Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Тема доклада: «О роли вопроса в диалоге. Вопросы по таксономии Б. Блума.» Учитель географии: Новичкова Т.А. Вопросы, вопрос – первое, что побуждает диалог. Диалог в свою очередь является средством общения а следовательно обучения. Искусство задавать вопросы является очень важным и особенно важным для учителя. Вопросы разных типов выполняют разные задач: • Оно стимулирует самостоятельный поиск, а также побуждает задавать свои собственные вопросы; • Имеет большей процент вероятности, что ученики станут заниматься самостоятельно, так как им интересен поиск ответов на вопрос; • Ученики могут проследить взаимосвязь между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это повышает мотивацию к процессу обучения Через провоцирующие (проблемные) вопросы. Именно они прежде всего, призваны помочь ученику понять новый материал, с помощью анализа и размышления по данному вопросу: • Как вы предполагаете, что произойдет? • Почему вы сделали такое предположение? • Как вы пришли к таким выводам? • Почему произошло именно так? • Можете ли вы предложить противоположный пример? • Как вы можете это доказать? • Почему вы выбрали эти доказательства? Вы также можете задать более специфические вопросы, которые предполагают выводы, основанные на исследовании: • Чем различается воздух в Мамлютке и Астане? Отчего, на ваш взгляд, происходят такие различия? ________________________________________ Таксономия Б. Блума • Полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией; • Идет от простого вопроса к более сложному вопросу; • Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания Пирамида – уровни Уровень Навыки Задания Знание Повторение или распознавание информации Назовите … В каком году … Где происходит … Напишите формулу … Перечислите … Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов Закончите фразу … Что вы узнали … Почему … Преобразуйте выражение … Объясните взаимосвязь … Расскажите своими словами Использование Применение интерпретация Применение в сходной ситуации Объясните цель применения Решите домашнюю задачу несколькими способами … Какая теория позволит объяснить данное явление Проверьте предложенную гипотезу … Выводы … Анализ Определить части и структуру Какова структура … Классифицируйте … Что является следствием … Сравните … Проанализируйте причины … Синтез Соединить части по-новому Найдите собственное решение … Предложите алгоритм … Найдите альтернативу … Каковы возможные изменения … Систематизируйте … Исследуйте … Оценка Оценить значимость на основе критериев Оцените логику … Опишите достоинства … Выделите критерии … Соответствуют ли … Что вы думаете о … Сделайте выводы … Такая конкретизация существенно упрощает работу учителя при подготовке урока. Отталкиваясь от этого набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, а главное именно такой путь формирует у учащихся метакогнетивная навыки. Литература: 1. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003. 2. Финкельштейн, Э.Б .Теоретические основы активных методов обучения. – М.,2002. 3. Дайана Халпер, Психология критического мышления. | |
Просмотров: 838 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|