Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

В фокусе –новые подходы в преподавании .
В фокусе –новые подходы в преподавании .
Вы не должны быть великими, чтобы начать, но вы должны начать, чтобы быть великими!

21 век, которого все ждали с надеждой и волнением, прочно вошел в нашу жизнь, стремительно меняя, чуть ли не ежедневно, стереотипы буквально на всем. И, естественно, что не остается без изменений и система образования. Еще на заре становления независимости Президент страны Н.Назарбаев Приоритет образования ставил во главу угла, не обходя его вниманием ни в одном последующем Послании. И это вполне понятно, ведь еще много веков назад передовые мыслители, в числе которых был и Р.Оуэн, утверждали, что: «Образование тех, которые призваны формировать будущего человека, является задачей величайшей важности. … Это единственная основа, на которой может быть возведено прочное здание общества». И наш Глава государства ему как бы вторит, заявляя: «Для того, чтобы Казахстан стал великой державой, нам нужна молодежь сильная духом, самоотверженная, умная образованная и одаренная».
В этих непростых условиях ,как для политиков в сфере образования, так и для всех педагогов, ключевым остается вопрос: « Как учить и чему учить детей в новом веке, чтобы они были достойными гражданами своего государства?»
Решая задачи образования, все в конечном итоге, это было и всегда, зависит от личности учителя, от его профессиональной подготовки. На это нацеливает нас и Президент страны, отмечая, что одним из результатов реформирования системы образования должно стать появление педагога в новой формации. А это значит, что необходимо поднять на более качественный уровень квалификацию учителей. Еще Д.И. Менделеев считал, что « корень всего дела в образовании таится в подготовке учителей».
Но было бы несправедливо считать, что эта проблема в образовании не решалась. Сколько учитель трудится, столько он и учится, без этого он не может быть учителем. Но нам сегодня нужно идти дальше, что предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого они смогут работать совместно, обмениваться инновационными идеями, усиливая тем самым влияние, используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении.
Личным вкладом учителей нашей школы в развитие системы образования является большая работа по профессиональному развитию и поддержке педагогов школы с целью улучшения преподавания, чтобы школьники смогли стать на более высокую ступень в своем образовании. В школе создана команда лидеров по развитию школы, в которую вошли: директор школы, аким села, лидеры Попечительского совета родителей и школьного Парламента. Системными стали у нас мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности учителей через внедрение новых подходов в преподавание и обучение учащихся. Установлено время для профессионального развития: каждый понедельник - день коучинг-сессии учащихся, вторник - день сетевого сообщества, среда- менторинг, четверг- Lesson Study, пятница – коучинг- сессии для учителей, суббота -день отчетности.
Главным акцентом нашей деятельности, и это опять – таки не нововведение, а поставленное на более высокий уровень сотрудничество семьи и школы, как важное условие успешности ученика. В связи с этим проведены коучинг- сессии родительских собраний: «Образование ХХ1века. Успешная школа- успешный ученик». Родителям демонстрировали видеоролики, провели презентации, организовали работу в группах. И приятно отметить, что это направление в нашей работе дало положительный эффект, о чем свидетельствуют отзывы родителей 4-го, 3-го классов: «Коучинг- сессия родительского собрания сблизила нас, родителей. Мы пришли к выводу: будущее наших детей зависит от психологического климата в семье, от сотрудничества со школой. Форма ведения собрания изменилась, было интересно, познавательно, поучительно» . «Нам понятна цель коучинга родительского собрания,чему должны учить наших детей. Ясны для нас стали и ключевые показатели успешной школы, и то, что необходимо развивать у детей навыки учащихся 21 века. Мы, родители, будем и дальше сотрудничать со школой, принимать активное участие в процессе развития школы».
С целью внедрения новых подходов в школьную практику проводятся процессы менторинга и коучинга. Большое влияние на профессиональное развитие учителей и улучшение школьной практики оказали такие темы, как: «Сетевое сообщество, как средство непрерывного профессионального развития», « Оценивание для обучения», стратегии технологии «Критического мышления», « Эвалюация учителя», «Внедрение идей семи модулей в процесс обучения и преподавания». Такая работа дает положительные результаты, что подтверждается отзывами учащихся: «На уроках мы работаем в группах, ведем самостоятельный поиск информации. Легче усваивается учебный материал, больше запоминается. Уроки стали проходить интереснее, мы учимся сотрудничеству, учимся учиться. Учителя используют на уроке новые подходы в обучении.
В школе появился стенд «Голос ученика», где учащиеся могут предложить идеи, высказать свое мнение по какому-либо вопросу, вносить предложения для эффективного обучения и развития школы. Идеи и предложения, поступающие от учащихся, в конце недели обсуждаются Школьным парламентам. В понедельник на линейке подводятся итоги работы учащихся, где определяются совместные пути решения поступивших предложений». «Отрадно, что в жизни школы участвуют не только администрация школы, учителя, но и мы, и наши родители», - считает Пийтер Зарина, ученица 11 класса, Председатель школьного Парламента. « На уроке мы работаем сообща. Мне нравится говорить самому, прислушиваться к мнению других. Работать в группе интересно, мы помогаем друг другу, оцениваем себя и одноклассников, учимся учиться» (7 класс, Ларионов Денис).
В школе создано профессиональное сетевое сообщество «Педмастерство», которое дает возможности сотрудничества между учителями и за пределами школы, с целью обмена опытом, интеграции в области ИКТ, освоения педагогических инноваций. Однако еще много возникает вопросов о том, как управлять изменениями в школе, что в работе директоров и педагогов школы должно стать основным аспектом в преподавании и обучении учащихся? Видением этих вопросов и поделилась директор школы Н.А.Меркер: «Глобальные социально-экономические преобразования в стране выявили потребность в людях активных, способных нестандартно мыслить и решать поставленные задачи. В связи с этим приходит понимание необходимости изменений в сфере образования. Поэтому в настоящее время для директоров школ и учителей основным аспектом является улучшение преподавания, чтобы мы обучали учащихся навыкам 21 века. Следовательно, фокусом преподавания учителей должны стать новые подходы преподавания и обучения учащихся. « Но, что действительно новое, так это степень, в которой непрерывные изменения в мире означают, что общественный и индивидуальный успех зависят от овладения учащимися не только объемом знаний, но и навыками», - о чем говорится и в «Руководстве для руководителей» программы ЦПМ.
Особенно актуальными становятся нравственные ценности семи ключевых идей Программы курсов по обучению учащихся критическому мышлению, умению работать в сотрудничестве, решать проблемы, обучение талантливых и одаренных детей, использование ИКТ, управление и лидерство в обучении, оценивание для обучения, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, обучение тому, как учиться, т.е. внедрение инноваций, уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
Так идеи программы « Обучение тому, как учиться» определяют учащихся, как активных обучающихся, которые строят свое собственное понимание и готовность взять на себя ответственность за обучение таким образом, чтобы они могли обучаться самостоятельно. Значительно улучшает обучение эффективная обратная связь с учениками, их активное участие в собственном обучении, готовность к самооценке и пониманию того, как возможно улучшение своего обучения.
Все актуальнее рассматривается и сущность критериального оценивания, так как для учеников и учителей важно знать цели, которых они пытаются достичь, а это требует понимания критериев достижения этих целей. Большое значение имеет и оценивание деятельности учителя. Учителя считают, что не получают никакого признания за улучшения или за свое более инновационное преподавание. Однако поощрение их деятельности является мощным средством, которое способствует развитию и стимулированию эффективного обучения.
Основная идея модуля «Управление и лидерство» состоит в том, что изменения будут инициированы учителями- лидерами в результате изменения практики и образовательной политики. Учителя нашей школы и всего района уже внедряют новые подходы в преподавание и обучение, вносят свой личный вклад в развитие школьной системы образования .
И здесь очень важна роль школьного директора в управлении изменениями. Бесспорно, координальные изменения давно назрели, это сейчас понятно каждому директору и педагогу, любящему свою работу. Думаю, не следует ожидать решений сверху, нужно начинать преобразование с самих себя, своего класса, школы. Словом, «Вы не должны быть великими, чтобы начать, но вы должны начать, чтобы быть великими». И ключевая роль здесь отводится школьному директору ,который должен не только руководить и контролировать развитие в школе, но и быть в курсе последних инноваций, владеть лидерскими навыками, понимать, как достичь высоких результатов в работе, для создания приверженности учителей к работе.
Личное мое убеждение состоит в том, что очень важно руководителю оказывать влияние на создание условий для профессионального развития через процессы менторинга и коучинга, влиять на мотивацию и оказывать профессиональную поддержку, чтобы эффективно справляться с процессом изменений, который должен быть позитивным, основанным на поддержании доверия, где лидерство распространяется, а ответственность является общей между учителями, от которых зависит, как пройдут эти изменения. Главное, что Программа ЦПМ определяет к директорам такие ключевые категории, как: руководство преподаванием и учением, саморазвитие и развитие других, руководство совершенствованием, внедрением инноваций и изменениями, вовлечение местного сообщества в совместную работу.
Да, меняется время, меняется жизнь, меняется направление в работе , а, значит, пришло время меняться и нам - администрации, педагогам и даже родителям. Лучше всех об этом говорит автор статьи С.Бич «Почему учителям нужно меняться?» «Потому, что то, чем Вы зарабатываете на жизнь, никогда не было просто работой, а в большей степени являлось миссией, потому, что отсутствие изменений означает остановку в росте. Потому что Вы любите детей и направляете их в этом быстроменяющемся мире. И чтобы сделать это, вы должны сначала обрести свой путь, потому что Вы и они должны измениться».
Перед учителем стоит выполнение основной миссии школы – интеллектуальной, которая заключается в том, чтобы дать возможность каждому ученику развивать свой потенциал, выработать любовь к учению, которая не угаснет и по окончании школы, а также гражданской – подготовить всех учащихся к жизни в обществе, сделать их ответственными участниками социальных процессов, как в своей семье, так и в местном сообществе, и в государстве целом. Об этом еще раз говорит задача, поставленная Главой государства - перейти к новому качеству образования, которое и призвана обеспечить программа руководителей общеобразовательных организаций РК в 2013-2016 году.

Команда развития ГУ «Свободненская СШ»:
Байдильдина А.К.
Сало Е.А.
Тохашева М.С.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: nina3529 (2014-12-08) | Автор: Меркер Нина Анатольевна E
Просмотров: 1172 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru