12-летнее образование
Кобентаева Г.Б.
руководитель ШМО гумантиарного цикла,
учитель английского языка
КГУ «ОШ №29»
Реформирование системы образования Республики Казахстан ставит задачу подготовки компетентного и творчески ориентированного учителя, умеющего применять теоретические (предметные, педагогические, психологи-ческие и др.) знания на практике, нацеленного на самообразование и самоактуализацию в профессиональной деятельности.
Казахстан готовится к переходу на 12-летнее образование. И поэтому первым приоритетным направлением работы методической службы школы является более качественная подготовка к переходу на 12-летнее обучение, обновление содержания, форм и методов образования.
Существует длительный опыт 12-летнего образования в Западной Европе, США и Японии. В Казахстане создана нормативно-правовая база этого перехода: концепция 12-летнего среднего общего образования, государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования, действуют экспериментальные площадки по апробированию учебников новой школы и т.д.
Реализация направления МР связана прежде всего с тем, насколько каждый учитель, руководитель школы знает и понимает государственную политику в области образования, т.е. является ли основой его деятельности нормативно-правовая база от Посланий Президента РК до Программы развития школы. С этого должна начинаться реализация любой программы.
Но выдвижение (или принятие) и осознание задач на дальнюю перспективу и на ближайший год может быть реалистичным лишь при понимании сегодняшнего состояния образовательного процесса в школе, осмысления позиций учителя по отношению к ученику, к самому процессу обучения, воспитания и развития. Каковы ценности данного коллектива? Как понимается и воспринимается современная парадигма образования? Насколько широко распространены фундаментальные подходы – гуманистический и демократический - в жизни школы? Что такое качество образования сегодня? Каковы цели современного образования? Какова готовность коллектива, каждого учителя к инновациям: переходу на субъект-субъектные отношения, рефлексивное управление учением, освоению личностно-деятельностного и компетентностного подходов? Это и определяет новое мышление педагога 21 века, педагога новой школы.
В общешкольном годовом плане желателен раздел «Обновление управления школой в условиях перехода на 12-летнее образование»: реальное применение мотивационного, личностно-ориентированного подходов в работе с кадрами; формирование субъект-субъектных отношений в коллективе, углубление демократизации и гуманизации управления и самого образовательного процесса, перевод всех участников ОП в режим саморазвития. Без перестройки управления школой, управления познавательной деятельностью учащихся, как и перестройки управленческой деятельности отдела образования не может быть и речи о существенном продвижении в решении задач. Больше диалога, делегирования полномочий на основе поддержки и доверия, освоение технологий ресурсного и развивающего управления, неразрушающий контроль, преодоление попыток и навязывания административно-командного стиля управления вместе с воспитанием высокой ответственности и самостоятельности на всех уровнях управления образованием.
Казахстан переходит на 12-летнюю модель обучения
В 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения.
Правительством республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование.
«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счёт средств республиканского бюджета и столько же - за счёт местных бюджетов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.
Мировой опыт организации общего образования предусматривает 12-13-летнее обучение. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла Декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование». Так, согласно Декларации, в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе, в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира.
В мировой практике по 12-летнему обучению наметились положительные тенденции в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Так, дошкольное образование предоставляется в виде неполного учебного дня, программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе».
Инструментом реализации всех концептуальных идей обновления является государственный стандарт образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания образования для каждого из уровней школьного образования.
Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы.
Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.
|