Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Игликова К.С., учитель истории с/ш № 29 г.Актобе Развитие навыков функционального чтения на уроках общественно-гуманитарного цикла Сегодня в работе школы актуально не только усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Работа с текстом значительно повышает продуктивность самостоятельной работы учащихся на уроке, а также качество усвоения материала и его практическую значимость. Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ЕНТ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации казахстанские школьники оказались на низких позициях. Второй год школа, в которой я работаю, участвует в эксперименте по формированию функциональной грамотности. Предметом моего исследования являются функциональные умения школьников Цель: дать учителям предметов общественно-гуманитарного цикла знания о новых методах и технологиях обучения навыкам функционального чтения, а также навыки для их системного применения в учебной деятельности. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). При работе с текстовым материалом у учащихся формируется комплекс умений, связанных с анализом и пониманием текстов – «компетентность чтения». Эту компетентность можно также назвать «компетентностью понимания» Акцент в формировании грамотности чтения должен быть сделан в сторону работы с «неотжатыми» текстами, именно они полно формируют у обучающихся информационную компетентность, функциональную грамотность (читательскую, в первую очередь). Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Смысл исследования в том, чтобы, предложив учащимся прочитать и осмыслить наиболее используемые в жизни тексты, выявить общие для них и значимые для исследования результаты. В ходе исследования мною проводится работа, которая включает в себя: * подбор текстов для использования на уроках и во внеклассной работе по формированию ФГ; * апробацию типовых заданий для формирования и проверки навыков функционального чтения и письма в урочной и воспитательной работе; *разработку и проведение уроков и классных часов с применением новых подходов в обучении и преподавании (формирующее и критериальное оценивание, таксономия Блума, технология написания эссе, дебаты технология, КМ и др.); * организацию коучингов по проблеме формирования ФГ; * организацию и работу дискуссионного клуба для учащихся 9-11 классов; *организацию занятий по внедрению технологии написания эссе в учебный процесс Вниманию коллег предлагаю образцы разработанных мною заданий. Заседание дискуссионного клуба. Тема: «Молодежь в условиях глобальной информационной войны». • Что такое информационная война? Под информационной войной принято понимать комплекс мероприятий по информационному воздействию на сознание большого числа людей для изменения их поведения, мировосприятия и навязывания им выгодных противнику ментальных моделей. Информационная война — это именно война, т. е. насилие одного субъекта человеческой истории над другим ради достижения тех или иных целей. ИВ проходит в самых разных сферах жизни общества и государства – политике, экономике, культуре, религии, науке и т. д. В ходе информационной войны объекту воздействия навязываются чуждые ему цели, стремление к достижению которых в результате наносит ущерб ему самому. Согласны ли вы с таким определением понятия ИВ? Как вы понимаете слова «В ходе информационной войны объекту воздействия навязываются чуждые ему цели, стремление к достижению которых в результате наносит ущерб ему самому»? Можете ли вы привести примеры из нашего сегодняшнего дня? • К методам манипуляции массовым сознанием относят: • использование внушения; • перенос частного факта в сферу общего, в систему; • использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации; • метод под названием «нужны трупы»; • метод «страшилок»; • замалчивание одних фактов и выпячивание других; • метод фрагментации; • «метод Геббельса» (многократные повторы); • метод чередования на конвейере «правда, правда, правда, неправда, правда»; • создание лжесобытий, мистификация. Приведите конкретные примеры, каким образом использовались эти методы в ИВ, свидетелями и участниками которой мы стали? • Обсуждение статьи: «ССОРА» ПРЕЗИДЕНТОВ ПРИКРЫЛА ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ФИАСКО ЕВРОПЫ Какой из методов ИВ использовали в этой ситуации? Какие последствия могут иметь подобные инсинуации? Как можно противостоять подобным уловкам? • Социальные сети и молодежь Сегодня благодаря Интернету мы можем активно участвовать в обсуждении различных событий, статей, выражать свою точку зрения по самым различным аспектам жизни общества. Каким образом мы можем делать это? Одна из таких возможностей – комментарии • Обсуждение статьи «Юрий Лоза о Казахстане» Комментарии пользователей Интернета к статье Ю.Лозы. Какие выводы мы можем сделать для себя, читая их комментарии? Какой комментарий вы бы написали к этой статье? В 2011 г. Казахстан накрыла волна терактов. Источники Stratfor дали понять, что исламский экстремизм в последнее время романтизируется среди казахской молодежи. Более того, приходящее поколение подковано в том, что касается интернета, а интернет может служить инструментом радикализации. Астана заявляла, что многочисленные подозреваемые, задержанные с начала августа, использовали интернет для поддержания контакта с радикальными кругами или другими боевиками за пределами Казахстана, вероятно, из Пакистана, Афганистана и с российского Кавказа. Опасность заключается в том, что казахстанская молодежь, для которой религия все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения и философское отношение к жизни, весьма смутно представляет, где проходит грань между традиционной религией и псевдорелигиозностью. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? Приведите примеры. • Сегодня в СМИ часто говорят о том, что следующим после Украины будет Казахстан. Как вы думаете, почему? (Статья «США могут использовать против власти РК родовые распри казахов» Статья «Как Казахстану не повторить украинский сценарий») Насколько реальна угроза украинского сценария в Казахстане? А что нам нужно сделать, чтобы избежать всех предполагаемых сценариев? • Минутный обзор: напишите на половинке листочка ответы на вопросы: Какой момент сегодняшней дискуссии был наиболее важным в том, что мы сегодня обсуждали? Какой момент остался наименее ясным? Тема урока: Казахстан и мировое сообщество: проблемы, перспективы, приоритеты • Работа над статьей «Обращаются к России, но бить будут по Казахстану… Кому на самом деле адресовала свою речь Хиллари Клинтон. Против кого направлена антиевразийская речь Хиллари Клинтон...» Задание 1. Среди утверждений статьи укажите 3, которые являются фактами, и 3, которые являются мнениями. Задание 2. Прокомментируйте слова автора статьи: «США обладают целым арсеналом инструментов влияния на внутриполитическую ситуацию в любой точке мира, который уже удачно был апробирован недавно в арабских странах». Выразите свое мнение, на что намекает автор? • Работа над понятием: Что такое многовекторная внешняя политика? 1. Читая статью, выделите признаки многовекторности 2. Используя выделенные признаки, сформулируйте определение понятия «многовекторность» 3. Приведите конкретные примеры из современной истории Казахстана, демонстрирующие многовекторную дипломатию. • Работа над статьей: Для России интеграционные проекты на постсоветском пространстве - вопрос выживания. И Таможенный союз, и ЕЭС для России в более высокой степени являются не сугубо экономическими, и это даже уровень не политики, а скорее геополитики. По своей сути евразийская доктрина является геополитической доктриной, ибо она основана на базовом геополитическом принципе «географии как судьбы». Столь огромное географическое пространство, каковым является Россия, не может существовать безопасно на тех же принципах, на каких обеспечивает свое существование территориально небольшая страна. Если взять те же США, у нас "доктрины Монро" не получится. Мы не можем благополучно развиваться в изоляции, без тесного взаимодействия с окружающими пространствами. Сохранность и безопасность территории могут обеспечить только самые разнообразные по своему содержанию союзы и альянсы. Серия вопросов по таксономии Блума, включающих разные уровни мышления: 1. Знание Что такое геополитика? 2.Понимание Прокомментируйте цитату «По своей сути евразийская доктрина является геополитической доктриной, ибо она основана на базовом геополитическом принципе «географии как судьбы». 3.Применение Приведите примеры, подтверждающие, что «Столь огромное географическое пространство, каковым является Россия, не может существовать безопасно на тех же принципах, на каких обеспечивает свое существование территориально небольшая страна». (Используйте демотиватор) 4. Анализ Проанализируйте, почему у России «"доктрины Монро" не получится»? 5.Синтез Предложите свой вариант союзов и альянсов для России. 6.Оценка Дайте оценку внешнеполитического курса России на современном этапе Задания для проверки навыков функционального чтения и письма. Образец № 1. Задание №1. Составить 3 вопроса к тексту. Текст №1. 16 декабря 1986 г. состоялся Пленум ЦК Компартии Казахстана, на котором, по указанию Москвы, Д.Кунаев был освобожден от своей должности. Главой республики был «избран» Г.Колбин, работавший до этого вторым секретарем ЦК Компартии Грузии и в Ульяновской области. Пленум продолжался 20 минут. В нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, который не только не был представителем коренного этноса, но и не жил на территории республики. Это ущемляло национальное достоинство казахов и вызывало чувство обиды за публичную демонстрацию отказа в доверии народу и его представителям. Горбачев много говорил о демократизации системы, о выборных началах в управлении государства, на деле руководство страны использовало прежние методы руководства. Критика в адрес Кунаева началась еще в 1985 г. Кунаеву было уже 75 лет. Все понимали необходимость смены руководства республики, но ожидали, что это произойдет демократическим путем. Когда же это произошло без всякой гласности и информации, это вызвало возмущение. Следует также учесть сложную ситуацию в экономике, провалы в социальной и национальной политике. Продолжала сохраняться искривленная колониальная структура экономики, игнорировались национальные традиции и интересы. В результате казахская молодежь открыто выразила свое недовольство, выйдя на улицы и площади Алма-Аты. Задание №2. Озаглавить текст. В 1989 г. в городе Жана-Узен (Новый Узень) Мангистауской области возникли массовые беспорядки, повлекшие за собой гибель людей. События носили характер межнационального конфликта, хотя причины были связаны с обострением социальных проблем. В городе остро стояла проблема занятости, особенно среди молодежи. Союзные ведомства не стремились готовить кадры на местах, а ввозили рабочих из-за пределов республики. Из региона выкачивали нефть и газ, а население страдало от нехватки промышленных и продовольственных товаров. Не хватало жилья, дошкольных учреждений. Вахтовики, получавшие достаточно высокую зарплату, часто вели себя бесцеремонно, игнорируя традиции казахского населения. В результате обострились отношения между представителями коренного населения и национальностями Кавказа, проживающими в городе. Конфликт, возникший на бытовой почве, привел к кровопролитию с обеих сторон. Задание №3. Найти в тексте 5 исторических ошибок. Текст №1. События августа 1991 г. перечеркнули все усилия по созданию союзного государства. Центробежные тенденции взяли верх. 11 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Грузии в городе Тбилиси объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт, подготовленный в тайне от Президента СССР и народов страны, вошел в историю как «Беловежское соглашение». Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. 13 декабря 1991 г. в городе Ташкенте собрались лидеры Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана, чтобы рассмотреть вопрос о создании конфедерации центральноазиатских государств в противовес решениям в Беловежской пуще. 16 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча беловежской «тройки», «ашхабадской пятерки» и Армении. На ней была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. Текст №2. 4 июня 1993 г. вошло в историю страны как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Его авторам, известным казахстанским архитекторам, пришлось пройти сложный конкурс, в финальной части которого приняли участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба. Герб имеет форму круга. Форма шара у кочевников особо ценится. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но у кочевников он в особом почете, потому что является символом жизни, вечности. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею герба, является кереге – круговое навершие купола юрты – символ семейного благополучия, мира. Купольные жерди – шанырак, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла. Крестообразные, тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает их прочность. Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются Жандарбек Малибеков и Шакен Ниязбеков. Государственный флаг РК был утвержден 4 июня 1995 г. Автором Государственного Флага стал художник Шота Валиханов | |
Просмотров: 986 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|