Главная » Статьи » Профессиональное образование |
Задорожная Д.Ж., руководитель методического объединения обще-профессиональных дисциплин Педагогического колледжа иностранных языков г. Алматы, преподаватель педагогики и психологии Период подростковой «ошалелости» обычно сбивает родителей с толку. Перестают помогать испытанные методы воспитания, наказания не приносят никакого эффекта, разговор по душам не получается. Подросток все более и более отгораживается от родителей, у него начинается личная жизнь, доступ в которую взрослым либо закрыт, либо ограничен. У подростка уже есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть способы понимания окружающего мира - тип мышления. Подросток все еще получает образование. Учение занимает большую часть его времени. Что дает учение подростку? Когда школьников подросткового возраста спрашивали о том, хотели бы они учиться дома одни или нет, все опрошенные дети отвечали довольно единодушно: «В школе, если не знаешь, можно у ре¬бят спросить»... [1] В таких высказываниях, как в зеркале, видно, что процесс учения привлекает не только содержанием, но и возможностями общения со сверстниками. Психологи сегодня считают, что развитие в этом возрасте определяется об¬щением ребенка с людьми во всех формах общественно полезной деятельности: производственно-трудовой, художественной, спортивной, учебной и т.д. [2] Самое основное в развитии личности подростка - это способность переходить от одного вида деятельности к другому, что обеспечивается освоением закономерности строения человеческой деятельности. Способность переходить от одного вида деятельности к другому предполагает, что подросток владеет общими способами организации своей деятельности в любой форме — умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей. Ориентируясь на других, он умеет учитывать их чувства и интересы, желания и характер, может понимать другого и себя. Видимо, это умение - прежде всего знание о содержании различных форм деятельности. Одной из важнейших форм является труд - труд, коллективно организованный, с общественно-важным результатом. Обогащение жизни подростка за счет освоения содержания разных деятельностей дает богатый материал для воображения, для построения жизненных целей. Чтобы подросток располагал материалом для постановки цели, он должен уметь ориентироваться на существенные свойства вещей и человеческих отношений, должен уметь действовать, с этими свойствами. Данным особенностям развития личности подростка в полной мере отвечает тенденция реформирования содержания и технологий образования, прослеживающаяся в данный момент. Мы сталкиваемся с переходом от привычной педагогики к, так называемой, педагогике «новой». Знаниевая парадигма образования полностью отработала свое функциональное назначение, и процесс перехода к педагогике деятельностной, начатый более двадцати лет назад, должен быть завершен полностью. В рамках перехода на 12-летнюю модель образования, меняются и приоритетные цели образования. На первый план выходит формирование компетентностей, подготовка ребенка к деятельности, развитие умений общения и работы с информацией. Обновление педагогического направления требует от учителя перестройки собственного мировоззрения и подхода к организации учебного процесса. А в корне такого обновления лежит повышение уровня психологической компетентности педагога, развитие эмпатии и коммуникативных способностей. Потому как, для современного подростка, учебный процесс требует наличия сверхценной мотивации учения, личностно значимых моментов, резонирующих с внутренним содержанием личности ребенка. В современном информационном пространстве, педагог больше не может опираться только на поведенческую позицию человека, владеющего большим знанием. Задача педагога в новой системе образования – передача опыта действий, развитие личностных качеств подростка, что неизменно сопряжено с рядом трудностей, обусловленных возрастными особенностями развития личности детей в подростковом возрасте. В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особым вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств у других людей. Поскольку в качестве образца для подражания у подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как и взрослого, так и 6oлee молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по этому поводу. [4] Подростки любят приключенческие, романтические фильмы и соответствующую литературу, так как именно в ней встречаются герои, обладающие нужными качествами мужественности, смелости, характером и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни, воспроизводя в играх и создаваемых ими ситуациях сцены, прочитанные ими в книгах или увиденные в фильмах. [5] В наше время отношение к учащимся в подавляющем большинстве случаев зависит от номинальных показателей успеваемости в журнале. Педагог наталкивается на некоторый психологический барьер, в своей уверенности, что учащийся определенной успеваемости не сможет изменить свой уровень знаний. Более того, встречаются случаи, когда успеваемость учащихся определяет отношение к ним, как личности, что является грубейшим нарушением педагогической этики. Мы решили посвятить свое исследование выявлению практической взаимосвязи между направленностью личности и уровнем успеваемости в подростковом возрасте. Объектом нашего исследования стали студенты 1-3 курсов Педагогического колледжа иностранных языков, возрастом от 15 до 17 лет. Количество испытуемых - 96 человек. Предметом исследования стали характеристики успеваемости и направленности этих учащихся, их отношение к учебе. Цель исследования - установить степень и характеристики взаимосвязи этих величин. Задачи: 1. Определение направленности личности испытуемых, путем проведения простого теста в группах. 2. Определение успеваемости испытуемых, путем анализа учебной документации ( журналы) 3. Проведение беседы с испытуемыми о понятии «учеба» и значении его для ученика. 4. Анализ результатов тестирования и общий анализ. 5. Вывод Основная гипотеза исследования: Направленность личности тесно взаимосвязана с успеваемостью подростков. Так же, нами были выдвинуты ряд рабочих гипотез, для детального анализа предмета: 1. Направленность личности и успеваемость тесно взаимовлияют (то есть не только личностные характеристики влияют на успеваемость, но и качество оценки знаний может повлиять наличность учащегося). 2. Направленность на общение характеризуется средним уровнем успеваемости, в силу высокой потребности в общении, друзьях. 3. Направленность на дело связана с высоким уровнем успеваемости, некоторой закрытостью и формализованностью. 4. Направленность на себя связана с низким уровнем успеваемости, высокой мотивацией власти, высокими доминантными характеристиками. Методика, как следует из ее названия, используется для определения лич¬ностной направленности. С помощью методики выделяются следующие на¬правленности: 1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно выполняемой работы и окружающих, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, ин-тровертированность. [6] 2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но, часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. [7] 3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. [8] В результате исследования нами были получены следующие показатели: По направленности: Я Общение Дело чел 30 40 26 % 31,25 41,6 27,15 По успеваемости: Отличники «5» Ударники «4» Троечники «3» чел 12 60 24 % 12,5 62,5 25 Далее для выбора ученикам были предложены слова, с заданием расставить их в произвольном порядке: «1 .директор, 2.знания, З.друзья, 4.ничего хорошего, 5. второй дом», в отношении понятия «колледж». Были получены следующие результаты: 1.26 чел-27,08% 2.19 чел-19,9% 3.34 чел-35%, 4 .15 чел-5,2% 5 . 12чел-12,5%. На основе сопоставления выводов исследования выявлена высокая степень соответствия между категориями «ударников», направленностью на общение, определением категории «друзья». Сходные результаты были получены в категориях «отличников», направленности на дело, категорией «знания». В результате можно сделать выводы: «Ударники»- Я Общение Дело чел 12 30 18 % 20 50 30 «Отличники»- Я Общение Дело чел 4 4 5 % 33,3 33,3 41,6 «Троечники»- Я Общение Дело чел 12 8 4 % 50 33,3 16,7 Резюме: на основе данных результатов мы делаем выводы о том, что наша рабочая гипотеза получила свое подтверждение. Для каждого из уровней оценки школьной успеваемости характерны своего рода характеристики направленности, среди которых, впрочем, нет ни одной отрицательной. Цель нашего исследования – установить степень взаимосвязи направленности личности с уровнем успеваемости подростков, достигнута. Масштаб нашего исследования – локален, и изначально оно имело более производственно-функциональное, нежели любое другое значение, однако, эти результаты еще раз напоминают нам о том, что каждый ученик достоин своего индивидуального подхода, уже хотя бы по тому, что он - личность. Так же, каждый педагог, на данный момент должен четко понимать, что глобальные изменения в системе образования уже произошли, и для того, чтобы оставаться учителем высокого уровня, он должен чувствовать их и успевать за ними. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология М:Академический проект, 2002. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.2; Психология образования.-М.:Владос,2002. З. Мынбаева А.К., Садвакасова Э.М., Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: Учебное пособие. – 8-е изд., доп. – Алматы, 2013 4. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации.-М.:Воронеж,1998. 5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М.:Академия,2005 6. Немов Р.С. Психология. Кн.З; Психодиагностика.-М.:Владос,2002. 7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.-Спб.:Питер,2002. 8. Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб. Литер, 2003. | |
Просмотров: 1049 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|