Главная » Статьи » Профессиональное образование |
В фокусе –новые подходы в преподавании . Вы не должны быть великими, чтобы начать, но вы должны начать, чтобы быть великими! 21 век, которого все ждали с надеждой и волнением, прочно вошел в нашу жизнь, стремительно меняя, чуть ли не ежедневно, стереотипы буквально на всем. И, естественно, что не остается без изменений и система образования. Еще на заре становления независимости Президент страны Н.Назарбаев Приоритет образования ставил во главу угла, не обходя его вниманием ни в одном последующем Послании. И это вполне понятно, ведь еще много веков назад передовые мыслители, в числе которых был и Р.Оуэн, утверждали, что: «Образование тех, которые призваны формировать будущего человека, является задачей величайшей важности. … Это единственная основа, на которой может быть возведено прочное здание общества». И наш Глава государства ему как бы вторит, заявляя: «Для того, чтобы Казахстан стал великой державой, нам нужна молодежь сильная духом, самоотверженная, умная образованная и одаренная». В этих непростых условиях ,как для политиков в сфере образования, так и для всех педагогов, ключевым остается вопрос: « Как учить и чему учить детей в новом веке, чтобы они были достойными гражданами своего государства?» Решая задачи образования, все в конечном итоге, это было и всегда, зависит от личности учителя, от его профессиональной подготовки. На это нацеливает нас и Президент страны, отмечая, что одним из результатов реформирования системы образования должно стать появление педагога в новой формации. А это значит, что необходимо поднять на более качественный уровень квалификацию учителей. Еще Д.И. Менделеев считал, что « корень всего дела в образовании таится в подготовке учителей». Но было бы несправедливо считать, что эта проблема в образовании не решалась. Сколько учитель трудится, столько он и учится, без этого он не может быть учителем. Но нам сегодня нужно идти дальше, что предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого они смогут работать совместно, обмениваться инновационными идеями, усиливая тем самым влияние, используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Личным вкладом учителей нашей школы в развитие системы образования является большая работа по профессиональному развитию и поддержке педагогов школы с целью улучшения преподавания, чтобы школьники смогли стать на более высокую ступень в своем образовании. В школе создана команда лидеров по развитию школы, в которую вошли: директор школы, аким села, лидеры Попечительского совета родителей и школьного Парламента. Системными стали у нас мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности учителей через внедрение новых подходов в преподавание и обучение учащихся. Установлено время для профессионального развития: каждый понедельник - день коучинг-сессии учащихся, вторник - день сетевого сообщества, среда- менторинг, четверг- Lesson Study, пятница – коучинг- сессии для учителей, суббота -день отчетности. Главным акцентом нашей деятельности, и это опять – таки не нововведение, а поставленное на более высокий уровень сотрудничество семьи и школы, как важное условие успешности ученика. В связи с этим проведены коучинг- сессии родительских собраний: «Образование ХХ1века. Успешная школа- успешный ученик». Родителям демонстрировали видеоролики, провели презентации, организовали работу в группах. И приятно отметить, что это направление в нашей работе дало положительный эффект, о чем свидетельствуют отзывы родителей 4-го, 3-го классов: «Коучинг- сессия родительского собрания сблизила нас, родителей. Мы пришли к выводу: будущее наших детей зависит от психологического климата в семье, от сотрудничества со школой. Форма ведения собрания изменилась, было интересно, познавательно, поучительно» . «Нам понятна цель коучинга родительского собрания,чему должны учить наших детей. Ясны для нас стали и ключевые показатели успешной школы, и то, что необходимо развивать у детей навыки учащихся 21 века. Мы, родители, будем и дальше сотрудничать со школой, принимать активное участие в процессе развития школы». С целью внедрения новых подходов в школьную практику проводятся процессы менторинга и коучинга. Большое влияние на профессиональное развитие учителей и улучшение школьной практики оказали такие темы, как: «Сетевое сообщество, как средство непрерывного профессионального развития», « Оценивание для обучения», стратегии технологии «Критического мышления», « Эвалюация учителя», «Внедрение идей семи модулей в процесс обучения и преподавания». Такая работа дает положительные результаты, что подтверждается отзывами учащихся: «На уроках мы работаем в группах, ведем самостоятельный поиск информации. Легче усваивается учебный материал, больше запоминается. Уроки стали проходить интереснее, мы учимся сотрудничеству, учимся учиться. Учителя используют на уроке новые подходы в обучении. В школе появился стенд «Голос ученика», где учащиеся могут предложить идеи, высказать свое мнение по какому-либо вопросу, вносить предложения для эффективного обучения и развития школы. Идеи и предложения, поступающие от учащихся, в конце недели обсуждаются Школьным парламентам. В понедельник на линейке подводятся итоги работы учащихся, где определяются совместные пути решения поступивших предложений». «Отрадно, что в жизни школы участвуют не только администрация школы, учителя, но и мы, и наши родители», - считает Пийтер Зарина, ученица 11 класса, Председатель школьного Парламента. « На уроке мы работаем сообща. Мне нравится говорить самому, прислушиваться к мнению других. Работать в группе интересно, мы помогаем друг другу, оцениваем себя и одноклассников, учимся учиться» (7 класс, Ларионов Денис). В школе создано профессиональное сетевое сообщество «Педмастерство», которое дает возможности сотрудничества между учителями и за пределами школы, с целью обмена опытом, интеграции в области ИКТ, освоения педагогических инноваций. Однако еще много возникает вопросов о том, как управлять изменениями в школе, что в работе директоров и педагогов школы должно стать основным аспектом в преподавании и обучении учащихся? Видением этих вопросов и поделилась директор школы Н.А.Меркер: «Глобальные социально-экономические преобразования в стране выявили потребность в людях активных, способных нестандартно мыслить и решать поставленные задачи. В связи с этим приходит понимание необходимости изменений в сфере образования. Поэтому в настоящее время для директоров школ и учителей основным аспектом является улучшение преподавания, чтобы мы обучали учащихся навыкам 21 века. Следовательно, фокусом преподавания учителей должны стать новые подходы преподавания и обучения учащихся. « Но, что действительно новое, так это степень, в которой непрерывные изменения в мире означают, что общественный и индивидуальный успех зависят от овладения учащимися не только объемом знаний, но и навыками», - о чем говорится и в «Руководстве для руководителей» программы ЦПМ. Особенно актуальными становятся нравственные ценности семи ключевых идей Программы курсов по обучению учащихся критическому мышлению, умению работать в сотрудничестве, решать проблемы, обучение талантливых и одаренных детей, использование ИКТ, управление и лидерство в обучении, оценивание для обучения, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, обучение тому, как учиться, т.е. внедрение инноваций, уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Так идеи программы « Обучение тому, как учиться» определяют учащихся, как активных обучающихся, которые строят свое собственное понимание и готовность взять на себя ответственность за обучение таким образом, чтобы они могли обучаться самостоятельно. Значительно улучшает обучение эффективная обратная связь с учениками, их активное участие в собственном обучении, готовность к самооценке и пониманию того, как возможно улучшение своего обучения. Все актуальнее рассматривается и сущность критериального оценивания, так как для учеников и учителей важно знать цели, которых они пытаются достичь, а это требует понимания критериев достижения этих целей. Большое значение имеет и оценивание деятельности учителя. Учителя считают, что не получают никакого признания за улучшения или за свое более инновационное преподавание. Однако поощрение их деятельности является мощным средством, которое способствует развитию и стимулированию эффективного обучения. Основная идея модуля «Управление и лидерство» состоит в том, что изменения будут инициированы учителями- лидерами в результате изменения практики и образовательной политики. Учителя нашей школы и всего района уже внедряют новые подходы в преподавание и обучение, вносят свой личный вклад в развитие школьной системы образования . И здесь очень важна роль школьного директора в управлении изменениями. Бесспорно, координальные изменения давно назрели, это сейчас понятно каждому директору и педагогу, любящему свою работу. Думаю, не следует ожидать решений сверху, нужно начинать преобразование с самих себя, своего класса, школы. Словом, «Вы не должны быть великими, чтобы начать, но вы должны начать, чтобы быть великими». И ключевая роль здесь отводится школьному директору ,который должен не только руководить и контролировать развитие в школе, но и быть в курсе последних инноваций, владеть лидерскими навыками, понимать, как достичь высоких результатов в работе, для создания приверженности учителей к работе. Личное мое убеждение состоит в том, что очень важно руководителю оказывать влияние на создание условий для профессионального развития через процессы менторинга и коучинга, влиять на мотивацию и оказывать профессиональную поддержку, чтобы эффективно справляться с процессом изменений, который должен быть позитивным, основанным на поддержании доверия, где лидерство распространяется, а ответственность является общей между учителями, от которых зависит, как пройдут эти изменения. Главное, что Программа ЦПМ определяет к директорам такие ключевые категории, как: руководство преподаванием и учением, саморазвитие и развитие других, руководство совершенствованием, внедрением инноваций и изменениями, вовлечение местного сообщества в совместную работу. Да, меняется время, меняется жизнь, меняется направление в работе , а, значит, пришло время меняться и нам - администрации, педагогам и даже родителям. Лучше всех об этом говорит автор статьи С.Бич «Почему учителям нужно меняться?» «Потому, что то, чем Вы зарабатываете на жизнь, никогда не было просто работой, а в большей степени являлось миссией, потому, что отсутствие изменений означает остановку в росте. Потому что Вы любите детей и направляете их в этом быстроменяющемся мире. И чтобы сделать это, вы должны сначала обрести свой путь, потому что Вы и они должны измениться». Перед учителем стоит выполнение основной миссии школы – интеллектуальной, которая заключается в том, чтобы дать возможность каждому ученику развивать свой потенциал, выработать любовь к учению, которая не угаснет и по окончании школы, а также гражданской – подготовить всех учащихся к жизни в обществе, сделать их ответственными участниками социальных процессов, как в своей семье, так и в местном сообществе, и в государстве целом. Об этом еще раз говорит задача, поставленная Главой государства - перейти к новому качеству образования, которое и призвана обеспечить программа руководителей общеобразовательных организаций РК в 2013-2016 году. Команда развития ГУ «Свободненская СШ»: Байдильдина А.К. Сало Е.А. Тохашева М.С. | |
Просмотров: 1172 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|