Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Рефлексивный отчёт с обоснованием необходимости преобразования школьной практики. Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег Почему учителю необходимо меняться? Почему необходимо внедрять новые подходы в обучение и преподавание? Какой вклад по внедрению подходов в обучение и преподавание в своей школе могу внести лично я? Почему в настоящее время очень важно научить человека с детства быть значимым, успешным, конкурентным (пусть пока в своей компании друзей), уметь применять полученные знания на практике, объяснить ему ценность этой успешности – не это ли одна из серьёзных задач современной школы? Моделью навыков 21 века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций », разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этот проект рассматривает систему ключевых компетенций в более широком контексте, предполагающим сочетание базовой грамотности с глубоким пониманием. Образование во все времена служило базой для передачи накопленного опыта от поколения к поколению, и обеспечивало устойчивое развитие человеческой цивилизации. В динамично меняющемся мире возникает необходимость вносить перемены в процесс обучения и преподавания. Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на своё место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому современному учителю очень важно, чтобы он сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования. Общество нуждается в Успешном человеке, обладающим большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в, своего рода, «рабочий капитал». Он должен уметь вносить изменения в свою жизнь, ставить перед собой цели и составлять планы их реализации, анализировать и творить. Имея стаж работы учителем более 20лет, в конце каждого учебного года я как и другие учителя старших классов очень переживаю за то, какие баллы выпускники получат на ЕНТ (это показатель того, как и чему мы их научили за 11 лет). Действительно ли мы дали детям необходимый багаж знаний ? Пригодятся ли эти знания, которые они получили в школе, востребованы или нет? Мне, как учителю начальных классов, необходимо внедрять новые подходы именно с начальной ступени обучения. Необходимо не только давать готовые знания, но и вырабатывать у детей навык применения полученных знаний на практике. Именно в младшем школьном возрасте дети особенно любознательны, стремятся узнать как можно больше. Поэтому в процессе обучения учащиеся должны овладевать не только актуальными знаниями но и соответствующими практическими навыками. Традиционные формы обучения не позволяют справляться с проблемами, возникающие в процессе обучения. Использование и применение новых подходов в обучении и преподавании помогает учителям изменять свою педагогическую практику, способствуют развитию компетентности на основе интеграции теоретических знаний и практического опыта. Для обучающихся изменение подходов в обучении дают возможность повышать мотивацию обучения через активную познавательную деятельность, формируют рефлексивные навыки. «Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке». (Руководство для учителя) Необходимость реформирования школ – это первоначальная задача практически всех школ мира. Меняется мир, меняются люди и соответственно возникает необходимость вносить изменения в системы образования. В каждой стране мира есть своя собственная система образования. Ее формирование зависит от истрических факторов, географического положения, национальных традиций. В каждой стране формируется своё отношение к определению стороения системы образования, ее приоритетов и доступности для различных слоев населения. В 21 веке развитие науки, техники и экономики происходят очень стремительно. Интеграция и глобализация стали неотъемлемой частью нашей жизни. Изменения, происходящие во всех странах, напрямую связаны с экономикой государства. Новая эпоха выдвигает современные требования и предъявляет образованию новые задачи с учетом влияния на экономическое развитие человеческого капитала. Ключевые компетенции, которыми должен обладать современный человек, включают в себя: овладение умением ориентироваться в мировом пространстве, требуются такие качества, как коммуникабельность, толерантность , понимание значимости профессионального развития профессиональной мобильности. Все изменения, влекут за собой изменение приоритетов в образовании. В центре бразовательной системы цетральное место занимает человек. Анализируя систему образования ведущих стран мира, можно сделать следующие выводы: что немаловажную роль в обучении играют три фактора: 1)учителем должны быть подходящие для этого люди, обладающие определёнными компетенциями; 2) необходимо обеспечить учителям качественную подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской деятельности; 3) обеспечить педагогам такие условия, чтобы они имели возможность предоставить каждому ученику получить качественное образование. За последнее время почти все страны ОЭСР значительно увеличили затраты на образование, параллельно запустили ряд инициатив по более эффективному расходованию выделяемых средств. В последнее время Казахстан с каждым годом осваивает всё новые технологии, развивает взаимоотношения со многими странами, участвует в деятельности международных организаций и делает успехи в области внешнеполитических и экономических отношений. В «Послании народу 2014» Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что сейчас фундаментальные показатели развитости демонстрируют государства – участники Организации экономического сотрудничества и развития. Ключевой посыл Декларации ОЭСР о будущей политике в области образования заключается в том, что в стремительно меняющемся социальном и экономическом контексте все компоненты системы образования (национальные стандарты, учителя, школы и т.д.) должны быть «настроены» на готовность принять, изменения и стать активными проводниками нововведений. Эта политика закреплена в «Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы» – базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В настоящее время планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: PIRLS- оценка уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы; TIMSS-ADVANCED – оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) учащихся 11-х классов с углубленным изучением этих предметов; ICILS – оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов. Таким образом, происходящие изменения в системе образования Казахстана, претерпеавет некоторые изменения. Кстати, надо отметить, что для стран, включающихся в организации ОЭСР, как правило, даются рекомендации присоединяться к различным тематическим оценочным и мониторинговым исследованиям. В области образования для ОЭСР очень важно участие страны (наряду с PISA) в «Программе международной оценки компетенций взрослых» – PIAAC) и совместном исследовании ОЭСР и ЮНЕСКО «Учителя для школ будущего, анализ Всемирных показателей в области образования». Возможно, Казахстан будет приглашен и это станет еще одной возможностью для осмысления и дальнейшего развития системы образования нашей страны в рамках широкой международной перспективы. Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев твердо заявил о намерении внедрения некоторых стандартов ОЭСР в Казахстане. В Послании к народу 2014 г. он говорит «Я ставлю задачу уже начинать внедрять в Казахстане некоторые стандарты ОЭСР, они будут отражены в концепции (вхождения Казахстана в 30-ку развитых стран)». Также Президент сделал акцент на то, что «…наш путь в будущее связан с созданием возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в 21 веке – это активные, образованные и здоровые граждане». Президент поставил задачу обеспечить систему образования современными программами и методиками обучения, квалифицированными педагогическими кадрами. Овладение навыками критического мышления должно стать результатом обучения школьников . Учителя должны обучать учащихся самостоятельно добывать знания и подвергать информацию анализу и синтезу. Введение новых стандартов в школьном образовании позволят вывести школу на новый качественный уровень. По словам Президента среднем образовании, надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. С этой целью и созданы ЦПМ для обучения педагогов в разных городах Казахстана, обучение в которых позволяет повысить профессиональный уровень . Проблемы в мире влияют на развитие экономики страны, возникает необходимость в высококвалифицированных работниках. Значит и нам, учителям, нужен новый взгляд на определение роли образования, которое должно соответствовать задачам становления государства, его позиционированию в мировом пространстве, необходимостью преодоления отставания в тенденциях экономического развития. Качество системы образования не может быть высше качества работающих в ней учителей. Тем более что интеграционные процессы выдвигают сходные требования к образванию в разных странах. Познакомившись с системой образования разных стран, я открыла для себя много новогои интересного. Например, одной из традиций Японии является изучение и применение опыта других стран с переносом на свои национальные особенности. План реформы образования в Японии получил название «План радуги» и напоминает обо всех преобразованиях, охватывающих сегодня современную систему образования Казахстана. Он предусматривал семь приоритетных направлений: 1. Улучшение базовой подготовки учащихся через развитие индивидуальных способностей, проведение специализированных учебных занятий с использованием современного школьного оборудования и делением на подгруппы (профильное образование в 10-11 классах, деление на группы при изучении профильных предметов в Казахстане). 2. Привлечение семьи, общественности, специально подготовленных учителей для осуществления «общественного» воспитания (социальная и психологическая службы школы). 3. Создание безопасного окружения для учащихся (введение пропускной системы и охранные мероприятия). 4. Создание школ нового типа, что влекло за собой необходимость сделать информацию о школьной жизни более открытой, привлечь к управлению школами школьные советы (публикация рейтинга школ, функционирование школьных сайтов, организация попечительских советов). 5. Совершенствование подготовки и переподготовки учителей, введение системы поощрения, усовершенствование системы оценивания их деятельности (проведение уровневых курсов и введение дополнительных оплат). 6. Создание университетов мирового класса (открытие Назарбаев Университета). 7. Выработка нового взгляда на образование в ХХI в. Реформы в образовании затрагивают и другие страны. К примеру, система образования Сингапура имеет прочные и даже традиционные национальные основания, но в то же время оно ориентировано на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня. При бурном социально-экономическом развитии Сингапура последних десятилетий образование здесь оставалось наиболее консервативным институтом, но этот институт сумел успешно адаптироваться к сельскохозяйственным и индустриальным революциям по всему миру, к закату религиозного влияния, а также взять на вооружение новые печатные и аудиовизуальные технологии. Нет сомнений, что он с неменьшим успехом ответит на вызовы современной глобальной экономики, оставаясь укорененным в национальных ценностях. Сингапур интересен, по крайней мере, тем, что система образования в этой стране оценивается как одна из лучших в мире. Во-первых, по данным исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в мире. Во-вторых, сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук (TIMSS) начиная с 1995 г. В-третьих, консалтинговая компания McKinsey в 2008 г. назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире, особенно была отмечена организация подготовки учительских кадров. В-четвертых, согласно результатам исследований IMD (International Institute for Management Development), проведенных в 2007 г., образовательная система Сингапура является наилучшим образом приспособленной к требованиям глобальной экономики. Почему в период с 1965 по 1995 образовательная система Сингапура стала одной из лучших среди стран мира? • Правительство выбрало путь интеллектуальной модернизации. • Образование нацелено на создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособных профессионалов, способных адаптироваться к различным жизненным и культурным условиям. • Билингвальный компонет (английский + родной) • С 70-х годов усилена работа по подготовке учителей • Потоковое обучение в начальной и средней школе, которое позволяло детям продвигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями + выбор образоват. Программ • Индивидуальные программы для учащихся начальной школы. Знакомясь с системой образования в разных странах, я отметила для себя некоторые интересные моменты, которые, как я думаю, могут улучшить мою преподавательскую практику. Например, навсех ступенях школьного образования происходит выявление и развитие способностей и талантов каждого из учеников. Опыт преподавания в начальных классах других стран был бы полезен и для наших учеников. За последнее время в нашу школу поступает интерактивное оборудование, различные наглядности, электронные учебники, учебные лаборатории, которые позволяют детям изучать материал и закреплять его практически, проводя соответствующие опыты, необходимые измерения, использовать все возможности интерактивной доски. Всё это позволяет учителю дать возможность ученикам осваивать учебный материал в полной мере, закрепляя его практическими навыками. Так же я обратила внимание на способы оценивания учебных достижений учеников в разных странах. Самое важное, необходимо понять, как и для чего происходит оценивание. Важно чтобы ученик знал за что ему ставится оценка и что ему нужно сделать для того, чтобы улучшить свой результат. Проанализировав практику реформирования в разных странах, я выделила несколько ключевых аспектов, которые повлияют на изменение в системе образования:- необходимо обратить внимание на дошкольную подготовку детей - на начальном этапе обучения обеспечить одинаковыми возможностями всех учащихся - применять новые подходы в обучении,тем самым улучшать свою педагогическую практику - развивать у учащихся навыки саморегуляции, самообучения - содействовать развитию одарённости и интеллекта - изменить подходы к оцениванию учебных достижений (использование критериального оценивания) - развивать профессиональный уровень учителей через систему повышения квалификации Много лет работая в школе, я заметила, что у обучающихся идёт снижение мотивации в обучении. У детей появляется апатия, неуверенность, отрицательная самооценка учащихся в связи с получением низкого результата. Поэтому, я считаю, что необходимо повышать мотивацию учащихся, вовлекая их и родителей в деятельность класса, создавать на уроке нестандартные ситуации, демонстрировать достижений каждого учащегося на каждом уроке, Способствовать эмоционально- положительному отношению к обучению. Обучаясь в ЦПМ, самостоятельно проанализировав систему образования в своей школе, я сделала вывод, что необходимо вносить изменения в педагогическую практику на основе менторинга, который позволяет определить существующие проблемы и приоритетные направления школы, выбирать результативные методики и приёмы преподавания, использовать в работе передовой опыт коллег, не быть равнодушным к результатам своего труда и всего педагогического коллектива. Используемая литература: 1. Руководство для учителя 1(продвинутого уровня) 2. Послание Президента РК 2014 год Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. - www.akorda.kz/ru 3. Статья М. Барбер, М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» 4. Научно-методическое пособие «Реформа системы образования и здравоохранения». [http://rudocs.exdat.com], 1 ноября 2013 года 4. Журнал «Начальная школа» | |
Просмотров: 2148 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|