Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Повышение квалификации библиотечных работников Кунязова А. С., методист Инновационного центра Павлодарской области Латыпова З. Х., к.ф.н., профессор Самоутверждение, признание – это сильнейший мотив, который долгие годы будет стимулировать работу библиотекаря. Авраева Ю. Б. Повышение квалификации библиотечных работников – постоянный планомерный процесс, целью которого является существенное улучшение деятельности библиотеки и качества обслуживания пользователей. Именно такими результатами измеряется эффективность всей системы непрерывного образования сотрудников библиотек. Новизна подхода к повышению квалификации в современных условиях состоит не только в освоении новых знаний, но и в том, что пассивные формы обучения должны быть заменены активными. Вопрос о профессиональной компетенции современных библиотечных работников на разных этапах развития библиотечной деятельности всегда оставался актуальным. Менялись задачи, формы и методы работы, совершенствовалась технология – это неизбежно подводило к необходимости овладевать новыми знаниями и умениями. Поскольку образование рассматривается как движущая сила прогрессивного и стабильного развития библиотекаря. Библиотекарь в образование – человек особый, и условия работы у него – тоже особые. Работник библиотеки – проводник культуры. Современный библиотекарь должен обладать сложными умениями, связанными с пониманием индивидуальных особенностей ученика (читателя). Сегодня постановка проблемы повышения квалификации библиотекаря связана с активным внедрением в работу библиотек информационных технологий. В этих условиях возрастает потребность библиотек в специалистах нового типа, обладающих не только широким кругозором и высокой культурой, как это требовалось ранее, но и владеющих новыми компьютерными технологиями, умеющих быстро реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать адекватные решения для овладения новыми знаниями. В условиях перехода на новые парадигмы образования библиотечный мир нуждается в новом типе информационно-библиотечного специалиста – творчески думающего, владеющего современными информационными и педагогическими технологиями, способами самостоятельного конструирования библиотечных процессов в условиях конкретной профессиональной деятельности, умением прогнозировать конечный результат. В современных условиях именно профессиональное образование становиться важнейшим источником развития общества, поэтом в числе приоритетных остается вопрос о развитии системы непрерывного образования. Так как система есть множество связанных между собой элементов, только интеграция различных форм, уровней и содержания образования позволит решить проблему современного библиотекаря. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной, ее решение – приоритетно. Не случайно основной целью современного образования является не простая совокупность знаний, умений, навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро меняющемся мире. Сегодня сотрудник школьной библиотеки поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким библиотекарем можно говорить о качественном образовании, так как качество – это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Повышение квалификации – отдельное, весьма ответственное направление деятельности библиотеки (вышестоящий уровень: работа с кадрами), которым должен заниматься библиотекарь-профессионал, в должностной инструкции которого сказано: он персонально отвечает за организацию и проведение всего комплекса соответствующей деятельности. Плановая работа по повышению квалификации сотрудников ведется рамках планирования аттестации. Хорошо разработать перспективный план, в котором будут предусмотрены общие показатели и критерии работы с кадрами. Работа с повышением квалификации должна отражаться также в планах подразделений и индивидуальных (личных) планах сотрудников, если они разрабатываются. Система повышения квалификации должна отражать следующие вопросы: стратегические и тактические задачи, принципы планирования, систему мероприятий (по уровням и кадровым категориям). Квалификационные требования должны указываться в характеристике каждого рабочего места. Конечно же: документы разрабатываются на основе штатного расписания, принятой в системе распределения функциональных обязанностей. Но и надо забывать фактор, что не всегда человек соответствует своей квалификации, известно, не все и не всегда сразу получается. Нет, к примеру, у имеющихся сотрудников необходимой квалификации (образования и опыта), которая требуется на данном рабочем месте. Приходится брать со стороны или выбирать из того, что есть. Образуется проблема, которая отражается в должностной инструкции. Последняя, в отличие от характеристики рабочего места, персонифицирована и отражает реальные, существующие на момент составления позиции. Раз тех или иных процессов сотрудник выполнять не может, так как соответствующих знаний, умений, навыков (теперь все это заменяется словом «компетенций») у него нет, то эта проблема преобразуется в задачу, которая и отражается и в должностной инструкции, и в личном плане повышения квалификации. Совокупность этих задач учитывается в плане повышения квалификации. Иначе говоря, система должна работать, в частности, так, чтобы между требованиями и компетенциями не было противоречий, чтобы каждый библиотекарь повышал свою квалификацию до уровня требований, зафиксированных в характеристике рабочего места. Иногда спрашивают: повысил квалификацию, что потом? У многих библиотекарей, нет интереса для повышения квалификации и с финансовой стороны: второй вопрос, а для чего? На данные вопросы можно дать ответ: заметим характеристики рабочих мест опережают по своим требованиям компетенции сотрудников, и это естественно: все нововведения. Появляется новая техника, новые устройства, усложняются процессы. Характеристика рабочего места – удивительно гибкий, «живой» документ. Не надо составлять их «под человека», как это нередко бывает. Если не будет новых рубежей, которые надо изучать и осваивать, не будет развития. Человек, остановившийся в своем развитии, на самом деле «растет вниз», теряет квалификацию. Работа должна напрягать (есть в английском языке глагол to strain). В противном случае говорят: он работает спустя рукава. Это выражение переводится на английский язык гораздо точнее: in a slipshod manner (дословно: в сонном состоянии). Вот и получается, что оценку работы иногда можно дать, не знакомясь с документами, достаточно просто пройти по библиотечным уровням. Методическое обеспечение системы повышения квалификации и профессионального развития библиотечных специалистов должно выражаться в координации деятельности библиотек, планировании, анализе и изучении эффективности работы по повышению и развитию профессиональной квалификации и компетентности библиотекарей. Библиотекарь сегодня выступает во многих качествах, которые не были ему свойственны прежде. Он активный субъект системы социальных коммуникаций, хозяйственник, осваивающий инновационные направления экономической деятельности в непроизводственной сфере, специалист в области новых информационных технологий и т. д. Поддерживать на нужном уровне компетенцию библиотечных специалистов на протяжении всего периода трудовой деятельности, призвана система непрерывного библиотечного образования, составной частью которого является система повышения квалификации. Немаловажное значение сегодня приобретает компетентностный подход к повышению квалификации специалистов. Актуальность компетентностного подхода связана с подготовкой компетентного, квалифицированного библиотечного специалиста, конкурентоспособного на динамично изменяющемся рынке труда, готового к самосовершенствованию и саморазвитию. В связи с этим изменяются требования к специалистам, в частности, к функциональным управленцам. Время, когда библиотекарь ограничивался сугубо традиционным набором библиотековедческих и библиографических знаний, прошло. Наступило время социальных и профессиональных контактов на ином качественном уровне. Всё это необходимо учитывать при обучении и повышении квалификации специалистов разного уровня, разного типа библиотек. Их компетентность в сочетании с кругом полномочий – залог дальнейшего развития библиотек и профессии. Самообразование каждого библиотекаря не является обязательным, а значит, форма повышения профессиональной компетентности не развивается. Во многих библиотеках нет индивидуальных планов самообразования, не выделяются часы для повышения квалификации, не существуют целевые программы развития персонала. Библиотекари фактически предоставлены сами себе. Методические четверги посещают не все библиотекари. В работе конференций участвуют определённые лица, а остальные сотрудники заняты обслуживанием, но хотя бы раз за несколько лет молодой специалист, к тому времени уже утративший этот статус, всё-таки выступает перед коллегами по какому-нибудь вопросу, теме. Как и его коллега библиотекарь со стажем задаётся вопросами: «Зачем мне читать профессиональные издания? Я и так все знаю» или «Какие перспективы передо мной открываются?», «Кому нужен мой интеллектуальный потенциал?», «Что нового я узнаю? Ведь у меня есть опыт, который является индикатором моей профессиональной пригодности и компетентности, мой ресурс, моё преимущество перед начинающим специалистом». Но ведь знания и опыт устаревают и не являются абсолютными величинами, обеспечивающими тот баланс, который необходим в разное время. Поэтому процесс развития знаний, умений, навыков и компетентности – непрерывный и не имеет каких-то временных, познавательных ограничений. | |
Просмотров: 6668 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|