ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. А у меня в 6 классе на уроках информатики я заметила, что один из учеников, усвоив материал по теме, не останавливается на достигнутом. Он задает мне вопросы, которые предполагают ответы по темам, которые будут рассматриваться в последующих классах. Этот ребенок быстро усваивал весь материал урока, сразу предлагал варианты использования полученных теоретических сведений. А особенно интересовался устройством системного блока (эта тема рассматривается в технических ВУЗах). Я поняла, что во время уроков я не могу полностью удовлетворить его потребность в знаниях. Но и не могу допустить, чтобы его стремление к знаниям осталось не реализованным.
В Руководстве для учителя в 5 модуле рассмотрен вопрос: Обучение талантливых и одаренных детей.
Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы.
Максимально надежными критериями, основанными на исследованиях и способными выявлять наиболее успешных детей, могут быть (Montgomery, 1996; Freeman, 1991):
• память и знания: у них превосходная память; они не только знают, но и умеют использовать информацию;
• самообразование: они лучше других знают, как проходит процесс обучения и могут регулировать свое обучение;
• быстрота мышления: они могут тратить больше времени на планирование, но быстрее приходить к реализации планов;
• решение проблем: они пополняют информацию, определяют несоответствия, быстрее постигают суть;
• гибкость: несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы;
• любовь к сложности: для повышения интереса они стремятся к более сложным играм и заданиям;
• концентрация: они обладают исключительной способностью концентрировать волю на продолжительный период времени с раннего возраста;
• ранняя символическая деятельность: они могут говорить, читать и писать с раннего возраста (Freeman, 1998, page 12).
Дети, применяющие эти качества в своем обучении, нуждаются в других заданиях, отличающихся от заданий своих сверстников: предполагается, что задания должны быть более «стимулирующими» или «сложными».
Исходя из выше сказанного, чтобы не потерять стремление ученика к знаниям, его пытливость ума, я решила предложить ему написать проект на тему, которую он выберет сам. Евгений очень быстро определился и ознакомил меня с темой, по которой ему хотелось работать. Он задался вопросом: Как изменение температуры влияет на скорость работы процессора. Женя проводил эксперименты дома на своем компьютере, при нагревании использовал мамин фен. Результаты эксперимента записывал. Родители Жени отнеслись с пониманием и во время написания проекта поддерживали его. По окончании одного из экспериментов компьютер сгорел. Папа отвез в ремонт и вскоре компьютер был восстановлен. Женя продолжил свою работу.
В итоге он сделал вывод, что чем выше температура, тем скорость работы процессора больше.
После выполнения данного проекта Евгений сделал для себя вывод, что после окончания школы обязательно будет поступать в технический ВУЗ. Но и сама работа по написанию проектов его заинтересовала. Он меня уже предупредил, что в следующем проекте собирается рассмотреть зависимость скорости игры от вида видеокарты.
Рядом с такими учениками всегда интересно, ведь очень много узнаешь нового, неизвестного. Установив вовлеченность Евгения, способность и положительное отношение к предмету информатики я использовала эту информацию для изменения его образовательных возможностей и добавила определенные материалы, которые повысили заинтересованность ученика к предмету, что позволило повысить уровень его любознательности к своему окружению и наряду с этим – независимость в идеях.
Я применила стратегию вмешательства, одной из характеристик которой является предложение ученикам усложненной программы обучения в классе и вне класса. В дальнейшем я планирую продолжить работу с Евгением и продолжить работу по выявлению способных, талантливых детей. Потому, что знаю теперь, что можно предложить для таких учеников. Это и проекты и усложненные задания и другие виды работ, которые мы рассмотрели на 1 этапе курсов повышения квалификации учителей. Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в ходе образования.
Использованная литература:
Eyre, D. & Lowe, H. (2002) Curriculum Provision for the Gifted and Talented in the Secondary School. [Преподавание талантливым и одаренным ученикам в средней школе]. David Fulton.
Freeman, J. (1998) Educating the Very Able. [Преподавание для очень способных]. The Stationery Office, London.
Freeman, J. (1991) Gifted Children Growing Up. London: Cassell.
Montgomery, D. (1996) Able Underachievers. [Способные «неспособные»]. London: Whurr.
|