Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК: 373.6/.9(075.8)
РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Омарова Р.С.д.п.н., профессор, Султанова Э.А. магистрант
Казахский агротехнический университет имени С.Сейфуллина, город Астана
e-mail: sultan_el@mail.ru
Воспитание и образование - единственное средство,
ведущее к идеалу человека разумного и добродетельного.

Сократ

Проблема воспитания молодежи в современных условиях относится к числу наиболее актуальных. Воспитательная работа является неотъемлемой частью процесса образования и, следовательно, профессиональной обязанностью каждого преподавателя и сотрудника.
Воспитательный процесс в вузе во многом зависеть от того, как воспринимает сам студент это воздействие и какова его собственная активность в формировании личностных качеств гражданина своей страны.
Воспитательная работа со студентами предполагает формирование морально-нравственных, личностных качеств, манер поведения в системе общественных связей и выработку активной позиции по основным проблемам общественной жизни. [1]
Под типом воспитания понимается то, как воспитывается человек, какие цели, принципы и механизмы заложены в этом процессе. Различные типы воспитания обусловлены культурно-историческими особенностями развития человеческих общностей. При этом в обществах с различными социальными слоями, классами, конфессиями они могут сосуществать в один и тот же исторический период, и поэтому идеалы воспитания в разные века были различны.
В Древнем Китае, например, был разработан своеобразный моральный тип воспитания. Особенно ярко этот тип воспитания проповедовал Конфуций. Он считал, что в воспитании надо опираться на традиции, обычаи, нравы, которые создают определенные установки в жизни. Конфуций утверждал, что человек от природы добр, что, его портят внешние обстоятельства, воспитание должно строиться на постижении мирового идеала.
Своеобразные типы воспитания складывались в Индии, а также в Японии, где особенно выделяется воспитание самураев, включавшее обучение боевым искусствам, физическое самосовершенствование, воспитание преданности, сдержанности, верности идеалам, чести.
Первый известный европейский тип воспитания - это спартанский, где целью воспитания мальчиков было формирование физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина, а девочек воспитывали как физически крепкую будущую мать, умелую и экономную хозяйку, подчиненную своему господину.
Афинский тип воспитания отличается от спартанского, тем, что в нем ставилась задача гармоничного развитии человека. Он должен был постичь семь искусств: грамматику, диалектику, искусство спора, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
В средние века – «рыцарское воспитание» - овладение «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь песни в честь сюзерена и «дамы сердца». Этот тип воспитания, культивировал жертвенность, послушание и соблюдения кодекса чести.
В эпоху возрождения – воспитание гражданина. «гражданское воспитание» подразумевало формирование члена общества с хорошими манерами, чуждого христианскому аскетизму, развитому телесно и духовно, воспитанного в ходе трудовой деятельности.
В английском обществе идеалом по Дж.Локку было воспитание джентельмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Его содержание включало: чтение, письмо, рисование, родной язык, французский и латинский языки, география, астрономия, хронология, этика, танцы, фехтование, навыки социального поведения – «хорошие манеры и знание света».
Для дореволюционной России характерны такие типы воспитания, как крестьянский, сословный и аристократический. А идеалом коммунистического воспитания начала ХХ в. был образ «бойца-коммуниста».
В современном обществе идеалом можно считать успешного конкурентоспособного, креативно - творческого специалиста.
Таким образом, каждая эпоха имела свой идеал воспитания.
Наша страна как новое независимое государство также имеет образовательный и воспитательный идеал. Он прослеживается в программных документах Казахстана – «Казахстан - 2030» (Послание Президента 1997г.) и «Стратегии развития «Казахстан - 2050» (Послание Президента 14.12.2012г.). Образовательный идеал связан с формированием конкурентоспособного специалиста, «высокообразованной нации». Подчеркнута необходимость формирования «нового казахстанского патриотизма как гордости за страну и ее достижения». [2]
Однако гуманистические системы воспитания в качестве своего идеала всегда имели в виду всесторонне и гармонично развитую личность. При этом в конкретных условиях различных направлений и уровней образования, типов образовательно-воспитательных учреждений и религиозно-этнических условий этот идеал воплощался в конкретных целях и задачах воспитания.
В современную эпоху прогрессивной целью воспитания считается формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.
А под гармоничностью развития личности сегодня нужно понимать не столько гармоничное соотношение умственных, физических, моральных и других ее качеств, сколько гармоничное сочетание личных потребностей, требований общества и государства. Такое понимание гармоничности должно защищать разностороннее развитие личности от насилия и придать ему действительно гуманистический характер, повышая роль самоактуализации, самосовершенствования и самореализации личности в соответствии с ожиданиями общества.
Весьма актуальной проблемой целеполагание в процессе воспитания для многих стран является также гармоничное соотношение общечеловеческих и национальных ценностных ориентаций. Проявлением или последствием дисгармоничности в реализации этой воспитательной задачи ведет к нежелательным последствиям.
В отличие от авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы:
– уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
– природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников;
– культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, культурные привычки;
– гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среди жизнедеятельности и развития воспитанников.
Основы содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. [3]
Для воспитания высокообразованных, инициативных, предприимчивых людей, способных творчески реформировать наше общество, увеличивать потенции страны, развивать духовную культуру, необходимо готовить их к трудностям, нравственной стойкости, социальной закаленности, к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Внешней мотивации для этого недостаточно. Необходима опора на внутреннюю мотивацию, потребности саморазвития и самоутверждения, самоопределения, все то, что побуждает к самосовершенствованию. [4]
Гуманистическая педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А.Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей».
Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных допущениях составляющих истину для мировых религий и предмет для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию.
Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания.
«…Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности педагога и педагогических коллективов… Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических сиcтем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий… Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» писал Ш.А.Амонашвили в своем трактате «Школа Жизни».
Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно- ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен. [5]
Человек, который не разобрался в себе, не может овладеть обычными человеческими ценностями. Он может быть зрячим по природе, но слепым в человеческих отношениях, в понимании человеческого развития, еще больше в развитии цивилизации, не может полноценно принять участие в развитии «общечеловеческой культуры созидания». Развитие цивилизации нужно чувствовать сердцем. Развитие личности без любви может сделать его рабом неразумных, низменных потребностей, он остается «слепым» в жизни при наличии зрения. [6 ]
Школа жизни - лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, определяется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить, в чем заключаются задачи практического воспитания.
Во всем мире значимые направления и стратегические ориентиры в развитии таких сфер, как образование и воспитание, определяют не только психологи и педагоги, но также экономисты, политики, юристы, социологи, и многие другие специалисты. Сфера воспитания и образования всегда вызывала интерес у любого человека, являясь приоритетной в развитии личности, общества и государства. Необходимость ее изучения в вузе объясняется тем, что главное назначение высшего образования – приобщить студента на пути его становления как человека специалиста и гражданина к самостоятельным размышлениям, поиску и диалогу в процессе решения фундаментальных и прикладных задач, жизненно важных проблем в науке, технике, культуре и обществе.
Вузовская среда оказывает непосредственное воздействие на формирование личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью социальной активностью. Вместе с тем она должна быть дополнена продуманной системой воспитательной работы, без которой цели современного высшего образования недостижимы.
Развитие воспитательной работы в структуре высшего учебного заведения позволяет создать единое воспитательное пространство, которое в свою очередь, обеспечивает гармонизацию процессов нравственного, эстетического формирования конкурентоспособностей личности студента, интеллектуального, креативного и других видов воспитания, что является необходимым условием для соответствия вуза реалиям сегодняшнего дня.

Использованная литература:

1. РезникС.Д., Филиппова М.В. Управление высшим учебным заведением.- М.:, Инфра-М, 2013г. -416с.
2. Мынбаева А.К .Основы педагогики высшей школы, учебное пособие.- Алматы, 2013.-190с.
3. Вечерко Г.Ф.Основы психологии и педагогики. -Минск: Тетралит, 2013.-192с.
4. Гуламова Ю.Б., Психология профессионально-личностного самосовершенствования учителей.-М.,2014.
5. Амонашвили Ш.А .Школа жизни. -М., 2000.
6. Мадиев Х.Р.Педагогика созидания и новый человек ХХІ века.- Астана,2011.-128с.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Бурабай (2014-11-05) | Автор: Султанова Эльмира Алимхановна E
Просмотров: 2549 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru