе активного внедрения уровневой системы профессиональных компетенций, соответствующих быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, взращивать «компетентностного» специалиста, который в отличие от «квалифицированного», должен еще и реализовать все, что знает, и обладать творческим потенциалом для саморазвития. ЛИТЕРАТУРА 1. Белоусова, Н. Д. Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика [Электронный ресурс] / Н. Д. Белоусова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=103801 2. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Технологизация проектирования и методического обеспечения компетентностно-ориентированных учебных программ дисциплин/модулей, практик в составе ООП ВПО нового поколения: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 3. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. - Минск.: РИВШ при БГУ, 1995. - 186 с. 4. Глузман, А. В. Инновационные технологии обучения в системе университетского педагогического образования. [Электронный ресурс] / А. В. Глузман. - Режим доступа: http://iee.org.ua/files/conf/conf_article39.pdf. 5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин .-2-е изд. - CПб.: Питер, 2000. - 368 с. 6. «КазЭУ "затачивает" студентов-экономистов под конкретные рабочие места» Статья С. Святова, ректора КазЭУ им. Т. Рыскулова, журнал «Forbes -Kazakhstan» за 09.2013. Режим доступа: http://forbes.kz/process/education/prioritetyi_podgotovki_ekonomistov_v_usloviyah_sotsialnoy_modernizatsii 7. К парадигме образования нового века. Гин Анатолий. Режим доступа: http://www.trizway.com/art/form/240.html 8. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие/сост. Н.В.Соловова, С.В. Николаева. – Самара: «Универс групп», 2009. 9. Кравченко А.И «Основы социологии» - Москва: Академический проект, 2002. 10. Кречетников, К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе. Монография. - М.: Госкоорцентр, 2002. -296 с. 11. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/index.html 12. Менделеев Д. И. Заветные мысли: Полное издание (впервые после 1905г), - М.:Мысль,1995.- 413с. 13. Метод Дельфи [Электронный ресурс] // Эконом. сл. – Режим доступа: http://economy.polbu.ru/metod_deljfi.htm. 14. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. – М.: Изд-во МГУ, 2007 15. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения /Т.П. Афанасьева, Е.Н.Караваева, А.Ш. Канукоева, В.С. Лазарев, Т.В. Немова. - М.: Изд-во МГУ, 2007 16. Методы активного социально-психологического обучения: методические рекомендации. - Н.Новгород, ННГАСУ, 2009. 17. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методическое пособие/ сост. В.А. Штроо. – Воронеж, 2003. 18. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – 2006. – 146 с. 19. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. - М.: Университетская книга, 2010. 20. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс] / Е.С. Полат. – Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm 21. Поколение инноваций: как создать инновационный процесс и инновационную культуру / Питер Меррилл; [пер. с англ. Ю. В. Сырбу]. - М.: Стандарты и качество, 2009. 22. Психология. Учебник для вузов. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/142.htm 23. Стратегия-2050: Казахстан совершенствует систему технического и профессионального образования.30.12.2012 г. Источник: Финансовый портал bnews.kz 24. Теоретические и методологические проблемы современного образования. Материалы VII международной научно-практической конференции 30-31 декабря 2011 г. Режим доступа: http://gosobrazovanie.ru/arhiv/07.pdf 25. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест П. Торренса: Методическое руководство. СПб., 1998. – 6 с. 26. Юлдашев З.Ю., Бобохужаев Ш.И. Инновационные методы обучения: особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. Учебное пособие. – Режим доступа: http: // imookpi01_ru.pdf/ Источник: http://собственное авторство | |
Просмотров: 1537 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|