Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Активизации речевого общения неслышащих школьников среднего звена во внеурочной деятельности.
Активизации речевого общения неслышащих
школьников среднего звена во внеурочной деятельности.
Литвиненко Юлия Ивановна.

Учитель сурдопедагог, КГУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)» город Семей.
Управления образования Восточно-Казахстанской области

Учебно-воспитательный процесс коррекционной школы-интерната построен на основе Закона РК «Об образовании», «Закона о языках», Закона РК «О правах ребенка в РК». Комплексной программы воспитания в организациях образования РК на 2006-2011г.г., типового учебного плана, определяемого Министерством образования и науки РК, оригинальных учебных программ для школ глухих, адаптированных учебных программ для общеобразовательной школы.
Представленная ниже программа служит повышению речевого общения неслышащих школьников среднего звена во внеурочной деятельности. При разработке программы мы остановились на следующих ситуациях общения:
1) сфера социально-бытового общения: семья, родные, друзья, выполнение несложных обязанностей по дому, по интернату;
2) сфера делового (учебно-трудового) общения: школа, кружки субботники;
3) сфера увлечений: спортивная секция, кружки, занятия по интересам;
4) сфера социально-культурного общения: правила поведения в театре, музее, на природе, во время путешествий, экскурсий.
В исследовании приняли учащиеся 6 класса школы-интерната для детей с нарушением слуха (неслышащих). Выборка составили 8 детей.
Мы не выделяли контрольную и экспериментальную группы, а работали, сравнивая детей с их с исходным и итоговым уровнем развития в логике личностно-ориентированного подхода. А также в связи с тем, что практически невозможно подобрать группы сравнения в силу многофакторности причин данного дефекта.
Исследование осуществлялось в три этапа (констатирующий, формирующий и итоговый).
Цель констатирующего эксперимента: разработка программы, способствующей активизации речевого развития неслышащих школьников среднего звена.
Для определения методов экспериментального исследования, мы выбрали метод наблюдения, опираясь на следующие требования к уровню развития речевого общения неслышащего школьника среднего звена во внеурочной деятельности:
- способность вступать в общение;
- способность поддерживать общение;
- способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения;
- способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;
- способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;
Представленные выше способности и качества соответствуют возрастным особенностям и возможностям неслышащих школьников среднего звена, однако степень их проявления у каждого учащегося будет зависеть от индивидуальных психологических особенностей, опыта и воздействия социального окружения.
Карта наблюдения
Класс________
Дата__________
Цель: определить степень проявление способностей вступать в общение и поддерживать общение в ситуации знакомства.
Объект контроля: способность вступать в общение и поддерживать общение.
Сфера общения: деловое (учебно-трудовое) общения.
Шкала оценивания: бинарная
- «+» - параметр присутствует;
- «-» - параметр отсутствует

Таблица 2.3
Карта наблюдения
Ситуации
Ситуация 1 Ситуация 2
Способности вступать в общение поддерживать общение вступать в общение поддерживать общение
Параметры A B C A B C
О.М.
Ш.А.
И. С.
Б.Н.
К. М.
Ш. С.
Б.А.
П.М.
Параметры способности вступать в общение:
- А – учащийся затрудняется вступать в общение, скован, замкнут, испытывает дискомфорт; вообще не вступает в общение;
- В - ребенок вступает в общение, но испытывает затруднения в подборе и использовании необходимых оборотов речи, легко вступает в общение со взрослыми, но затрудняется установить контакты со сверстниками или наоборот;
- С - ребенок одинаково легко вступает в общение как со сверстниками так и со взрослыми.
Параметры способности поддерживать общение:
- А - не проявляет инициативы в общении, включается в беседу только по приглашению, но при этом не умеет поддерживать беседу;
- В - настроен на общение, но затрудняется задать вопросы или предложить новую тему для разговора, предпочитает молчать, если его не спрашивают;
- С - ребенок обладает позитивным настроем на общение, инициативен, проявляет заинтересованность в общении как с детьми так и со взрослыми.
Результаты мониторинга позволяют педагогам осознать и конкрети-зировать воспитательные цели занятий и целенаправленно работать над их реализацией. Рекомендуется хранить данные мониторинга в индивидуальной папке учащегося в течение всего периода обучения. В случае смены преподавателя, материалы могут передаваться новому педагогу, что позволит проследить динамику речевого развития каждого учащегося. Мы считаем, что будет лучше, если на начальном этапе обучения результаты мониторинга будут конфиденциальными из этических соображений.
Текстовый материал для поверки учащихся составляет учитель-дефектолог с использованием речевого материала, отвечающего потребностям устной коммуникации учащихся, их социальной адаптации. Используются разноуровневые по сложности короткие тексты, близкие жизненному и эмоциональному опыту учащихся, включающие речевой материал, соответствующий программе обучения. Тексты диалогов сочетают диалогическую и монологическую речь, раскрывают контрастные эмоциональные состояния, включают фразы с разными интонационными конструкциями. В процессе обследования используют один текст диалога, соответствующий уровню речевого развития ученика.
Анализ полученных результатов.
По результатам обследования отмечают количество воспринятых фраз, правильно выполненных заданий и грамотных ответов.
Оценивается воспроизведение диалогов достаточно естественно, эмоционально, и внятно, с использованием в речевом общении естественных невербальных средств коммуникации (естественных жестов, мимики лица, соответствующей позы, пластики).
С учащимися проводится дискуссия по содержанию текста, оценивается восприятие текста (понят ли смысл текста, текст воспринят точно, приближенно или не воспринят), пересказ ученика и его возможности свободно вести дискуссию по теме.
При восприятии фраз положительным считается выполнение не менее 60% заданий.
Результаты первичной диагностики за наблюдением детей представлены
Ф.И ребенка Слухо – зрительно Дактильно
1) О.М. 56 % 44 %
2) Ш.А. 53 % 47 %
3) И. С. 40 % 60 %
4) Б.Н. 46 % 54 %
5) К. М. 40 % 60 %
6) Ш. С. 53 % 47%
7) Б.А. 53 % 47%
8) П.М. 20 % 80%
Программа рассчитана на преодоление у детей трудностей коммуникации во внеурочное время в средних классах.
Диагностика проводится 4 раза в год: в конце каждой четверти.
После предварительной подготовки, практического, систематического применения данных фраз, проводилась повторная диагностика, результаты которой представлены в таблице.
Итоги вторичной диагностики практического применения фраз
с предварительной подготовкой (в процентах)

Ф.И. Слухо - зрительно Дактильно

О.М. 93% 7%

Ш.А. 93% 7%

И. С. 93% 7%

Б.Н. 86%
14%
К. М. 100% -

Ш. С. 100% -

Б.А. 100% -

П.М. 66 % 34%

Итоги проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) в целях успешного решения задачи активизации речевого общения неслышащих школьников среднего звена необходима систематическая работа с опорой на практическое применение и предварительной подготовке фраз разговорно-обиходного характера;
2) диагностика общего и речевого развития обучающихся позволяет успешно проводить индивидуальную и дифференцированную работу по развитию разговорной речи на материале подготовленных фраз объединённых одной тематикой;
3) наибольшая речевая активность неслышащих школьников среднего звена проявляется при практическом применении в той или иной конкретной ситуации. В процессе воспитательной работы в условиях одного класса происходит взаимообогащение речи учащихся;
4) в ходе внеклассной деятельности у неслышащих учащихся вырабатываются умения выбора темы; умение планировать предстоящее высказывание, умение выделять главное, умение анализировать готовый материал, умение подбирать нужное слово, умение строить предложения;
Основные выводы эксперимента заключаются в следующем:
1. в эксперименте выявлено состояние проблемы речевого общения неслышащих детей, определены ее особенности. Обнаружено, что в сурдо-педагогических исследованиях крайне мало работ, в которых представлена характеристика речевого общения неслышащих учащихся, а также работ, в которых раскрывается методика ее развития во внеклассное время;
2. полученный экспериментальный материал показал, что навыки ведения разговора неслышащими школьниками недостаточны для их успешного речевого взаимодействия с окружающими, в том числе, слышащими. Неслышащие дети в целом занимают пассивную позицию в речевом общении, предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог.
3. В репликах-ответах неслышащих детей в основном встречаются типовые фразы, отработанные на уроках и занятиях по той или иной теме.
В тоже время проведенная диагностика помогла разработать и апробировать программу по активизации речевого общения неслышащих учащихся среднего звена во внеурочной деятельности. В рамках данной программы уточнено содержание работы над речью; внесены темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения неслышащих детей; использованы приемы, мотивирующие общение детей; расширена практика общения неслышащих детей, в том числе со слышащими сверстниками.
Результаты экспериментальной работы позволили определить комплекс педагогических условий формирования речевого общения неслышащих учащихся.
Реальные ситуации общения неслышащих детей; расширение практики их общения со слышащими собеседниками.
Повышение мотивации общения через развитие речевого общения во всех видах внеклассной деятельности; взаимосвязь всех педагогов по совершенствованию речи неслышащих учащихся во внеклассной деятельности.
Современный этап развития общества выдвигает особые требования к качеству школьного образования, к организации учебно-воспитательного процесса, которые определяют успешность социализации учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Усиление внимания к воспитанию неслышащих школьников ориентирует направленность образовательной работы не только и не столько на приобретение ими знаний, умений и навыков, сколько на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия.
В связи с этим, активизация речевого общения неслышащего ребенка выступает как одно из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия с окружающими. Неслышащие подростки, учащиеся 4-7 классов, находятся в том возрастном периоде, когда активизируется их общение со слышащими окружающими. Поэтому в школе важно проводить специальную работу, направленную на совершенствование речи учащихся, с целью их успешной социализации в среде нормально слышащих людей.

Список использованной литературы.
1. Быкова Л.М. Учебно-воспитательная работа в школе для глухих детей, Москва, 1984г. Издательство «Просвещение».
2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. Москва, 1956г. Издательство Академии Педагогических наук РСФСР.
3. Залялова Т.С., Савельева Л.П., Пезина Н.В. Программы специальных общеобразовательных школ для глухих детей. Москва,1988г. Издательство «Просвещение».
4. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Москва, 1978г. Издательство «Педагогика».
5. Кузьмичева Е.П., Чавушьян М.Д. Словесная речь – основа формирования личности глухого школьника. Москва, 1994г. Издательство «Чайка».
6. Зыков С.А. Развитие глухих учащихся – основа совершенствования из специального обучения. Москва, 1997г. С 76, №5. Издательство «Дефектология».
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. Москва, 1991г. Издательство «Просвещение».
8. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать. Москва, 1990г. Издательство «Просвещение».
9. Нейман Л.В. Основы методики слуховой работы в школах глухих и слабослышащих. Москва, 1974г. Издательство «Просвещение».
10. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. Москва, 1981г. Издательство «Педагогика».
11. Синяк В.А., Кудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. Москва, 1975г. Издательство «Просвещение».
12. Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. Москва, 1983г. Издательство «Просвещение».
13. Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва, 1960г. С. 107.

Источник: http://www.proshkolu.ru/user/litva1972/
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Юлия6191 (2014-12-01) | Автор: Литвиненко Юлия Ивановна E
Просмотров: 1315 | Комментарии: 1 | Теги: Cурдопедагогика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru