Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

тренинг Лидерство в обучении и преподавании: требования, содержание, проблемы
Игликова К.С.,
средняя школа № 29
г.Актобе
Материалы семинара - практикума для выпускников Уровневых курсов повышения квалификации учителей Республики Казахстан
Тема: Лидерство в обучении и преподавании: требования, содержание, проблемы

Эффективное лидерство – ключевой элемент в достижении улучшения школьной системы.
Интерактивная сессия
Цель:
• обсудить проблему лидерства как реального инструмента по эффективному руководству процессом реформирования школьного образования путем создания определенных условий, необходимых для улучшения качества обучения и развития учеников;
• способствовать формированию дружественного, целеустремленного и любознательного коллектива, объединенными общими целями и принимая определенные роли с сопутствующими обязательствами;
• провести тщательную и взвешенную оценку своей деятельности (рефлексию) за истекший период
I. Побуждение
«Дерево ожиданий»

Задание: в течение 5 мин. написать на трех зеленых листах свои ожидания от семинара, и еще на трех свои опасения на красных стикерах (в итоге, 3 ожидания и 3 опасения)
Вспомните:
* Каковы три основных направления лидерской позиции учителя?
* Каковы функции учителей-лидеров?
Три основных направления лидерской позиции учителя:
• Лидерство в среде учащихся или коллег: в качестве методиста, коуча, ментора, тренера, специалиста по разработке учебных планов, разработчика новых подходов в обучении, руководителя исследовательскими группами.
• Руководство над выполнением оперативных задач: в форме проведения организационных мероприятий и обеспечения оптимальных условий для продвижения школы по направлению к поставленным целям, выступая в качестве заведующего учебным отделом, осуществляющим Исследование в действии.
• Управление посредством принятия решений или партнерства: в качестве члена сетевых сообществ или групп по усовершенствованию деятельности школы.
Функции учителей-лидеров:
• непрерывное совершенствование собственной преподавательской деятельности в классе;
• аналитический обзор школьной практики;
• пополнение знаний по разработке учебных программ;
• участие в принятии решений вопросов школьного менеджмента;
• повышение квалификации коллег внутри школы;
• участие в оценивании эффективности других учителей.
II. Осмысление деятельности
• Работа над определением понятия «лидер»
Задание: выберите определение, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует данному понятию.
1. Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
2. Лидер - это не тот, кто ведет за собой, а тот, кого никто в спину не толкает. (Радислав Гандапас)
3. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
4. Если Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит Вы – ЛИДЕР! (Томас Фуллер)
• Текст «Создание возможностей для лидерства»
Существует мнение, что лидер должен воспитать больше лидеров, а не последователей. В этом смысле большинство успешных лидеров школ будут стремиться к созданию возможностей для того, чтобы каждый член школьного сообщества: от директора до учащихся – смог попрактиковаться в исполнении роли лидера.
Возможно, сейчас мы видим потенциальных лидеров только в некоторых учениках, однако, проявив изобретательность, мы сможем предложить возможность стать лидером каждому. Например, когда учитель задает определенное задание на проведение исследования, а ученик готовит доклад на эту тему, то этот ученик во время презентации результатов своего исследования выступает и в роли ученика, и в роли учителя. В данной ситуации, выступая в роли учителя, ученик берет на себя роль лидера.
Задание:
I. Обсудите вопросы :
1. Насколько вы согласны с содержанием текста?
2. Почему люди часто не желают брать на себя новые обязательства/функции?
3. Как мы можем мотивировать руководителей ШМО взять на себя больше функций и/или роль лидера?
4. Как мы можем мотивировать наставников взять на себя больше функций и/или роль лидера?
5. Как мы можем мотивировать учителей взять на себя больше функций и/или роль лидера?
6. Как мы можем мотивировать учеников взять на себя больше функций и/или роль лидера?
II. Подготовьте презентации своих ответов
III. Используя ответы, разработайте перечень умений для проявления лидерства всех сотрудников и учеников
III. Рефлексия
Умения делового лидера:
* превращать сложные задачи в простые;
* выделять этапы достижения цели;
* придерживаться алгоритма принятия решения;
* анализировать и синтезировать информацию;
* структурировать мысли и лаконично излагать главные идеи;
* сохранять хладнокровие, рассудительность и уравновешенность в проблемных (стрессовых) ситуациях;
* использовать интуитивные резервы сознания;
* использовать чужой опыт, помощь и др.
Сегодня необходимо рассматривать вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах-взаимодействия необходимо развивать следующие качества:
коммуникабельность;
сопереживание;
ответственность;
инициативность;
сочувствие;
самоуважение.
• Закончите предложение: быть лидером …
Ведущий:

Быть ЛИДЕРОМ - это жизненная позиция!

Вернемся к эпиграфу семинара, «Если Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит Вы – ЛИДЕР!» Томас Фуллер.
Видео «Самый важный урок»
Мы в ответе за будущее страны. Лидеров могут воспитать только лидеры. Не сдавайтесь!
Категория: Профессиональное образование | Добавил: klara (2014-11-08) | Автор: Клара Игликова E
Просмотров: 902 | Теги: реформирования школьного образовани, лидерство, эффективное руководство, процесс | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru