Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Игликова К.С., средняя школа № 29 г.Актобе Материалы семинара - практикума для выпускников Уровневых курсов повышения квалификации учителей Республики Казахстан Тема: Лидерство в обучении и преподавании: требования, содержание, проблемы Эффективное лидерство – ключевой элемент в достижении улучшения школьной системы. Интерактивная сессия Цель: • обсудить проблему лидерства как реального инструмента по эффективному руководству процессом реформирования школьного образования путем создания определенных условий, необходимых для улучшения качества обучения и развития учеников; • способствовать формированию дружественного, целеустремленного и любознательного коллектива, объединенными общими целями и принимая определенные роли с сопутствующими обязательствами; • провести тщательную и взвешенную оценку своей деятельности (рефлексию) за истекший период I. Побуждение «Дерево ожиданий» Задание: в течение 5 мин. написать на трех зеленых листах свои ожидания от семинара, и еще на трех свои опасения на красных стикерах (в итоге, 3 ожидания и 3 опасения) Вспомните: * Каковы три основных направления лидерской позиции учителя? * Каковы функции учителей-лидеров? Три основных направления лидерской позиции учителя: • Лидерство в среде учащихся или коллег: в качестве методиста, коуча, ментора, тренера, специалиста по разработке учебных планов, разработчика новых подходов в обучении, руководителя исследовательскими группами. • Руководство над выполнением оперативных задач: в форме проведения организационных мероприятий и обеспечения оптимальных условий для продвижения школы по направлению к поставленным целям, выступая в качестве заведующего учебным отделом, осуществляющим Исследование в действии. • Управление посредством принятия решений или партнерства: в качестве члена сетевых сообществ или групп по усовершенствованию деятельности школы. Функции учителей-лидеров: • непрерывное совершенствование собственной преподавательской деятельности в классе; • аналитический обзор школьной практики; • пополнение знаний по разработке учебных программ; • участие в принятии решений вопросов школьного менеджмента; • повышение квалификации коллег внутри школы; • участие в оценивании эффективности других учителей. II. Осмысление деятельности • Работа над определением понятия «лидер» Задание: выберите определение, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует данному понятию. 1. Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. 2. Лидер - это не тот, кто ведет за собой, а тот, кого никто в спину не толкает. (Радислав Гандапас) 3. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. 4. Если Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит Вы – ЛИДЕР! (Томас Фуллер) • Текст «Создание возможностей для лидерства» Существует мнение, что лидер должен воспитать больше лидеров, а не последователей. В этом смысле большинство успешных лидеров школ будут стремиться к созданию возможностей для того, чтобы каждый член школьного сообщества: от директора до учащихся – смог попрактиковаться в исполнении роли лидера. Возможно, сейчас мы видим потенциальных лидеров только в некоторых учениках, однако, проявив изобретательность, мы сможем предложить возможность стать лидером каждому. Например, когда учитель задает определенное задание на проведение исследования, а ученик готовит доклад на эту тему, то этот ученик во время презентации результатов своего исследования выступает и в роли ученика, и в роли учителя. В данной ситуации, выступая в роли учителя, ученик берет на себя роль лидера. Задание: I. Обсудите вопросы : 1. Насколько вы согласны с содержанием текста? 2. Почему люди часто не желают брать на себя новые обязательства/функции? 3. Как мы можем мотивировать руководителей ШМО взять на себя больше функций и/или роль лидера? 4. Как мы можем мотивировать наставников взять на себя больше функций и/или роль лидера? 5. Как мы можем мотивировать учителей взять на себя больше функций и/или роль лидера? 6. Как мы можем мотивировать учеников взять на себя больше функций и/или роль лидера? II. Подготовьте презентации своих ответов III. Используя ответы, разработайте перечень умений для проявления лидерства всех сотрудников и учеников III. Рефлексия Умения делового лидера: * превращать сложные задачи в простые; * выделять этапы достижения цели; * придерживаться алгоритма принятия решения; * анализировать и синтезировать информацию; * структурировать мысли и лаконично излагать главные идеи; * сохранять хладнокровие, рассудительность и уравновешенность в проблемных (стрессовых) ситуациях; * использовать интуитивные резервы сознания; * использовать чужой опыт, помощь и др. Сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах-взаимодействия необходимо развивать следующие качества: коммуникабельность; сопереживание; ответственность; инициативность; сочувствие; самоуважение. • Закончите предложение: быть лидером … Ведущий: Быть ЛИДЕРОМ - это жизненная позиция! Вернемся к эпиграфу семинара, «Если Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит Вы – ЛИДЕР!» Томас Фуллер. Видео «Самый важный урок» Мы в ответе за будущее страны. Лидеров могут воспитать только лидеры. Не сдавайтесь! | |
Просмотров: 902 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|