Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Игликова Ж.М., воспитатель ДОЦ № 33 " Нұрсәт" г.Актобе Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра” Джон Дьюи Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. Современные дети уже с рождения живут среди техники и пользуются электронными игрушками, мобильными телефонами, планшетами, компьютерами. Это по сути их естественная среда обитания. Следовательно, воспитатель может и должен использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе. Информационно-коммуникационные технологии я использую уже на протяжение ряда лет. Все началось с личной заинтересованности, мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои занятия насыщенными, продуктивными, современными. Начала я с того, что, например, при показе сказки «Три поросенка» использовала небольшой фрагмент из анимационного мультфильма, где волк дул на домики поросят. При чтении сказки « Аленький цветочек» я использовала анимацию «распускание цветов». Движение, звук, мультипликация сразу привлекли внимание детей. Они получили эмоциональный и познавательный заряд, у них появилось желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Полученная информация закрепилась в их памяти. Я убедилась, что использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить и произвольное внимание, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показывать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, детям трудно представить некоторые процессы в природе, их трудно объяснить ребенку. Даже если эта картинка есть, то она воспроизводит лишь наглядный образ, но не объясняет всего явления, например, такие как смена времен года, распускание цветов, прорастание ростка, смена дня и ночи. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Самостоятельно освоив программы для создания фильмов, слайд – шоу, я сделала свой первый видеоролик на тему: « Морские обитатели. Дельфины» . Это был первый наш опыт по проектным технологиям. Дети познакомились с морскими жителями, с их средой обитания, а также узнали, что дельфины не только спасают людей и помогают рыбакам, но и помогают деткам с ДЦП. Сделали вывод о взаимосвязи между поведением людей в природе и состоянием окружающей среды . Хочется отметить, что использование компьютерных технологий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует детей, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Полученные на занятиях знания дети используют на практике, в своей повседневной жизни, то есть знания приобретают прикладной характер. Приведу пример: Один из родителей рассказал, что после пикника на природе их ребенок стал убирать мусор, который они оставили, и родителям пришлось последовать его примеру. Мало того, весь собранный мусор, он заставил забрать с собой и потом выкинуть в специальный контейнер. Мое желание разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, привести знания в систему привело к созданию программы « Мир вокруг нас». Программа строится на основе развивающего обучения в процессе социального взаимодействия детей между собой и воспитателем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности. Программа направлена на познание окружающей среды, охраны природы знакомства с отдельными видами редких животных и растений, на ознакомление с причинами их исчезновения и формированием у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы (в том числе и живой), эмоционального отношения к объектам именно ближайшего окружения. В дополнение к программе к каждому занятию я разработала цикл электронных презентаций: • Что такое «Красная книга»? • Мои верные друзья • Берегите природу • Кто правильно питается – с болезнями не знается • Мир вокруг нас • Актобе - город детства • Исчезающие животные. Семейство кошачьих • Карасай батыр и снежный барс • Моя Родина - Казахстан • Дельфины • Что мы знаем о пчелах? • Великая Отечественная война • Планета - наш дом • Космос • и другие Например, возьмем тему « Космос». Как объяснить состояние невесомости, объяснить свойство воды в космосе? Детям было интересно увидеть состояние невесомости в космосе, они сравнивали это состояние с плаванием в бассейне, с интересом дети наблюдали, как завтракали космонавты, как пили сок и воду, узнали , что вода в космосе не разливается. Как мы обычно рисуем ракету? Для детей, как и для меня, было удивительно, что по пути следования ракеты в космос, у нее отстыковываются некоторые детали и остается одна лишь капсула с солнечными батарейками. После просмотра этого момента дети конструировали целые космические станции. Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности детей. Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОЦ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. Мои родители на групповых собраниях с удовольствием познакомились с видеороликами на темы : «Портфолио воспитателей», «Портфолио группы», «Наши дочки и сыночки», «Будущие звезды Казахстана» и т.д. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. К созданию видеопрезентаций , особенно для занятий, мероприятий и праздников, я привлекаю родителей и детей. Их приобщение к поиску нужного материала, когда они с охотой приносят из дома картинки на заданные темы, создаёт атмосферу сотрудничества, взаимосвязи педагога, родителей и детей. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда. Примером такой совместной работы стал проект « Что мы знаем о пчелах?» Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность, и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы. Именно в этом мне и помогает созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики, а также оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты, диски. Очень жаль, что на рабочем месте воспитателя нет персонального компьютера, принтеров, что существенно облегчило бы работу каждого из нас. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе: • Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей. • Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми. • Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы, усилило интерес к событиям в детском саду. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания детей и воспитателя, их сотрудничества в учебной образовательной деятельности. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. А достижения воспитанников являются, как известно, одним из главных показателей успешности педагога и качественности образовательной деятельности педагога. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого? | |
Просмотров: 1504 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|