Главная » Статьи » Профессиональное образование |
УДК: 373.6/.9(075.8) РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Омарова Р.С.д.п.н., профессор, Султанова Э.А. магистрант Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина, город Астана e-mail: sultan_el@mail.ru Воспитание и образование - единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного. Сократ Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника. Воспитательный процесс в вузе во многом зависеть от того, как воспринимает сам студент это воздействие и какова его собственная активность в формировании личностных качеств гражданина своей страны. Воспитательная работа со студентами предполагает формирование морально-нравственных, личностных качеств, манер поведения в системе общественных связей и выработку активной позиции по основным проблемам общественной жизни. [1] Под типом воспитания понимается то, как воспитывается человек, какие цели, принципы и механизмы заложены в этом процессе. Различные типы воспитания обусловлены культурно-историческими особенностями развития человеческих общностей. При этом в обществах с различными социальными слоями, классами, конфессиями они могут сосуществать в один и тот же исторический период, и поэтому идеалы воспитания в разные века были различны. В Древнем Китае, например, был разработан своеобразный моральный тип воспитания. Особенно ярко этот тип воспитания проповедовал Конфуций. Он считал, что в воспитании надо опираться на традиции, обычаи, нравы, которые создают определенные установки в жизни. Конфуций утверждал, что человек от природы добр, что, его портят внешние обстоятельства, воспитание должно строиться на постижении мирового идеала. Своеобразные типы воспитания складывались в Индии, а также в Японии, где особенно выделяется воспитание самураев, включавшее обучение боевым искусствам, физическое самосовершенствование, воспитание преданности, сдержанности, верности идеалам, чести. Первый известный европейский тип воспитания - это спартанский, где целью воспитания мальчиков было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, а девочек воспитывали как физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку, подчиненную своему господину. Афинский тип воспитания отличается от спартанского, тем, что в нем ставилась задача гармоничного развитии человека. Он должен был постичь семь искусств: грамматику, диалектику, искусство спора, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В средние века – «рыцарское воспитание» - овладение «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь песни в честь сюзерена и «дамы сердца». Этот тип воспитания, культивировал жертвенность, послушание и соблюдения кодекса чести. В эпоху возрождения – воспитание гражданина. «гражданское воспитание» подразумевало формирование члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитому телесно и духовно, воспитанного в ходе трудовой деятельности. В английском обществе идеалом по Дж.Локку было воспитание джентельмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Его содержание включало: чтение, письмо, рисование, родной язык, французский и латинский языки, география, астрономия, хронология, этика, танцы, фехтование, навыки социального поведения – «хорошие манеры и знание света». Для дореволюционной России характерны такие типы воспитания, как крестьянский, сословный и аристократический. А идеалом коммунистического воспитания начала ХХ в. был образ «бойца-коммуниста». В современном обществе идеалом можно считать успешного конкурентоспособного, креативно - творческого специалиста. Таким образом, каждая эпоха имела свой идеал воспитания. Наша страна как новое независимое государство также имеет образовательный и воспитательный идеал. Он прослеживается в программных документах Казахстана – «Казахстан - 2030» (Послание Президента 1997г.) и «Стратегии развития «Казахстан - 2050» (Послание Президента 14.12.2012г.). Образовательный идеал связан с формированием конкурентоспособного специалиста, «высокообразованной нации». Подчеркнута необходимость формирования «нового казахстанского патриотизма как гордости за страну и ее достижения». [2] Однако гуманистические системы воспитания в качестве своего идеала всегда имели в виду всесторонне и гармонично развитую личность. При этом в конкретных условиях различных направлений и уровней образования, типов образовательно-воспитательных учреждений и религиозно-этнических условий этот идеал воплощался в конкретных целях и задачах воспитания. В современную эпоху прогрессивной целью воспитания считается формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. А под гармоничностью развития личности сегодня нужно понимать не столько гармоничное соотношение умственных, физических, моральных и других ее качеств, сколько гармоничное сочетание личных потребностей, требований общества и государства. Такое понимание гармоничности должно защищать разностороннее развитие личности от насилия и придать ему действительно гуманистический характер, повышая роль самоактуализации, самосовершенствования и самореализации личности в соответствии с ожиданиями общества. Весьма актуальной проблемой целеполагание в процессе воспитания для многих стран является также гармоничное соотношение общечеловеческих и национальных ценностных ориентаций. Проявлением или последствием дисгармоничности в реализации этой воспитательной задачи ведет к нежелательным последствиям. В отличие от авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы: – уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; – природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников; – культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, культурные привычки; – гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среди жизнедеятельности и развития воспитанников. Основы содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. [3] Для воспитания высокообразованных, инициативных, предприимчивых людей, способных творчески реформировать наше общество, увеличивать потенции страны, развивать духовную культуру, необходимо готовить их к трудностям, нравственной стойкости, социальной закаленности, к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Внешней мотивации для этого недостаточно. Необходима опора на внутреннюю мотивацию, потребности саморазвития и самоутверждения, самоопределения, все то, что побуждает к самосовершенствованию. [4] Гуманистическая педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А.Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных допущениях составляющих истину для мировых религий и предмет для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию. Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания. «…Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности педагога и педагогических коллективов… Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических сиcтем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий… Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» писал Ш.А.Амонашвили в своем трактате «Школа Жизни». Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно- ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен. [5] Человек, который не разобрался в себе, не может овладеть обычными человеческими ценностями. Он может быть зрячим по природе, но слепым в человеческих отношениях, в понимании человеческого развития, еще больше в развитии цивилизации, не может полноценно принять участие в развитии «общечеловеческой культуры созидания». Развитие цивилизации нужно чувствовать сердцем. Развитие личности без любви может сделать его рабом неразумных, низменных потребностей, он остается «слепым» в жизни при наличии зрения. [6 ] Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, определяется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить, в чем заключаются задачи практического воспитания. Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но также экономисты, политики, юристы, социологи, и многие другие специалисты. Сфера воспитания и образования всегда вызывала интерес у любого человека, являясь приоритетной в развитии личности, общества и государства. Необходимость ее изучения в вузе объясняется тем, что главное назначение высшего образования – приобщить студента на пути его становления как человека специалиста и гражданина к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных задач, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе. Вузовская среда оказывает непосредственное воздействие на формирование личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью социальной активностью. Вместе с тем она должна быть дополнена продуманной системой воспитательной работы, без которой цели современного высшего образования недостижимы. Развитие воспитательной работы в структуре высшего учебного заведения позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь, обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического формирования конкурентоспособностей личности студента, интеллектуального, креативного и других видов воспитания, что является необходимым условием для соответствия вуза реалиям сегодняшнего дня. Использованная литература: 1. РезникС.Д., Филиппова М.В. Управление высшим учебным заведением.- М.:, Инфра-М, 2013г. -416с. 2. Мынбаева А.К .Основы педагогики высшей школы, учебное пособие.- Алматы, 2013.-190с. 3. Вечерко Г.Ф.Основы психологии и педагогики. -Минск: Тетралит, 2013.-192с. 4. Гуламова Ю.Б., Психология профессионально-личностного самосовершенствования учителей.-М.,2014. 5. Амонашвили Ш.А .Школа жизни. -М., 2000. 6. Мадиев Х.Р.Педагогика созидания и новый человек ХХІ века.- Астана,2011.-128с. | |
Просмотров: 2574 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|